Мухаммад-хаджи, сын Абдулгафура из Батлуха

23 Март 2015
9668

Мухаммад-хаджи, сын Абдулгафура, имам, учёный, аскет, учитель сотен религиозных деятелей современности. Родился 14 февраля 1960 года в селении Батлух нынешнего Шамильского района. Несмотря на преследования и строгий запрет государства, Мухаммад с детства тайно начал изучать Коран у своего отца Абдулгафура. С малых лет он был смышленым, умелым ребёнком, лучшим в состязаниях по бегу и прыжкам в длину. Отец часто отправлял его к шейху Саадухаджисул Мухаммад-афанди по каким-либо делам. И с тех пор Мухаммад-хаджи полюбил устаза и старался во всём подражать ему. Он с восхищением рассказывал о духовном наставнике, и неимоверной радостью для него было то, что Саадухаджиясул Мухаммад-афанди уделял ему время. Устаз любил Мухаммада-хаджи, и этому свидетельствует тот факт, что Саадухаджиясул-Мухаммад-афанди попросил Абдулгафура отдать на воспитание Мухаммада-хаджи ему, что Абдулгафур и сделал.

В 1978 году, окончив среднюю школу, Мухаммад-хаджи поступил в Буйнакский техникум. Но это было лишь предлогом, на самом деле его целью было изучение исламских наук у Саадухаджиясул Мухаммада-афанди, который в то, время проживал именно в Буйнакске. Он жил в доме устаза, и с 1979 года Мухаммад-хаджи начал обучаться исламским наукам. Духовный учитель подарил ему книги «Уммуль баян» и «Ми'раджу ннаджат» на родном, аварском языке. И лишь выучив их наизусть, начал изучать арабские книги. Первые три урока по книге «Дурусу шшифахият» дал сам Саадухаджиясул Мухаммад-афанди. С тех пор Мухаммад-хаджи беспрерывно изучал исламские науки. Тарикатский вирд Мухаммад-хаджи впервые получил от шейха Меселасул Мухаммад-афанди в Нечаевке.

Обучение

Мухаммад-хаджи совмещал с учёбой и работу грузчиком в Буйнакске. Так, работая целый день, уставшим приходил домой и спешил отправиться в мечеть на намаз. Саадухаджисул Мухаммад-афанди рассказывал: «Много раз бывало так, что Мухаммад-хаджи отправлялся в мечеть на ночной намаз, затем поднимался на второй этаж мечети и прятался, пока закроют мечеть, а когда все уходили, до утра делал вирды, учил уроки, а после утреннего намаза в джамаате уходил на работу. Под свет уличного освещения он до утра читал книги, черпая из них исламские знания».

Летом 1981 года, Саадухаджиясул Мухаммад-афанди сказал ему, что пришло время построить дом, ибо он уже женился, и подарил ему участок земли в Батлухе. Саадухаджиясул Мухаммад-афанди сам заложил фундамент его дома, посадил несколько деревьев и нанял строителей за свой счёт.

Преподавание

В 1984 году Мухаммад вернулся в село, и устаз сказал ему, что необходимо обучать других, чтобы лучше освоить приобретенные знания, с тех пор он начал преподавать. Он собирал у себя дома ребят, любящих Ислам, и тайно обучал их. С 1988 года не было и дня, когда в доме у Мухаммада не обучались бы мутааллимы. Это были не только односельчане, но и ребята из других сел, как Тлянуб, Андых, Асаб, Хунзах, Ахвах. Те из них, кто получил некоторые знания, обучали этому новых, и так в течение 6-7 лет в Батлухе появилась уже целая группа преподавателей. А в 1990 году в Батлухе открыли первое медресе. Таким образом, более тридцати лет Мухаммад выполнял веление Саадухаджисул Мухаммада-афанди.

В 1993 году вместе с Али-хаджи афанди из Кулецма и нынешним Муфтием РД, шейхом Ахмад-хаджи афанди он поехал на трехмесячные курсы в сирийский университет Абу Нур. В Батлухском медресе ни одну книгу не вводили в программу обучения, не посоветовавшись с устазом.

С момента открытия медресе, все учащиеся Батлухской средней школы параллельно начали обучаться и в медресе. Никто не прекращал занятия , не научившись чтению Корана и основам религии. Ученики Мухаммада становились имамами в сёлах Хунзахского, Ахвахского, Казбековского, Тляратинского, Унцукульского, Гунибского, Чародинского и Шамильского районов. Мутааллимы, приехавшие из других сёл, жили в доме у Мухаммада, ведь общежитие при медресе появилось лишь недавно. Он был для своих подопечных учителем и отцом. Несмотря на свою занятость, не было такого, чтобы Мухаммад не закончил все свои вирды до утреннего намаза. Саадухаджисул Мухаммад-афанди говорил о Мухаммаде: «У него есть один недостаток – то, что он такой один».

МЧС Духовенства

С 1998 года по указанию Муфтия РД, Мухаммад-хаджи отправился работать имамом в село Дылым. После этого он был отправлен в Хунзах, чтобы открыть там медресе, затем снова в Дылым. Затем, в 2001 году был отправлен преподавать в медресе села Асаб, в 2002 – в Гоцатль, в 2003 году – в Карата, в 2004 году – в Голотль, в 2005 году – в село Ансалта, через полгода – в Кокрек, в 2006 году – в Нечаевку, в 2007 году – в микрорайон Ботлиха. В 2009 году его назначили районным имамом Унцукуля, а в 2010 году назначили имамом города Буйнакск.

