Муса ибн Дарбишмухаммад-хаджи из Ичичали

13 Июль 2015
2552

Часто бывает так, что мы не знаем, кем являлись наши предки, как они жили, каким был их быт, отношение к жизни и так далее… Но ведь это очень важно. Узнавая свои корни, мы познаем себя, понимаем, что какие-то черты характера нам достались по одной линии, другие – по иной. Узнаем историю древа семьи, а это очень важно для человека.

Как-то дома я наткнулась на журнал «Лицо Кавказа», и на одной из страниц была статья под рубрикой «Слово об алиме», называлась она «Муса ибн Дарбишмухаммад-хаджи из Ичичали». На этой странице была закладка, потом отец сказал, что там написано о моем прадеде. Я читала и, иногда отрываясь, спрашивала отца о некоторых подробностях. Ниже приведем содержание статьи с некоторыми сокращениями.

Муса родился в 1894 году в селении Ичичали Гумбетовского района. Отец его Дарбиш-мухаммад-хаджи был истинным мусульманином, который дважды пешком совершил Хадж. Дед Мусы Нурмухаммад-хаджи был просвещенным алимом Чародинского района. Очевидцы припоминали поучительный случай, произошедший с ним в те годы.

К нему как-то пришла женщина с жалобой на мужа, который постоянно избивал ее. Она просила муллу написать ей талисман (сабаб) против деспотичного мужа. По тому, как женщина проклинала и поносила своего мужа, Нурмухаммад понял, что причиной всех ее бед был именно ее язык и несносный характер. Он сделал дуа над своей сжатой ладонью и, раскрыв руку, передал ей кукурузное зернышко, посоветовал держать его в губах, как только муж начнет ругаться, но так, чтобы зерно не упало, то есть мулла заранее обрекал ее на молчание. И вскоре, на самом деле, муж перестал ее бить, так как она молчала и не отвечала ему злым языком. И по сегодняшний день в Карахе на языкастых и злых женщин говорят, что им потребен сабаб Нурмухаммада-хаджи.

С десятилетнего возраста и до достижения 24 лет Муса беспрерывно постигал исламские науки у известных алимов и ученых в селении Игали и в Инхо вместе с Абдулхамидом-афанди, потом семь лет учился в Риквани. Среди его сверстников в учебе ему не было равных. Муса довольно сносно владел арабским языком и письмом, отличался талантом каллиграфа.

В 1920 году Муса женился на Айшат, дочери односельчанина, племянника наиба Шамиля в Ичичали Кади Зубаира. Айшат была внучкой прославленного алима Муртазаали-хаджи и от своей матери Написат научилась основам Ислама и чтению арабских книг. У них родилось семеро детей: четыре дочери и три сына. Позже, когда проживал в чеченском селении Итумка-ла, Муса женился на чеченке по имени Аминат, и от этого брака у них родилось двое детей, сын и дочь. С ними она жила на кутане.

В голодном 1946 году произошел примечательный случай. В дом Аминат пришли из соседнего кутана и попросили в долг 30 кали (10–12 литров) кукурузы, договорились с будущего урожая вернуть 45. Осенью Аминат вернули 45 кали кукурузы. В это время дома был вернувшийся с гор Муса. Он спросил, что это за кукуруза. Ему рассказали о договоре, он не разрешил гостям оставить излишек и отослал 15 кали обратно. В благодарность должники принесли ему к вечеру пятерых гусей, объяснив, что это садака от чистого сердца. Он принял дар, но тут же велел зарезать их и сварить, а гостей попросил остаться на мавлид, при этом пригласил и соседей.

В 1949 году он взял еще одну жену – кумычку из Аксая. Все три жены Мусы жили между собой как родные сестры, делились радостью и горем. Муса жил со своими женами в образцово-показательном полигамном браке, основанном на шариатских нормах и правилах. Муса знал аварский, кумыкский, чеченский, арабский и русский языки. Где бы ни жил, чтобы ни делал, сколько себя помнил, Муса учился исламским наукам. Он посещал устаров, известных и малоизвестных алимов, о которых слышал, всех тех, кто мог дать ему знания в том или ином вопросе. Он любил говорить, что если даже не сможет ходить за знаниями, он будет писать письма для получения ответов – таким огромным было его желание учиться и постигать знания. Он говорил, что Всевышний Аллах у могил таких праведных и жаждущих знаний мусульман оставляет ангела, который будет учить умершего и на том свете, и что, возможно, когда тот встанет при наступлении Конца света, может, успеет стать алимом.

Муса посетил известного устара Хасана Кахибского, получил от него наставления и всю жизнь свято выполнял их. У него были дружеские отношения и с сыном Хасана-Хильми Мухаммадом Арифом-афанди. По его рекомендации и просьбе он женил своего сына на дочери Рукият из Хасавюрта. Баракатом устара эта семья и сегодня является образцом служения Исламу.

За три дня до своей смерти, 15 июня, находясь на лечении в больнице, он собрал всех мужчин из своей палаты и сделал мавлид. На следующий день он выписался из больницы. В тот же день навестить его приехал Мухаммад Ариф-афанди. После его ухода из дома Муса скончался и после омовения его перенесли в Буйнакскую мечеть, где собрались друзья и родственники. Вскоре туда же пришли Мухаммад Ариф-афанди и Абдулхамид-афанди из Инхо. Они отчетливо слышали стук сердца Мусы, повторявшее слово «Аллах… Аллах». Все присутствующие были поражены этим и говорили, что Муса жив. Мухаммад Ариф-афанди сказал, что сердце Мусы еще долго будет биться именем Аллаха, ведь он прожил праведную жизнь во имя Аллаха, и что он уже на небесах и его нужно хоронить. Случилось это 18 июня 1968 года.

По завещанию, Мусу похоронили в селении Верхнее Казанище Буйнакского района, на кладбище устаров Накшбандийского тариката, по соседству с шейхом Сайфулла-Кади.

При прадеде меня, увы, еще на свете не было, но помню отрывками прабабушку Айшат. Айша-баба, как мы ее называли. У неё был характер истинной горянки. От прадедушки Мусы теперь вырос огромный тухум, носящий фамилию Мусаевы, аль-хамду лиллях.

Знайте свои корни. Ведь это так ценно…

Маржана Мусаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.