Завещание Абу Бакра Аль-Аймаки

21 Сентябрь 2018 2440

У учёных Ислама было принято писать свои завещания в виде наставлений о достоинстве приобретения знаний и их использовании на практике. Из таких можно выделить:

- завещание имама Абу Ханифы своему ученику Абу Юсуфу;

- завещание имама Аш-Шафии своему сыну;

- завещание Абу Валид Сулаймана аль-Баджи своему сыну;

- завещание имама аль-Газали студенту, который попросил его написать ему наставления о пути приближения к Аллаху;

- завещание Ибн аль-Джавзи своему сыну о требовании знаний;

- завещание султана учёных ‘Изз Ибн Абд Ас-Салама и других, да смилуется над ними всеми Аллах.

Подобные завещания мы часто встречаем и у учёных из Дагестана. Следующий документ был найден в библиотеке ученого шейха Накшбандийского тариката Мухаммад-хафиза Афанди из Тидиба (Шамильский район) (1895 – 1985 г.). В нем приводится завещание известного учёного из Дагестана Абу Бакра аль-Аймаки (да смилуется над ним Аллах) требующим исламских знаний.

Абу Бакр аль-Аймаки был выдающимся ученым, подобно морю знания, ожижителем сунны, набожным человеком, познавшим Всевышнего Аллаха. Он умер в 1791 (1205 по хиджре).

Текст завещания:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том свете.

Хвала Аллаху, блага которого не прекращаются, мир и благословение Мухаммаду, который повелевал благое и отстранял от порицаемого, его семейству и сподвижникам - обладателям разума.

А затем это завещание нуждающегося во Всемогущем Аллахе Абу Бакра аль-Аймаки, адресованное каждому, кто слышит и прислушивается, затем удерживается и остерегается.

Я завещаю вам, о, мои братья, то, что завещали пророки (мир им) и праведные предшественники: бояться Аллаха тайно и явно, не оставлять богобоязненность из-за людей, высокомерия, показухи, тщеславия и прочего.

Поистине, тот, кто отдалится от богобоязненности, очень сожалеет, но это ему не принесет пользы ни в этом мире, ни в мире потустороннем. Потому что если он угодил людям посредством того, чем гневается Аллах, Аллах обрушит на него свой гнев, а если угодил Аллаху посредством того, чем гневаются люди, то, поистине, Аллах удовлетворит его и сделает людей довольными им.

Будьте убеждены, что всё лучшее кроется в богобоязненности, так как Всевышний Аллах похвалил богобоязненность в Своей книге более чем в тридцати аятах, также хвалил и Его Посланник . Вы держитесь за богобоязненность своими коренными зубами, и Аллах вас вознаградит обильными наградами и своим довольством.

Вы остерегайтесь пренебрегать намазом, откладывая его от начала отрезка времени, отведенного на его совершение, или же не придавая значения совершению его в коллективе (с джамаатом), или не изучая его составные части и условия действительности, или не совершая его во время болезни, или же оставляя его, чтобы потом возместить, потому что, поистине, намаз - это опора религии, и не улучшится ничего, если эта опора разрушена.

Вы остерегайтесь отдалиться от изучения и обучения знаниям, будь то ночью или днём, поистине, изучение знаний является благодатью, а оставление его – горем.

Вы остерегайтесь заниматься изучением аятов [из Корана], пока не получите необходимый для этого багаж знаний из науки «Усуль ад-дин» и «Фикх», так как это подобно возведению строения без фундамента, а тот, кто строит без фундамента – в дальнейшем сожалеет, когда его постройка разрушится.

Вы остерегайтесь плохого намерения на пути получения знаний, изучая его ради почета, имущества и получения мирских благ, поистине это запрещено (харам), более того, правитель обязан, когда узнает от студента такое намерение, выгнать его из медресе и мечети, так как это является приобретением мирского посредством потустороннего (ахирата). А тот, кто приобретет мирское посредством ахирата, явно потерпел большой убыток.

Вы улучшайте свои намерения при изучении знаний, изучая их с целью практиковать и следовать им, потому что тот, кто совершает деяния без знания подобен тому, кто построил дом на навозной яме.

Приобретайте знания ради довольства Милостивого Господа, а также, чтобы победить шайтана и наставить людей. Поистине, учёный, следующий своим знаниям, ненавистнее шайтану, чем тысячи поклоняющихся Аллаху людей. Наставление Аллахом одного человека на прямой путь посредством тебя – лучше обладания самыми дорогими верблюдами.