В эти годы в указанных населенных пунктах были конфликтные ситуации, для урегулирования которых и был направлен Мухаммад-хаджи. Он блестяще с этим справлялся, ибо обладал непререкаемым авторитетом, знаниями и умением находить общий язык с людьми. Какое бы поручение ему ни давал Муфтий, он без раздумий принимался выполнять его, поэтому сказал о нем шейх Саид-афанди аль-Чиркави: «Если бы все выполняли поручения Муфтия как Мухаммад-хаджи, то Ислам в Дагестане распространился бы в десять раз быстрее».

Работа

Куда бы ни направляли Мухаммада-хаджи, он старался всё своё время уделять обучению людей религии. Между каждым азаном и икаматом он читал шариатские книги для прихожан, после утреннего и предзакатанего (или ночного) намазов читал книги «Ихья» имама аль-Газали, книги Хасана-афанди, «Шархуль мафруз» Мухаммад Тахира аль-Карахи, обучал чтению Корана, основам религии. Организовывал уроки во всех учреждениях – в больницах, в школах, в милиции. Он считал, что имам не имеет права без веской причины не посещать коллективную молитву в мечети и не руководить намазом джамаата. Вместе с этим, его приглашали на каждый ежемесячный маджлис алимов, и люди с нетерпением ожидали, когда же он начнёт отвечать на их вопросы, ибо его ответы всегда были четкими и обоснованными.

Последний год

В 2010 году Муфтий назначил Мухаммада-хаджи имамом в Буйнакске, который был на грани серьезного конфликта между мусульманами и последователями заблудших сект. Придя в Буйнакск, Мухаммад-хаджи в первую очередь уделил внимание посещению коллективного намаза, определил время приёма прихожан имамом, во все квартальные мечети назначил имамов и требовал от них обучать своих прихожан религии. После утреннего намаза в течение двух часов читал урок по книге «Ихья», после урока учащихся приглашал к себе домой на завтрак, затем приходил в мечеть и принимал людей. После предзакатного намаза читал уроки по книгам Хасана-афанди, а после их завершения книгу «Фатхуль аллям». Многие имамы, общественные деятели, преподаватели медресе, алимы звонили ему, узнать ответ на интересующие их вопросы, для решения конфликтных ситуаций, чем он и занимался безотказно. Его постоянно мучили не прекращающиеся головные боли, но это не мешало ему вести активную просветительскую деятельность. После пятничного намаза он уезжал в Нечаевку, где вечером должен был состояться его урок, на следующее утро еще один урок, к обеду урок в Хасавюрте, а после предзакатного намаза в Дылыме, после вечернего намаза снова утром в Нечаевке, а затем хатму. Между этим напряжённым графиком он находил время для поездки в село, когда умирал кто-либо, и принимать участие в похоронах, большинство из которых проводил сам, ибо так было написано у покойного в завещании.

Всевышний одарил его удивительным рвением в распространении Ислама. Куда бы ни направляли Мухаммада-хаджи, везде устраивал маджлисы, уроки, не пропускал напрасно ни минуты. 18 марта 2012 года, выступая на маджлисе в Тляратинском районе, Мухаммад-хаджи сказал: «В последнее время участились убийства людей, мы должны держаться от этого подальше. Забирать душу, которую вложил Всевышний в человека, означает воевать с Аллахом». А 23 марта этого же года, через пять дней, те, кто объявил войну Всевышнему, лишили жизни и самого Мухаммада-хаджи вместе с его помощником Мухаммадрасулом. В это утро, как обычно до утреннего азана, Мухаммад-хаджи отправлялся в мечеть с книгами в руках, чтобы обучать людей религии, но в момент призыва на намаз, враги Аллаха привели в действие взрывное устройство. Это стало великой потерей не только для дагестанцев, но и для всей мусульманской уммы, и об этом свидетельствуют джамааты сёл, от Буйнакска до Батлуха, которые вышли на дорогу провожать покойного, и соболезнования от мусульман России и зарубежья. За несколько километров до села, невозможно было проехать на машине, и люди пешком приходили на похороны.

Когда Аллах полюбит Своего раба, Он вселяет любовь к нему и в сердца людей, поэтому люди, приехавшие на похороны, стали свидетельством любви Аллаха к Мухаммаду-хаджи. Его именем, называются по сей день мечети и медресе, от записей его уроков получают пользу и сегодня сотни людей. Его похоронили рядом с шейхом Саадухаджисул Мухаммад-афанди.

Да не лишит Аллах нас бараката и шафаата Его любимцев, и возвысит степени шахидов. Амин.

Мухаммад Муслимов

P.S. Сегодня исполняется ровно три года с того момента, как с нами нет этого замечательного ученого-богослова. Просим всех, кто читает статью, прочесть суру «аль-Фатиха» и посвятить вознаграждение за неё душе Мухаммада-хаджи, сына Абдулгафура из Батлуха.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.