Какое внимание оказывали Омейяды Священному Корану и арабскому языку

17 Сентябрь 2016
2622

Развитие исламских наук во время правления Омейядов. Часть вторая

В эпоху Омеядского правления большое количество неарабов приняло Ислам. Вместе с принятием Ислама они переняли у мусульман и арабский язык. Поэтому многие из принявших Ислам неарабов стали разговаривать на новом языке, а некоторые племена полностью перешли на арабский язык. Этим была вызвана необходимость создания правил арабского языка для сохранения правильного письма и произношения, что давало неарабам возможность постичь исламскую религию.

Передаётся, что человеком, повелевшим Абу Асваду Ад-Дуали, которого прозвали королем арабской грамматики, упорядочить грамматику арабского языка и установить её правила, был Зияд, наместник Муавии в Ираке. Говорят также, что Муавия (да будет доволен им Аллах) потребовал этого (упорядочить грамматику арабского языка и установить её правила) от своего наместника в Ираке, когда он увидел, с какими ошибками разговаривает один из его сыновей, который прибыл к нему. Тогда Муавия прислал его отцу Зияду письмо, в котором упрекал его за ошибки сына. Тогда Зияд и посчитал необходимым установить правила грамматики арабского языка и дал соответствующие указания Абу Асваду Ад-Дуали.

В это же время было принято решение ставить точки на буквах и огласовывать текст Священного Корана. Абу Давуд передаёт, что наместник Басры ‘Убайдуллах ибн Зияд поручил своему писарю Язиду Аль-Фариси огласовать текст Корана. А когда Хаджадж стал наместником Ирака, он поручил ‘Асиму ибн Абу Ан-Нуджуду ставить точки на буквах, с помощью которых люди, особенно неарабы, могли увидеть разницу в Коране между похожими буквами арабского языка. Таким образом, правители Омейядской династии и их наместники оказывали большое внимание Священному Корану, распространению арабского языка и Корана на новых землях.

Собрание хадисов и фикха в эпоху Омейядов

Большие усилия прилагали Омейяды и для собрания исламских знаний, особенно благородных хадисов Пророка (мир и благословение Аллаха). Иногда на этом пути им встречались некоторые трудности, ибо нельзя было допускать даже малейшую ошибку или изменение в этой науке.

Такое внимание к науке оказывалось Омейядскими правителями, начиная с тех дней, как они пришли к власти. Они прилагали все усилия, чтобы сохранить дошедшее до них исламское наследие. Марван ибн Хакам в свою бытность наместником Медины во время правления Муавии (да будет доволен им Аллах) очень старался сохранить и собирать религиозные знания и боялся, что мусульмане потеряют хотя бы малую часть этих знаний. С этой целью он приглашал к себе Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) и задавал ему вопросы. А все его ответы по приказу Марвана записывали его писари, которые в это время скрывались за занавесом.

Абдульазиз ибн Марван, когда был наместником Египта, попросил табиина Касира ибн Мурра Аль-Хазрами (да будет доволен им Аллах) записать все хадисы, которые он слышал от сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме хадисов, переданных от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Исключение для Абу Хурайры было сделано потому, что все хадисы, переданные от Абу Хурайры, имелись у него.

Многочисленные тетради, в которые были записаны знания Аз-Зухри, хранились в сокровищнице Валида ибн Абдульмалика. А Умар ибн Абдульазиз (да будет доволен им Аллах), которого называют пятым праведным халифом, сам был обладателем огромных знаний и блестящим учёным. Он очень переживал из-за того, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) приписывали лживые хадисы, которые распространились среди людей. В целях недопущения этого он поручил своему наместнику в Медине записать все достоверные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пока живы те, кто имеет знания и возможность распознать такие хадисы. Но Ибн Хазм пишет, что после смерти Правителя Умара ибн Абдульазиза (да будет доволен им Аллах) все эти записи были потеряны, и вся работа пропала даром. После него Хишам ибн Абдульмалик также дал поручение записать все, что передает Аз-Зухри.

Развитие истории в эпоху Омейядов

Некоторые исследователи утверждают, что Муавия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах) был основателем исламской истории. Достоверно установлено, что он был тем человеком, который впервые начал собирать историю не в виде отдельных рассказов о различных военных походах и случаях из жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), а как систематическое упорядоченное изложение всех событий.

От Аль-Масуди передается, что Муавия спал только треть ночи. После этого он поднимался с постели, и ему приносили тетради, в которых записаны истории прежних царей, рассказы войнах, которые они вели, и тому подобное. И несколько человек из числа его слуг, которым было поручено хранение и чтение этих тетрадей, в это время по порядку читали ему эти записи.

Муавия также пригласил в Дамаск одного из лучших учёных историков Йемена Убайда ибн Шарийя, который написал несколько книг по истории, в том числе и знаменитую книгу «Китаб аль-мулук ва ахбар аль-мазин». Убайд не был единственным учёным, которого пригласил Муавия в столицу Омейядского халифата Дамаск. Многие из арабских историков посещали Муавию.

Одна эта статья не может вместить имена всех ученых и труды, которые были написаны ими во время правления Омейядской династии. И это все является свидетельством того, что правители Омейядов уделяли большое внимание изучению различных наук.

Смотрите также:

Развитие исламских наук во время правления Омейядов. Часть первая

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.