Славяне-мусульмане

4 Май 2017

На сегодняшний день славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность; общая численность славян составляет около 300 млн. человек. Её представители делятся на три подгруппы: восточную (русские, украинцы и белорусы), западную (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы).

В подавляющем большинстве эти народы проповедуют христианство в разных его течениях. Но, как это ни удивительно, не все славянские народы – христиане, среди них есть и мусульмане, проповедующие свою религию уже на протяжении сотен лет. Кто эти люди, где они живут и сколько их в современном мире – в нашей статье.

«Поразительно то, насколько естественно и органично они сумели выразить самые глубокие исламские переживания на родном и народном славянском языке. Читая их боговосхваления, гимны и прославления Пророка, мир ему и молитва, а также описания обрядов, созданных на исконном, от души идущем славянском языке, было невозможно не прочувствовать, что Ислам – это не нечто чуждое и навязанное им турецкими завоевателями». (русский мусульманин о боснийцах)

Первые из славян-мусульман – босняки (или бошняки)

Бошняки возникли в результате обращения в Ислам южных славян (в основном сербов и хорватов). В переписях населения Югославии за 1960-1970-е годы вместо термина «боснийцы» употребляется термин «славяне-мусульмане».

Численность мусульман в Боснии и Герцеговине — 2,2 млн человек (2005). Живут они также в Германии (158 тыс. человек), Сербии (145 тыс. человек), Австрии (108 тыс. человек), США (98 тыс. человек), Швеции (55 тыс. человек). Общая численность – 3,2 млн человек.

Вплоть до X в. население большей части Боснии было язычниками, хотя в Герцеговине принятие христианства произошло довольно рано.

В XV веке Босния вошла в состав Османской империи. Турки объявили, что перешедшие в Ислам получат освобождение от налогов и другие привилегии: славянская знать, принявшая Ислам, приравнивалась к турецкой знати.

На территории Боснии христианская культура распространилась позднее, чем на остальных южнославянских землях, поэтому и сам процесс обращения в Ислам выглядел органичнее и не встретил бурного противостояния со стороны населения.

Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины. Исламские мотивы ярко выражены в архитектуре постоялых дворов, мостов и других сооружений. Сохранились исламские рукописи, украшенные цветными рисунками. Исламские мелодии прослеживаются в боснийской народной музыке, в первую очередь в лирических песнях.

Следующая мусульманская народность славян – помаки

Помаки – принявшие Ислам болгары (по другой, менее популярной версии — потомки тюрков). Они отличаются от всех остальных славян-мусульман тем, что говорят на болгарском языке не только с вкраплениями турецких слов, но и с обилием старославянизмов.

Современные помаки проживают преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии — в основном в Родопских горах к югу от Пловдива и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков живёт также в соседних регионах Греции, особенно в номе Ксанти (Западная Фракия). Бо́льшая часть общины в Турции ассимилирована, утратила славянский язык и культурные особенности и влилась в турецкий этнос.

Причиной принятия Ислама помаками, как и босняками, стало господство Османской империи на Балканах в XIV-XIX веках.

Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом «чистого» болгарского), культуру и традиции.

Став мусульманами, помаки служили надёжной опорой турецкому владычеству на Балканах. Они предоставляли султанам прекрасных солдат и даже даровитых пашей, участвовали в подавлении греческого восстания 1821 г., поддерживали Турцию во время последнего болгарского восстания и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Помаки даже не подчинялись некоторое время решению Берлинского конгресса, присоединившего часть территории их проживания к Восточной Румелии, и выказали верность Турции во время греко-турецкой войны 1897 г.

Третья славянская народность, нашедшая свой путь в Исламе – торбеши

Торбеши — обратившиеся в Ислам в XV-XVIII македонцы, жители западной части страны, сохранившие в чистом виде свой язык (только изредка они говорят на смеси македонского и сербского). Никаких альтернативных версий их происхождения не существует; торбеши — стопроцентные славяне. Сложность их существования кроется в неоднородном составе самой Македонии: турецкое влияние, неразрывная связь с Болгарией, присутствие огромной албанской общины. Часть торбешей была ими ассимилирована, другая же и по сей день настаивает на уникальности своей национальной идентичности.

Среди македонцев распространялся по преимуществу суннитский ислам ханафитского мазхаба — официального в Османской империи. Благодатную почву нашли в Македонии и суфийские ордена — Накшбанди, Хельвети, Кадари, Руфаи и Малами.

Сегодня в Македонии по разным данным проживает от 40 до 80 тысяч торбешей. Разница в данных вызвана ассимиляцией, поскольку многие македонцы-мусульмане, являясь славянами как по языку, так и по культуре и внешнему виду, идентифицируют себя как турки или албанцы.

Четвёртая группа славян, принявшая Ислам – горанцы

О горанцах удалось получить меньше информации, чем о предыдущих славянах-мусульманах. Горанцы — мусульманские жители южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском или диалекте болгарского языка. Горанцы говорят на своём особом языке, он «ни сербский, ни македонский, ни албанский», но содержит элементы этих трёх языков. До НАТОвской операции 1999 года горанцы славились своей чудесной выпечкой. Но после обострения албанского конфликта большая часть общины покинула насиженные места и сейчас живёт в Сербии. И там они тоже славятся своими кулинарными изысками.

Пятая категория – черногорцы-потуреченцы

Черногорцы-потуреченцыещё одна славяно-мусульманская общность. Они являются потомками жителей Черногории. Они тоже приняли Ислам под влиянием Османов, но, в отличие от других балканских племён, принявших мусульманство, они неоднократно восставали против турок. Так, в 1712 году армия черногорцев разбила турецкое войско, при этом отделавшись минимальными потерями.

Сейчас местные славяне-мусульмане не столь многочисленны, и на сегодняшний день их насчитывается около нескольких тысяч, большинство из которых проживает в Черногории.

Конечно же, Ислам проповедуют не только эти пять славянских народностей – и другие национальности, не только славянские, избрали эту мировую религию своим руководством в жизни. Однако именно эти пять народностей позиционируют себя в качестве целой славянской нации, проповедующей Ислам.

Есть разные версии об истории обращения балканских народов в мусульманство. Кто-то считает, что это происходило насильственно, а кто-то, наоборот, что добровольно. И белые пятна в истории этого процесса дают повод и тем, и тем выдвигать свои версии. Точного ответ на этот вопрос не существует, однако надо отметить, что заставить кого-либо верить или не верить невозможно, ибо это удел сердца, а ему, как известно, не прикажешь.

От себя могу добавить лишь, что если бы эти народы были обращены в Ислам «насильственно», после ослабления и падения Османской империи при желании они могли бы массово отойти от веры в Аллаха. Однако этого не произошло и, думается, никогда не произойдёт.

Дай Аллах и нам крепко держаться за вервь Его религии и стойко переносить трудности на этом пути.

Махач Гитиновасов