
Именем Всемилостивого Творца!
Время правления праведного халифа Усмана бин Аффана رضي الله عنه славилось множеством достоинств. Халиф служит для нас прекрасным примером стремления возвысить Ислам и оказать поддержку общине. В ходе его правления был составлен единый официальный письменный свод Корана, была расширена Мечеть Пророка ﷺ в лучезарной Медине, мусульманам удалось распространить религию на большой территории, они дошли до Африки, Андалусии (Испании) и т. д.
В хадисе, переданном ат-Тирмизи, сообщается, что, когда Пророк ﷺ готовил войско к походу на Табук, Усман принёс ему тысячу динаров (золотых монет). Посланник Аллаха ﷺ, перебирая эти динары, дважды сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, ничто уже не навредит ему!»
Однако, несмотря на всё это, в эпоху Усмана бин Аффана внутри государства разгорелись волнения и смуты. Зачинщики волнений воспользовались мягкостью характера, чувствительностью и скромностью халифа. Самым серьёзным был мятеж, устроенный в начале мая 656 года.
Об этом предупреждал Пророк ﷺ. В хадисе, переданном ат-Тирмизи со слов Ибн Умара, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ как-то раз упомянул смуту, затем, указав на Усмана, сказал: «В ней (в смуте) он (Усман) будет несправедливо убит».
Халиф также передал слова Посланника Аллаха ﷺ: «О Усман, возможно, Аллах наденет на тебя рубаху (даст бразды правления Халифатом), и если лицемеры захотят снять её с тебя, то ни в коем случае не снимай её, пока не встретишься со мной».
Против халифа стали плести интриги низкие люди и враги Ислама. К их числу относился Абдуллах бин Саба (он же Ибн ас-Савда) — иудей из Йемена, притворно принявший Ислам во время правления Усмана.
С появлением первых признаков смуты в конце эпохи правления Усмана имя Абдуллаха стало известно. Он объезжал разные края, где жили мусульмане, и в каждой провинции распространял ложные слухи о несправедливости Усмана по отношению к жителям другой провинции, в результате чего люди стали думать, что те живут лучше жителей других провинций. Кроме того, он убеждал всех в том, что у Али больше прав быть халифом, чем у Усмана. Он рассказывал хадисы Пророка ﷺ, в которых восхвалялся Али.
Он прибыл в Медину и, выдавая себя за правоверного мусульманина, изучил обстановку и состояние мусульманского общества. Оттуда он отправился в Басру, Куфу и затем в Шам. Везде он порицал назначенных халифом правителей провинций и распространял слухи, что Усман не достоин быть халифом. Это было причиной первой смуты в истории Ислама. Чем активнее он вёл свою грязную политику, тем больше поступало жалоб от людей на своих правителей. Этой смуте способствовали и шпионы византийских и персидских чиновников, которых мусульмане лишили власти и богатства.
В Шаме Абдуллаха бин Саба никто не послушал, его выдворили оттуда. Тогда он отправился в Египет. Там он, показывая ложную любовь, приверженность к Али бин Абу Талибу и членам семейства Посланника Аллаха ﷺ, стал подбивать людей начать революцию против халифа. Он говорил людям: «Разве Мухаммад не является для Аллаха более достойным, чем Иса?… В таком случае, поистине, Мухаммад больше, чем Иса, заслуживает того, чтобы возвратиться к людям. А вернуться Мухаммад может в лице сына своего дяди — Али, который является наиболее близким к нему человеком». (Ибн Касир)
Затем он отправил своих доверенных лиц в разные провинции мусульманского государства с посланиями ко всем, кто уже был недоволен политикой халифа. И будущие мятежники, собираясь у себя в провинциях, стали рассказывать о недостатках правителей. Так смутьян смог объединить всех, кто был недоволен халифом, настроить и поднять их против него.
Своей лестью Ибн ас-Савда смог обмануть людей в Египте после того, как его слова были отвергнуты в Йемене и Шаме и не нашли там ни у кого поддержки. Люди, обманутые его речью, отправились вместе с ним в Медину, чтобы восстать против Усмана бин Аффана. В результате повелитель правоверных был убит, несмотря на то, что он был человеком, о достоинстве которого Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, ничто уже не навредит ему!»
Убийство Усмана открыло целую череду мятежей. Хузайфа рассказывает: «Первая смута — убийство Усмана, а последняя — приход ложного мессии (антихриста, Даджаля). Клянусь Аллахом, в Чьей власти находится моя душа, человек, имеющий в сердце хоть мельчайшую крупицу одобрения (желания) убийства Усмана, непременно последует за антихристом, если он застанет его приход до своей смерти. Если же этот человек не застанет приход Даджаля, то он уверует в него в своей могиле».
Также разделение мусульманской общины на две части — суннитов и шиитов — берёт своё начало именно из этого периода; случилось это благодаря стараниям Абудаллаха бин Саба.
Напомним, что это тот самый Ибн Саба, который утверждал, что очень любит Али бин Абу Талиба, что Али имеет больше прав быть халифом, нежели Усман бин Аффан. Однако в итоге он послужил причиной убийства Усмана, он же устроил козни против Али, результатом которых стали две прискорбных битвы между мусульманами, а также появление раскольников — хариджитов. Ибн Саба раздувал огонь этой смуты, начиная с планов убийства Усмана и заканчивая планами убийства Али.
Да, после убийства халифа Усмана мятежники ограбили дом халифа, потом отправились в государственную казну и разграбили её тоже.
P. S.
Такие Абдуллахи, мечтающие посеять раздор между мусульманами, имеются и в наше время. Они призывают к митингам, восстаниям и смутам, скрываясь за пределами страны. Их абсолютно не волнует судьба нашей Родины, судьбы мусульман. Объезжать разные страны и города и управлять умами многих людей, как это делал Абдуллах ибн Саба, они не в состоянии (просто не хватает на это ни ума, ни храбрости), но за ними стоят кукловоды, которым, надо признать, удаётся успешно сеять раздор и смуту благодаря всемирной паутине.
Дорогие братья и сёстры! Шейх Рамадан аль-Бути пишет, что тот, кто изучил позиции хариджитов и их превращение из помощников и защитников Али в его врагов и бунтовщиков, не усомнится в том, что они стали жертвами крайности, радикализма. Ислам в своих постулатах веры и правилах поведения основывается на умеренности. Понять пределы умеренности можно только благодаря нормам и мерилам истинных знаний. Тот, кто черпает свои знания из источников Ислама, подчиняется его правилам и требованиям, кто ищет мягкости и вооружён терпением, тот избавится от тяги к неумеренности или к небрежности в соблюдении.
Рамадан аль-Бути также пишет, что большая часть тех мятежников состояла из грубых, невоспитанных кочевников и чёрствых арабов. Они не обладали знаниями, которые привели бы их к кротости, доброте, благоразумию и терпению. Поэтому они обвинили Али в неверии из-за того, что он согласился на третейский суд. От этой позиции хариджитов произошла их привычка вешать ярлык неверия на людей.
Последствия этих крайностей ощутимы и в нашу эпоху. Привычка обвинять в неверии по малейшему поводу олицетворяет умонастроение радикализма. Это мировоззрение, которое отвергается истинным знанием.
Поэтому нам следует черпать знания о своей религии из проверенных источников, у истинных учёных-богословов и следовать им — в этом наше спасение в обоих мирах.
Гаджиев М. П.