Испытания Ибн Хиббана (273–354/887–965)

13 Октябрь 2017

Ибн Хиббан родился в 887 году (273 по хиджре) в городе Буст (ныне Лашкаргах) области Сиджистан, провинции Герат, Афганистан. Полное имя богослова Абу́ Ха́тим Муха́ммад ибн Хибба́на т-Тами́миа д-Да́рими аль-Бусти́. В поисках исламских знаний он объездил более 40 мусульманских городов и брал уроки у более чем двух тысяч алимов.

Ибн Хиббан являлся автором многих книг в различных областях исламской науки. Его перу принадлежат труды по фикху (исламскому праву), истории, астрономии, медицине и, конечно же, по хадисам.

Сборник хадисов Ибн Хиббана, известный как «Сахих Ибн Хиббан», входит в число наиболее авторитетных сборников хадисов после «Сахихов» Бухари и Муслима.

Как и в жизни многих больших учёных, в жизни ИбнХиббана тоже были испытания и несчастья. Но, в отличие от многих других беда, коснувшаяся богослова, пришла к нему всего лишь из-за одного сказанного им слова. Однако обо всём по порядку.

Испытания

Как-то у Ибн Хиббана во время урока в Нишапуре спросили о том, что такое пророчество, на что алим ответил: «Это знания и следование им».

К сожалению, эти слова услышал один из проповедников, присутствовавших там, и обвинил учёного в отходе от Ислама. Он предположил, что Ибн Хиббан утверждает, что якобы пророком Аллаха может стать любой имеющий знания и практикующий их в жизни, тогда как на самом деле пророками становятся лишь избранные Аллахом люди.

Услышав эти обвинения в адрес Ибн Хиббана, присутствующие подняли шум и крик. Одни поддерживали обвинения в адрес алима, а другие, наоборот, отражали их. Но криками в мечети дело не ограничилось, вскоре недоброжелатели Ибн Хиббана вынесли решение, что выдающийся мухаддис, сказав эти слова, вышел из лона Ислама, и запретили людям обучаться у него.

Противостояние сторон дошло до того, что недруги даже написали письмо к халифу, прося разрешения на казнь «неверного» учёного. Но правитель проявил благоразумие и призвал их сначала удостовериться в обоснованности обвинений в адрес алима, и только если они подтвердятся, прибегнуть к крайней мере.

Конечно же, вина алима не была доказана, но недоброжелатели всё равно не оставили богослова в покое. Они вынудили его покинуть Нишапур и вернуться в свой родной Буст, где он, отлучённый от преподавания, оставался до конца своей жизни.

Давайте проанализируем, неужели одно слово может привести к таким серьёзным последствиям? Ответ, как видим, утвердительный. Многим людям почему-то ничего не стоит оболгать или обвинить другого и даже обвинить человека в смертных грехах.

Хотя Имам Малик и говори: «Если человек сказал слова, которые могут расцениваться как куфр в 99 случаях из ста, и только в одном случае – как иман (относящиеся к Исламу), мы отнесём их к иману», но многие делают из таких слов свои выводы, зачастую даже не спросив автора о том, что он имел ввиду, говоря их.

Какова была истина?

Истина такова, что слова: «Пророчество – это и знания, и следование им» могут сказать, как мусульмане, так и еретики.

С точки зрения Ислама

Мусульмане могут сказать подобное, указывая на то, что знания и следование им – важнейшая составляющая пророчества. Ибо нет ни одного пророка, который бы не обладал этими качествами. Однако не каждый, кто обладает этими качествами, является пророком, так как пророчество – дар Всевышнего, а не обретаемая многочисленными богослужениями и научными изысканиями степень.

С точки зрения заблудших философов

Слова «Пророчество – это и знания, и следование им» говорят и заблудшие философы. Они утверждают, что пророком Аллаха может стать любой знающий и следующий своим знаниям учёный, много занимающийся укрощением своего нафса и самовоспитанием. Но такая точка зрения в корне не соответствует Корану, Сунне и единогласному мнению мусульманских богословов и выводит человека из Ислама.

Оправдание доброжелателей Ибн Хиббана

Слова Ибн Хиббана подобны словам Пророка : «Хадж – это ‘Арафа». Известно, что стояние на горе ‘Арафа является важнейшей составной частью (рукну) хаджа, но не является единственным условием паломничества. Но, несмотря на это, Посланник Аллаха сказал так, желая указать на важность стояния на Арафа для совершающего хадж.

Так же, как «‘Арафа» является важнейшей составляющей хаджа, так и знания, и следование им – неотъемлемая составляющая пророчества. И слова Ибн Хиббана тоже следовало истолковать именно так. Ведь такой большой, всеми признанный богослов не мог высказать столь нелепое утверждение.

P.S.

Ситуация, описанная в данной статье, не исключение, а скорее, правило. В подобной ситуации оказывался и имам Бухари, и многие другие алимы. К большому сожалению, такая практика обвинений в адрес алимов продолжается и по сей день. Даже не поинтересовавшись у автора об истинном смысле сказанного им, некоторые «люди» спешат обвинить его во всех смертных грехах и даже в куфре (неверии).

К счастью, как гласит татарская пословица, алмаз остаётся алмазом, даже если бросить его в грязь. И Всевышний возвышает Своих искренних рабов, как бы их ни поливали грязью недруги.

Прекрасным тому подтверждением служит пример Ибн Хиббана. Несмотря на то, что после кончины алима прошло больше тысячи лет, его имя на слуху у верующих и служит маяком для ищущих знания и наставления в религии.

Да одарит Аллах нас любовью к истинным алимам Ислама и соберёт нас вместе с ними в Раю. Амин!

 

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.