Арабодагестанцы

7 Декабрь 2011
5349

Какими бы сильными ни были советская пропаганда и советское культурное влияние, они не могли уничтожить генетическую принадлежность дагестанцев к арабам


АрабодагестанцыВ хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном от ибн Аббаса, говорится: «Любите арабов из-за трёх причин: за то, что я араб, что Коран ниспослан на арабском языке и что речь обитателей Рая тоже на арабском языке».

Другой хадис, переданный от Анаса, гласит: «Проявление любви к племени курайшитов – признак веры, а проявление ненависти к ним является неверием (куфр). Тот, кто любит арабов, поистине любит меня, а тот, кто не любит арабов, тот не любит и меня».

Культурная деятельность арабов составляет весьма важное звено в исторической цепи развития мировой культуры.

Мусульманские философы и медики выступили в VIII–IX вв. первыми посредниками между арабами и древнегреческой наукой. Длительное влияние арабской культуры Западная Европа ощущала через Кордовский халифат. В мусульманской Испании мощными рассадниками знания и очагами развития культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гренаде, в которых помимо богословия и правоведения успешно преподавались астрономия, математика, химия и медицина, а число учащихся исчислялось тысячами. Культура этого государства была самой высокой и передовой в Европе.

Арабы на Кавказе

Мощное арабское влияние ощутили на себе и многие народы, живущие на территории нынешней России. Наибольшему воздействию подвергся именно Дагестан. Здесь это была не просто передача элементов арабской культуры народам маленького горного края, а в течение семи столетий проходил процесс формирования новой цивилизации. В результате усвоения ценностей, основанных на Священном Коране и благородном пути последнего Пророка – Мухаммада(мир ему и благословение), появилась многогранная, но в то же время монолитная общедагестанская культура. Фактически произошёл этнокультурный сдвиг в самосознании народа. Новый этап развития общества того времени отличался многими новациями: единобожие – Ислам – стал государственной религией; посредством арабской письменности наука стала всеобщим достоянием; язык Корана и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стал языком межнационального общения народов. Этика и мораль, лучшие человеческие качества, аккумулированные в религии Аллаха, были открыты для всех желающих.

В силу географических особенностей разные этносы Дагестана были изолированы друг от друга, и это делало их самобытными и способствовало сохранению их индивидуальности. Даже под влиянием более развитой арабской культуры они полностью не потеряли свою идентичность. И в итоге получилась совершенно новая субкультура, пропитанная насквозь исламской моралью, – некий этнонациональный букет из разных цветов. Арабы принесли в Дагестан истинную религию и создали условия для процветания общества в дальнейшем его историческом развитии. Благородство, мужество, чистота, стойкость, активная жизненная позиция и предприимчивость – лучшие человеческие качества – были укреплены арабами в народах Дагестана. Этим они славятся и сегодня.

Новый этнос – «арабодагестанцы»

Арабизация Дагестана могла бы быть не такой эффективной без межнациональных браков, а точнее браков между арабами и дагестанцами.

Для многих арабов, распространявших религию Аллаха, Дагестан стал второй родиной.
Тысячи семей из Шама (территория нынешних Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), а также из Мекки и Медины переселись сюда.

Хишам ибн Абдульмалик, который являлся двоюродным братом известного правителя Умара ибн Абдулазиза, во время своего правления (105–125-е годы по Хиджре, или 724–745-е годы по григорианскому летосчислению) прибыл в Дагестан и привёл с собой 24 тысячи воинов с семьями. Эта огромная армия обосновалась здесь. Также Ибну Касир в книге «Бидаяту ва Нихаят» пишет, что всем известный правитель мусульман аббасидский халиф Харун аль-Рашид тоже бывал в Дагестане с женой Зубайдой и двумя детьми. Он прибыл для укрепления границ исламских территорий и находился здесь 1,5–2 года. Он переселил в Дагестан 7 тысяч воинов вместе с семьями. Они были расселены на землях, прилегающих к Дербенту. Для маленького горного края с выходом к морю количество иноземцев-арабов было слишком большим.

Процессы ассимиляции меняли облик края, и в духовном плане эта земля преображалась до неузнаваемости. Арабодагестанцы, предки которых жили в пустыне, теперь уже населяли горы и равнины Дагестана. Смугленькие и черноокие дети арабов привыкали к суровым климатическим условиям гор и равнин. И до сих пор здесь говорят: такой-то из тухума «арабов».

