Имам, хафиз, богослов, алим, шейх-уль-Ислам – Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани – родился в месяц Шаабан в 384 году по Хиджре в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он известен как аль-Байхаки.
С пятнадцати лет он посещал класс Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки. Он передал много хадисов от Аль-Хакима Абу Абдуллаха, известного хафиза.
Обладая проницательным умом и глубочайшим знанием, мудрый, богобоязненный, благочестивый, автор множества трудов, он был крупным ученым шафиитского мазхаба и видным богословом ашааритского толка.
Хафиз Абдуль Гафир ибн Исма пишет о нем в своей работе «Тарих»:
"Байхаки был образцовым ученым – украшенный простотой и аскетизмом, он довольствовался малым и был очень богобоязненным. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве.
Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикх; выведении достоверности хадиса (‘иляль) и согласование внешне противоречивых хадисов.
Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получить знания из его трудов. Поэтому в 441 году он переселился в Нишапур и начал читать уроки по своей книге аль-Марифа, эти уроки посещали многие имамы".
Абу аль Маали имам аль-Харамайн аль-Джувайни сказал о нем:
"Нет ни одного факиха-шафиита, который не был бы в долгу перед имамом Шафи кроме Абу Бакра аль-Байхаки, он же в свою очередь, напротив, оказал услугу имаму Шафии, написав книги в поддержку и утверждение подлинности его мазхаба".
Имам Захаби так комментирует эти слова Абу Аль Маали:
"Абу аль Маали прав в своем высказывании. То, что он сказал – истина. Потому что если бы аль-Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, т.к. он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)".
Три сна
Когда Имам Байхаки писал свою книгу "Аль Маарифа фи ас-сунан уа аль-Асар", один из богобоязненных ученых – Мухаммад ибн Ахмад – увидел сон, где имам Шафии держал в руках эту книгу и говорил:
"Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада".
Другой ученый тоже увидел во сне имама Шафии, который находился в мечети и сказал:
"Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада".
Еще один ученый – Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий – сказал:
"Я видел ларец, поднятый в небо от него исходило свечение. Я спросил: «Что это?». И услышал голос: «Это книги Ахмада аль-Байхаки".
Все три сна переданы сыном Имама аль-Байхаки Исмаилом ибн аль-Байхаки.
Имам Захаби высказался о них так:
«Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность и являются достоянием. Мало кто достиг такого уровня и ясности изложения. Каждому ученому необходимо познакомиться с его книгами, особенно с Сунан аль-Кабир».
Известные учителя аль-Байхаки
1. Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зийади,
2. Абдулла ибн Юсуф аль-Асъбахани
3. Абу Али ар-Рузбари
4. Абу Абдуррахман ас-Суллами
5. Абу Бакр ибн аль-Фурак,
6. Хамза абн Абдуль Азиз аль-Мухаллаби
7. Абу Бакр аль-Хаййири, Кади
8. Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки
9. Абу Саид ас-Сайрафи
10. Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка
11. Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини,
12. Абу ат-Таййиб ас-Салюки
13. Хилал аль-Хаффар
14. Абу аль-Хусейн ибн Бишран
«Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность и являются достоянием. Мало кто достиг такого уровня и ясности изложения. Каждому ученому необходимо познакомиться с его книгами, особенно с Сунан аль-Кабир». (Имам Захаби)
И другие ученые из Табарана, Навкана, Багдада, Мекки, Куфы а также сподвижники известного суфия Хатима Аль Ассамма.
Имам ас-Субки пишет, что в общей сложности Байхаки получал знания у более, чем сотни учителей.
Труды Имама Байхаки
1. Сунан аль-Кабир [Большой сборник хадисов] в 10 томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов подобную этой в своей организации, классификации и превосходстве.
2. Маарифа ас-Сунан уаль-Асар [Знание хадисов и передач] в четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин Ас-Субки говорит, что этой книгой Байхаки хотел показать широту знаний имама Шафии в области хадиса.
3. Аль– Асма'а у ас-Сыфат [Имена Аллаха и атрибуты] в двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому» [Она издана в наши дни с предисловием и комментариями имама аль-Кавсари]
4. Китаб аль-Му`такъад [или Китабуль И’тикад] [Книга о вероубеждении]
5. Аль-Ба’ас [уаль Нушур] [Воскрешение и Судный День]
6. Ат-таргиб уаль Тархиб [Призыв к благому и предостережение от дурного]
7. Ад-Да’уат аль-Кабир [Большая молитвенная книга]
8. Ад-Да’уат уас-Сагир [Малая молитвенная книга]
9. Аз-зухд [Аскетизм]
10. Аль-Хиляфият [Различные мнения] в трех томах о разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
11. Аль-Мабсух фи нусус аш-Шафи’и [документы, использованные имамом аш-Шафии] в двух томах, обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
12. Дала’иль ан-Нубууах [доказательства Пророчества] в четырех томах
13. Ас-сунан ас-сагир [малый сборник хадисов] один большой том
14. Шу’аб аль-иман [Ветви веры]
15. Аль-Мадхал иля-с-Сунан [Введение в Сунну]
16. Аль-Адаб [Книга по этике]
17. Фада’иль аль-Авкат [Превосходство отдельных периодов времени для поклонения, две брошюры]
18. Аль-Арба’ин аль-Кубра [Большой сороковник хадисов]
19. Аль-Арба’ин аль-Сугра [Малый сороковник хадисов]
20. Ар-Ру’йа [Книга снов]
21. Аль-Асра’а [Книга о перенесении Пророка в Байтуль Мукаддас]
22. Манакъиб аш-Шафи’и [Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и]
23. Манакъиб Ахмад [Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля]
24. Фада’иль ас-Сахабах [Превосходство Сподвижников]
Среди его известных учеников и тех, кто передавал от него:
1. Шейх уль-Ислам Абу Исма’ил аль-Ансари
2. Его сын Исма’ил ибн Ахмад аль-Байхаки
3. Его внук Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки
4. Хафиз Абу Закариййа Яхья ибн Мандах
5. Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
6. Захир ибн Тахир аш-Шахамий
7. Абу аль-Ма’али Мухаммад ибн Исма’ил аль-Фариси
8. Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Дах’хан
9. Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат
10. Абдульхамид ибн Мухаммад аль-Хувари
11. Абу Бакр ‘Абдуррахман ибн Абдулла ибн ‘Абдуррахман аль-Бухайри ан-Нисабури
Имам Байхаки отошел в мир иной в возрасте 74 лет в Нишапуре 10 Джумада аль-Уля 458 по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и похоронен.
Да смилостивится над ним Аллах и да будет Он им доволен. Амин. И да смилостивится Аллах над всеми учёными, упомянутыми в этой статье и да одарит нас их баракатом и шафаатом.
Источники:
Dhahabī, Siyār A’lām al-Nubalā’a Entry:4318 [Vol.11, pg.457]
Ibn Kathīr, Al-Bidāyahwa al-Nihāyah Year:458 AH.[Vol.8/pg.222]
Al-Subkī, Iabaqāt al-Shāfa’iyyah, The Fourth Generation, Entry:251
Перевод на русский: www.darulfikr.ru