Войны с вероотступниками при Абу Бакре Ас-Сиддике (да будет доволен им Аллах)

22 Сентябрь 2016
4499

Предисловие

Земная жизнь имеет свою неизменную закономерность – свойство бросаться из крайности в крайность, из стороны в сторону. Все в этом мире подвержено изменениям, на полную идиллию можно даже не рассчитывать, так уж задумано свыше, Всевышним Аллахом. «Ничто не вечно под луной» – много веков назад сказал классик мировой литературы Уильям Шекспир. Причем изменения могут последовать как на частном, так и на государственном уровне.

Под накатом этой разрушительной неизбежности оказывались могущественные и никем не побеждённые империи – империя Сасанидов и римлян, Золотая орда и фашистская Германия.

Не стал исключением в этом плане и Арабский халифат в самом расцвете своего становления, но благодаря стойкости и решительности первого халифа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) удалось полностью сохранить устои неокрепшего мусульманского государства.

Эффект разорвавшейся бомбы

При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) практически весь Аравийский полуостров обратился в исламскую религию, люди толпами принимали Ислам. Этот факт подчеркивается в суре «Ан-Наср»:

إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا

«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа над врагами, когда ты увидишь, как люди (арабы) толпами обращаются в религию Аллаха…». (сура Ан-Наср, 1-2)

Эти слова Всевышнего были ниспосланы в последние годы земной жизни Пророка и отображали грандиозное обращение арабов в Ислам после взятия Мекки в 630 г. н.э. Но, как показали дальнейшие события, эта коллективная солидарность не передавала истинное положение вещей арабского общества, а полная гармонизация вокруг единой религии оставалась только мечтой.

Как только Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул этот бренный мир, в Аравии началось масштабное вероотступничество, другими словами, пошел обратный процесс. Свою веру сохранили лишь жители Мекки, Медины и представители некоторых арабских племен. Это не была повсеместно спланированная акция, вероотступники не представляли собой единый фронт противостояния, а были разрознены как идеологически, так и географически. Часть из них полностью отошла от веры и вернулась в язычество, а другая часть отказалась выплачивать обязательную для мусульман милостыню (закят). Но, пожалуй, самая воинствующая и бескомпромиссная группа была представлена лжепророками, среди которых оказалось даже несколько женщин.

Слабость веры дала о себе знать

Ученые-историки приводят различные точки зрения относительно таких катастрофических перемен на Аравийском полуострове после перехода Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в мир иной. Исходя из их научных исследований, объяснить это одним фактором не представляется возможным, поскольку речь идет о комплексе причин, которые в той или иной степени повлияли на такое диссидентство в арабской среде. Первой в этом списке идет недостаточность и слабость веры, которая не смогла выдержать такого испытания и дала сбой при первой появившейся возможности.

Арабский мир, в основном бедуинская его часть, приходил в Ислам вслепую, под давлением общественного мнения и набирающей обороты новой религии. Таким образом, доверив свои религиозные взгляды большинству, арабы к тому периоду времени так и не прониклись духом и сутью исламской религии, что называется, не пропустили ее через себя. И, как следствие, это поверхностное отношение рано или поздно не могло не аукнуться. Поэтому Всевышний Аллах в Коране повествует нам о двух понятиях, отличных друг от друга в лексическом и терминологическом смысле – понятие «мусульманин» и «истинно верующий» (муъмин):

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

«Арабы (бедуины) утверждали: «Мы уверовали» (стали муъминами). Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами” (подчинились вам, опасаясь смерти и плена). Вера еще не вошла в ваши сердца…». (сура «Аль-Худжурат», 14)

Но были среди арабов и те, кто принимал Ислам, преследуя свои корыстные цели, ими управляло желание обогатиться, получить материальную выгоду от военной добычи и трофеев. Кто-то из них был впечатлен военной мощью мусульман и считал, что невступление в эту религию может угрожать его личной свободе и идеологии.

Политика Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в отношении вероотступников

Халиф мусульман Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) понимал, какую серьезную угрозу могут таить в себе отступившие от веры, но он не дергался, а сохранял полное спокойствие и хладнокровие. Первым делом был принят план по укреплению Медины и защиты местного населения от возможного вторжения вероотступников. Мужское население было приведено в полную боевую готовность.

В этот нелегкий и судьбоносный час для всей исламской уммы Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) организовал поход Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) против византийцев. Многие сподвижники не понимали этот ход Абу Бакра и начали отговаривать его от этого шага, аргументируя это тем, что военные силы нужны здесь и сейчас. Но Абу Бакр был непреклонен, от своего плана отказываться не собирался, а на критику отвечал коротко и ясно: «Если мне даже одному придется оборонять город, то я сделаю это». Такая бескомпромиссность Абу Бакра была вызвана желанием исполнить одно из последних повелений Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Именно Пророком (мир ему и благословение Аллаха) было поручено сформировать войско во главе с Усамой, но в связи с его предсмертной болезнью этот поход был отсрочен на неопределенный срок. Придя к власти, Абу Бакр тут же распорядился об отправке войска Усамы. И эта настойчивость Абу Бакра имела значительный успех в борьбе с вероотступниками. Некоторые арабские племена, планировавшие противостоять халифату, отказались от этой затеи, объяснив это тем, что если бы мусульманское государство не было сильно, то не стало бы организовывать военный поход в таких сложных условиях.

Твердость и принципиальность Абу Бакра также проявилась в отношении той категории вероотступников, которые из всех предписаний Ислама хотели упразднить для себя выплату одного из основных его столпов – закята. В их невежественном понимании закят являлся данью, а не Божьим предписанием. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не желая усугублять и так непростую ситуацию, предлагали халифу дать некое послабление и до поры до времени закрыть глаза на них. Но Абу Бакр строго заявил, что он непременно будет сражаться со всеми, кто отделяет молитву от закята, с теми, кто откажется выплачивать хоть малую часть того, что они выплачивали в своё время Пророку (мир ему и благословение Аллаха). После некоторого промедления сподвижники признали правоту Абу Бакра и согласились с ним.

И в действительности, отказ и по сути отрицание закята говорили о халатном и небрежном отношении к религии. Не говоря уже о том, что подобные действия приводят к куфру (неверию). Халиф прекрасно понимал это, как и то, что поблажка в одном вопросе может привести ко множеству других, и от религии осталось бы одно название.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

Продолжение следует…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.