Морской бой Зату Савари

3 Июнь 2017

Многовековая история Ислама полна многочисленных батальных сражений. Эти события укрепляли устои исламского государства на геополитической карте мира.

Бадр, Ухуд, Кадисия, Ярмук. Названия этих и многих других сражений известны даже рядовому читателю. Эти боестолкновения, в которые мусульманам вынужденно приходилось ввязываться, сыграли важную защитную функцию для Ислама, обороняя его от атак извне.

Но вышеуказанные боевые действия велись исключительно на суше. О выходе в море тогда не было и речи, флот византийцев был на нём единственным и полноправным хозяином. Но всему, как известно, есть конец.

Конец гегемонии византийцев на море наступил во времена правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Всё было предрешено в первом морском бою мусульман против византийцев. Это сражение вошло в историю как Зату Савари.

К этому моменту территория могущественной когда-то Византийской империи постепенно сокращалась. Ряд поражений, нанесённых Византии халифатом, сломил её противостояние в Шаме. Вслед за Шамом мусульмане продолжили завоевательные походы уже на Африканском континенте, где был взят имеющий важное стратегическое значение Египет.

Византийцы жаждали реванша. Планировалось вернуть под свой контроль Александрию, а в целом обезопасить выход в Средиземное море от возможных атак мусульман. Византийцы также хотели исключить нападение на Константинополь со стороны моря.

Император Константин был уверен в своём полном превосходстве на море и гарантированно ждал вожделенной победы. В бой была брошена тысяча кораблей. У мусульман, даже при объединении двух портов, набиралось лишь 200 кораблей. Но мусульман такой явный численный перевес противника не пугал, им это было не впервой.

Однако многолетний опыт ведения морских боев был преимуществом византийцев. Мусульмане могли противопоставить этому свою крепкую веру, которая безотказно помогала им в предыдущих военных кампаниях.

Кроме духовной силы, ими были также накоплены серьёзные навыки по ведению боевых действий. По благословению халифа Усмана и под непосредственным руководством Абдуллы ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) мусульмане вышли в море, где их уже поджидали военные корабли византийцев.

По словам одного из очевидцев этих событий – Малика ибн Авса, погодные условия на море были для них неблагоприятными. Мусульмане располагались против ветра, когда как византийцы – по ветру. В течение часа никаких контактов между ними не было. Корабли, бросив якоря, держались на своих позициях.

Вскоре традиционные переговоры всё же начались, но так же быстро и закончились. Мусульмане предлагали византийцам сразиться на суше. Но те были уверены в своих силах, и поэтому предпочли остаться на море.

Наступила последняя ночь перед битвой. Мусульмане провели её в усердном богослужении. Поминание Всевышнего, обращение к Нему, мольбы о помощи, ночное бдение – всё это напоминало жужжание пчел. А византийцы неустанно били в колокола.

Таким образом, каждая из сторон морально настраивала себя на победу. После утренней молитвы главнокомандующий мусульман обратился к своим соратникам за советом.

В ходе обсуждений зародилась гениальная идея – вплотную приблизиться к вражеским кораблям и связать их канатами. Эта тактика резко снижала бы стратегическое преимущество византийцев и не давала бы им возможность маневрировать в море. Кроме этого, связанные между собой 1200 кораблей в какой-то степени напоминали бы сушу, где мусульманам более комфортно сражаться.

Мусульмане принялись осуществлять этот план, а византийцы, так и не успев опомниться, оказались связанными роковыми для себя канатами. Отдельного упоминания заслуживают те, благодаря кому эта тактика стала возможной. Операция по связыванию кораблей была проведена водолазами, которые, рискуя жизнью, справились с поставленной перед ним задачей. Да, эта была спецоперация, которая и предрешила исход противостояния на море.

Что касается самого сражения, то оно проходило чрезвычайно жёстко. Потерь с обеих сторон было катастрофически много. Поверхность воды была заполнена телами погибших, синее море стало устрашающе красным.

Один из византийских историков даже назовёт Зату Савари вторым Ярмуком. На страницах ISLAMDAG.RU мы рассказывали о разгромном поражении византийцев на Ярмуке. Примерно такая участь ожидала их и в Зату Савари. Но до полной капитуляции они предприняли попытку потопить корабль командующего мусульман Абдуллы и тем самым сломить боевой дух мусульман. Но поперек их планам стал человек по имени 'Алкама ибн Язид, который самоотверженно бросился на защиту своего командира.

После этого мусульмане довели дело до победы, а византийцы в очередной раз потерпели унизительное для себя фиаско. Причем на сей раз по итогам военной кампании они лишились своего императора.

Хотя Константин и избежал гибели на море, смерть поджидала его на острове Сицилия, где он, в отместку за поражение, был убит своими же единоверцами.

По материалам Islamstory.com

Подготовил Хаджимурад Алиев