Вы остерегайтесь приобретать знания ради получения должности имама и кадия (шариатского судьи), говоря, что работа имама является одной из коллективных обязанностей (фарз аль-кифая). Поистине, хоть работа имама считается из фарзов аль-кифая должностью, куда ниспосылаются беды и наказания, так как господин людей Пророк сказал Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) подобные по смыслу слова: «О, Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, не берись править и судить, даже между двумя людьми». А разве ты выше Абу Зарра? И кто вообще выше или равен ему?

Ты остерегайся говорить, что знания забываются, если не работать имамом, ведь если ты искусен в знаниях, то нет для тебя нужды в должности имама, чтобы повторять (вспоминать) полученные ранее знания, ибо каждый будет у тебя брать знания (спрашивать тебя), и ты всем сердцем всегда будешь занят изучением и практикой приобретенных знаний и не забудешь ничего.

А если же ты еще у подножья горы знаний, то как ты намерен, не имея никакого багажа, взойти на гору имамства, которая считается самой высокой горой? Скорее всего ты остановишься на середине горы голодным, жаждущим, без провизии, а это – дело дураков и невежд.

Остерегайся погубить приобретение знаний показухой, показывая людям что ты выше своих сверстников, в противном случае, поистине, Аллах разгневается на тебя. Ты оставайся неизвестным, кроме того случая, если у тебя хорошие намерения в возвеличивании себя: или для того, чтобы люди приобретали от тебя знания, или рассказывая им о тех дарах, которыми Аллах наделил тебя. В таком случае нет ничего плохого, даже если ты будешь говорить: «Спрашивайте меня, и я отвечу вам».

Остерегайся переступать границы Аллаха и его запреты, проявляя неустрашимость перед Аллахом, а то, поистине, Аллах накажет тебя, и ты будешь сожалеть об этом, но сожаление не принесет пользы.

Остерегайся, и еще раз остерегайся выпить всякое мерзкое, грязное, нечистое опьяняющее вещество, так как это является источником всех бед и смут. Выпивающий его не придаёт значение совершению больших грехов, таких как: убийство, прелюбодеяние, хула, клевета, поношение, ложная клятва. Также он не придает значения совершению других омерзительных деяний, и сердце его не очищается для богослужения и приобретения знаний.

Остерегайся полностью вдаваться в приобретении мирского, однако зарабатывай то, что необходимо, чтобы сохранить себя, так как зарабатывание собственным трудом – качество праведных людей.

Остерегайся просить имущества у богатых людей, так как это – унижение и позор, а ведь нет ничего более дорогого, чем знания. Недопустимо, чтобы ты унизил знания, стоя перед у дверей богатых людей.

Однако, если кто-нибудь из них придет сам и даст вам что-либо без вашей просьбы – то прими это с намерением следовать в этом за праведными предшественниками (саляф ас-алихин), как об этом передаётся в одном хадисе.

Ты налаживай отношения с народом внешне, но не соглашайся сердцем с их порицаемыми поступками. Поистине, если ты их полностью оставишь и отдалишься от них, то они ввергнут тебя в смуту и будут наговаривать на тебя, а это не понравится твоему сердцу, и ты начнёшь отвечать им.

В свою очередь, это станет причиной увеличения зависти, из-за чего ты пропустишь много хорошего. А если же ты будешь порицать их сердцем, то будешь в безопасности от всего этого.

Остерегайся дружбы с невежественным человеком и не считай его своим другом, так как друг – это тот, кто готов потерпеть вред себе ради того, чтобы было хорошо его другу, и у тебя с другом должно быть также.

Остерегайся рассказывать о своих ошибках невежественному человеку. Даже если он обещал молчать, никогда так не делай. Поистине, ты сожалеешь, когда он не исполнит обет, а ты будешь требовать исполнение обещаний от невежд.

Остерегайся просить у невежественного человека то, за что он будет тебя попрекать, а если он не попрекнет, то ты в любом случае унизишься перед ним.

Остерегайся рассказывать кому-либо о своих грехах, ты унизишься в его глазах и будешь его соучастником в этом грехе.

Остерегайся приступать к совершению хаджа без должной провизии на это, так как это является бросанием себя на погибель, а это запрещено. И не говори: «Я надеюсь, что Аллах даст мне это (в пути)», так как это просто намерение, а не надежда.

Сколько же тех, кто вышли в путь с подобными надеждами, а потом сожалели за пропущенные обязательные деяния. Когда человек знает, что может пропустить хоть один намаз, если в пути будут помехи, то ему нельзя выходить в путь, как об этом написано в книгах. А от Аллаха тауфик.

Абу Бакр аль-Аймаки».

Подготовил: Муса Багилов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.