Падение Миафаркина

17 Апрель 2017
1720

Пробыв после падения Багдада некоторое время в крепости Шахи, Хулагу прибыл в город Хамадан, который был центральным пунктом управления военными действиями монголов на Ближнем Востоке. Здесь он привёл в порядок некоторые свои дела и составил план дальнейших военных действий в Шаме. Самыми сильными городами Шама на то время были Алеппо и Дамаск. Соответственно, падение этих городов означало падение всего Шама.

Учитывая всё это и то, что Алеппо был расположен ближе к городу Миафаркин, который в это время держал в осаде его сын Юшумут, Хулагу решил первым делом отправиться к Алеппо. При таком раскладе, если Юшумуту понадобилась бы дополнительная помощь монгольской армии, он мог бы получить её без промедления, или наоборот, Хулагу в случае необходимости смог бы получить помощь от сына.

С этой целью огромная монгольская армия сначала отправилась по западному берегу реки Тигр в сторону города Нусайбин (расположенный в области Мардин на юге современной Турции). Этот город находился на расстоянии около ста семидесяти километров к югу от Миафаркина. Таким образом, Хулагу максимально приблизился к войскам своего сына Юшумута, однако не встретился с ним и не отправил ему подмогу, ибо был уверен в его силах и в том, что он в состоянии самостоятельно продолжить осаду.

Взяв без особого труда город Нусайбин, Хулагу отправился дальше в направлении города Харран, затем в Эдессу (Шанлыурфа), далее – в Альбиру. Завоевание этих городов давало Хулагу возможность подойти к Алеппо с севера и тем самим обезопасить свой тыл от случайных вылазок мусульман.

Перейдя вблизи города Альбира реку Евфрат с восточного берега на западный, Хулагу безо всяких усилий преодолел второе водное препятствие в этом районе. Далее он по западному берегу Евфрата отправился на юг к границе Турции и Сирии, в направлении укреплённого города Алеппо, расположенного недалеко от турецкой границы, на расстоянии около пятидесяти километров. («Аль-Музаффар Кутуз ва марака Айн Аль-Джалут», 111)

Все эти военные действия монгольской армии на территории Персии, затем Ирака, затем Турции и Сирии продолжались около года. Это был 1259 год (657 год по хиджре).

Миафаркин не сдаётся

Тем временем осада Миафаркина всё ещё продолжалась. Силы Камиля Мухаммада Аль-Аюби были на пределе, и защитники города не смогли далее удерживать город. И вот случилось трагическое событие, принёсшее боль настоящим мусульманам – пал город Миафаркин, который держал ужасную осаду монголов более полутора лет – восемнадцать месяцев беспрерывных боевых действий и джихада, на протяжении которых ни один правитель, ни один военачальник не изъявил даже желания помочь им.

Восемнадцать месяцев, в течение которых Насыр Юсуф, Аль-Ашраф, Мугис Умар и другие правители, носившие громкие имена и прозвища, наблюдали за происходящим, не предпринимая ничего для поддержки осаждённых мусульман.

Доблестный город Миафаркин пал и был отдан солдатам на разграбление. Юшумут решил сделать этот город назиданием для остальных городов региона, которые в дальнейшем смогли бы оказать сопротивление монголам. Кровавый завоеватель убил всех жителей города, сжёг все здания и строения.

Миафаркин был полностью уничтожен и опустошён. Однако правителю Камилю Мухаммаду Юшумут сохранил жизнь, чтобы увеличить его муки и страдания. Он отправил отважного командира к своему отцу Хулагу, который в это время осаждал город Алеппо.

Как был убит Камиль Мухаммад Аль-Аюби

Хулагу выместил всю свою злость и весь накопившийся гнев на Камиле Мухаммаде. В отместку Хулагу приказал заковать этого героя, отважного командира в кандалы и посадить в темницу, а потом отрезать его части тела. Дело дошло даже до того, что Хулагу заставил беспомощного Камиля Мухаммада съесть своё собственное мясо. («Аль-Хавадис аль-джамиа»)

Эти ужасные мучения храброго воина продолжались до тех пор, пока Всевышний не забрал его душу. Но такой смерти можно только позавидовать, ибо шахиды становятся обитателями Рая.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَا مِنْ نَفْسٍ تَمُوتُ، لَهَا عِنْدَ اللهِ خَيْرٌ، يَسُرُّهَا أَنْ تَرْجِعَ إِلَى الدُّنْيَا، إِلَّا الشَّهِيدُ، فَإِنَّهُ يَسُرُّهُ أَنْ يَرْجِعَ إِلَى الدُّنْيَا فَيُقْتَلَ مَرَّةً أُخْرَى، لِمَا يَرَى مِنْ فَضْلِ الشَهَادَة

«Кто бы ни умер (из верующих), он найдёт добро у Аллаха и не пожелает вернуться в этот мир, кроме шахида. Он будет рад вернуться в этот мир и быть убитым ещё раз из-за достоинств шахады (мученичества за веру), которые он увидит» (Имам Ахмад).

По другой версии передаётся, что Камиля Мухаммада, оказавшего ожесточённое сопротивление монголам, убили таким же образом, каким убили халифа Аль-Мутасима, который сдался на милость врага, не оказав никакого сопротивления. Но перед Всевышним смерть этих людей, конечно же, различалась.

Не сравнится человек, умерший униженным и оскорблённым, с человеком, который умер от рук врагов с поднятой головой, не теряя чести и достоинства. Конечно же, отличается смерть человека, умершего с мечом в руке, от смерти человека, погибшего с поднятыми перед врагами руками, как отличается воин, павший на поле брани со стрелой в груди, от дезертира, умершего от стрелы в спине, когда он убегал от врага.

Камиль Мухаммад умер именно в тот момент, в который Всевышний Аллах предписал ему умереть; никто ни на секунду не убавил и не прибавил отпущенный ему Всевышним срок. Точно так же умер и халиф Аль-Мутасим – именно в момент, предписанный ему Всевышним. Поистине, трусость не продлит жизнь, точно так же, как храбрость не уменьшит её. Камиль Мухаммад, который оставался зажжённой свечой в накрывшем мусульманский мир мраке, пал шахидом.

Кровавый тиран Хулагу не ограничился теми мучениями, которые причиняли Камилю Мухаммаду до самой смерти. Он приказал отрубить его голову и обойти с ней все без исключения города Шама, чтобы его мученическая смерть была назиданием для всех мусульман. Последним из городов Шама, куда привезли голову Камиля Мухаммада, был Дамаск. Голова последнего героя Шама некоторое время висела на городских воротах, а затем была захоронена в одной из мечетей Дамаска, которую в дальнейшем назвали «Масджид Ар-Раъс» (мечеть головы). («Аль-Бидая ва ан-нихая», Ибн Касир 249/13)

После падения Миафаркина и убийства Камиля Мухаммада мусульмане потеряли моральный дух и всякую надежду на спасение от монголов. Эти же события, наоборот, воодушевили монгольскую армию, что привело к активизации её наступательных действий на Алеппо.

Осада Алеппо продолжалась семь дней, после чего, когда моголы дали жителям города гарантии безопасности, была достигнута договорённость о сдаче города. Не оказав сопротивления, жители Алеппо открыли ворота города перед Хулагу, и Алеппо пал перед монголами.

Смотрите также:

Осада Миафаркина

Опустошение Шама монголами. Часть 1

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.