Если проанализировать исторические перипетии, получается, что арабская кровь течёт во многих дагестанцах.

Начиная с 7-го и до 14 века в Дагестане непосредственно присутствовали арабы. Среди них было много прямых потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников. Арабы-мусульмане заключали браки с местными жителями, в результате дагестанцы становились носителями генов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и их последователей. Сайиды – потомки Пророка Мухаммада(мир ему и благословение) – и сегодня живут в Дагестане. Из его благородного рода вышли истинные тарикатские шейхи, известнейшие учёные-богословы.

Одна страница истории

Предводитель мусульман шейх Абу Муслим, распространяя Ислам, дошёл до горной части Дагестана. Правитель аварского ханства Суракат оказал ему сильное сопротивление. Между мусульманами и воинами Сураката произошли кровопролитные сражения. Но шейх Абу Муслим прибегнул к хитрости: накрыл поляну с отравленной едой, которой хватило на всё войско врагов. И таким образом погибла от отравления большая часть армии аварского правителя. Путём больших усилий предводителю правоверных шейху Абу Муслиму удалось взять столицу аваристана – Хунзах.

Процесс распространения Ислама был тяжёлым, не все желали принимать истину и оказывали ожесточённое сопротивление. Когда шейх Абу Муслим пришёл в Хунзах вместе со своей семьёй, ситуация была сложная. Не все понимали суть Ислама и воспринимали арабов как врагов. В тот период местный священнослужитель сыграл важную роль в распространении Ислама. Ознакомившись с догматами Ислама, он искренне принял эту религию. И объявил пастве о своём решении. «До прихода Ислама наш прадед, человек чистых кровей, был учёным-священнослужителем. Когда пришёл шейх Абу Муслим и принёс Ислам, он уверовал в Единого Аллаха. Он поселил предводителя правоверных в своём доме и выделил землю рядом со своим домом для строительства мечети. Своего сына он женил на сестре шейха Абу Муслима. Гены перемешались, и благодатное потомство придерживающихся пути шейха Абу Муслима пошло от них. Делом их жизни было приобретение знаний. Ездили они в разные страны за знаниями, совершали хадж. От отца к сыну передавали они знания и большую библиотеку. Их род стал родом учёных, которых назвали «алимчулал». Кто из них посвящал себя чему-то другому, а не изучению знаний, особых успехов не добивался в материальном плане», – так описываются события тех времён в историческом очерке, сохранившемся до наших дней. Там приводится и родословная, которая содержит 18 имён. Потомки рода Алимчуловых сегодня тоже живут в Дагестане.

Превращение «арабского» Дагестана в «советский»

Большинство дагестанцев в какой-то мере можно назвать арабами; хотя они и не говорят сегодня на арабском языке, в каждом национальном языке очень высок процент арабских слов. В некоторых языках он доходит до 30–35 %. Октябрьская революция и установление советской власти оказало очень сильное влияние на Дагестан, и арабское наследие начало забываться. Новая власть делала всё возможное, чтобы «арабский Дагестан» стал «советским». Арабская письменность была заменена вначале на латиницу, потом на кириллицу, а потом стала находиться даже под запретом. Арабские книги сжигали, уничтожались целые библиотеки. Малую часть из того, что было, чудом удалось сохранить. Эти книги и сегодня для нас проливают свет на исторические процессы, происходившие в далёком прошлом.

Потеряв связь с арабским прошлым, народ учился жить по новым законам и ценностям. Но, какими бы сильными ни были советская пропаганда и советское культурное влияние, они не могли уничтожить генетическую принадлежность дагестанцев к арабам. Поэтому жители Страны гор сохранили крепость веры и дух арабов в течение 70 лет социализма, несмотря на попытки стереть всё, что напоминало об арабском прошлом Дагестана.

Генетическая принадлежность к арабам и сегодня придаёт силы единому дагестанскому народу – это видно и на примере религиозного возрождения в республике.

Политтехнологи задаются вопросом: почему этот маленький край никак невозможно выбить из колеи с помощью всякого рода провокаций? Ответ прост: дело в том, что благородное арабское прошлое, сохранённое на генетическом уровне, всегда тянет человека к своей религии, духовности и нравственности.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.