Увайс аль-Карани

3 Июль 2009 4222
Один из высокочтимых таби‘инов

Зиярат Увайса аль-Карани (Uvais al-Karani)Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) является одним из высокочтимых таби‘инов. Говорят даже, что он самый достойный из них. Большинство алимов считают его достойнее Хасана аль-Басри, Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, ‘Ата’ бин Рабаха и Са‘ида бин Мусайиба.

Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) жил во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и уверовал в него. Родом он был из Йемена. Он не смог увидеть Пророка (мир ему и благословение) и встретиться с ним, так как все время был занят служением своей матери. Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал о нем, о его достоинствах и качествах.

Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) передал от сподвижника ‘Умара слова Пророка (мир ему и благословение): "К вам придет некий человек из Йемена, которого зовут Увайс. В Йемене у него нет никого, кроме матери. Он болел проказой, но по воле Всевышнего выздоровел. При этом на его теле остался след от этой болезни – белое пятно в форме динара. Если кто-нибудь из вас встретится с ним, попросите его сделать вам ду‘а, чтобы Аллах простил ваши грехи". Также в хадисе, переданном от сподвижника ‘Умара (да будет доволен им Аллах), говорится: "Человек по имени Увайс – самый лучший из таби‘инов. Из близких у него – только мать, а на теле его – белое пятно от проказы. Попросите его сделать вам ду'а, чтобы Аллах простил ваши грехи". (Имам Навави. "Шарх-уль-Муслим". Том 16. Стр. 95).

Эти слова Пророка (мир ему и благословение) являются чудом (му‘джизат), ибо в жизни он не был знаком с Увайсом. Как передали в хадисе, во время правления ‘Умар-асхаба Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) приехал к нему вместе с войском из Йемена. ‘Умар-асхаб попросил его прочесть ду‘а. (Из книги "Шарх-уль-Муслим". Том 16. Стр. 95).

В другом хадисе, переданном имамом Муслимом (да смилуется над ним Аллах), говорится: "Причина того, что на его теле осталась язва от проказы величиной в дирхам, заключается в том, что после выздоровления он попросил Аллаха оставить на его теле язву, чтобы постоянно помнить о проявленной к нему милости Аллаха, давшего ему здоровье". (Из книги "Канз-уль-'Уммал". Том 12. Стр. 35).

В хадисе, переданном от Ибн Аби Шайбата, Хакима и от Байхаки говорится: "Из-за заступничества (шафа‘а) одного человека из моей уммы в Рай войдет такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племен Раби‘а и Музар". ("Канз-уль-‘Уммал". Том 12. Стр. 35).

В книге "Итхаф" говорится: "Увайс аль-Карани был одним из тех, кто очень любил Посланника Аллаха". (Том 4, стр. 778).

Однажды, возвращаясь из Хаджа, Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) посетил могилу Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Когда он подошел к дверям мечети и встал там, кто-то показал ему могилу Пророка. Увидев могилу, Увайс (да смилуется над ним Аллах) потерял сознание. Придя в себя, он попросил, чтобы его побыстрее увезли из Медины, сказав, что не в силах больше оставаться там, где похоронен Посланник Аллаха.

Указывая на высокое положение и достоинство Увайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах), Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Я вижу милость (благодать) Аллаха на земле Йемена".

История с Харимом бин Хайяном (да будет доволен им Аллах).

Услышав, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хвалил Увайса аль-Карани, ‘Умар-асхаб стал расспрашивать о нем многих людей. Однажды ‘Умар (да будет доволен им Аллах), уже будучи халифом, обратился в мечети к людям: "О люди! Встаньте те, кто родом из Ирака". Те, кто был оттуда родом, встали. Затем он попросил, чтобы остались стоять те, кто родом из г. Куфы. Из куфийцев он попросил стоять тех, кто был из племени Мурад (племя из Йемена). Затем он попросил остаться только тех, кто из рода Карани. Все сели, кроме одного человека. ‘Умар-асхаб спросил его: "Из рода Карани ли ты?" Тот ответил утвердительно. ‘Умар, описав качества Увайса аль-Карани, спросил, знает ли он этого человека. Тот человек ответил утвердительно и добавил: "О, повелитель правоверных! Почему ты спрашиваешь о нем? Клянусь Аллахом, я не видел в нашем роду человека более глупого, бедного и ничтожного, чем Увайс аль-Карани". После этих слов ‘Умар-асхаб заплакал и промолвил: "Все, что говорил о нем, я услышал от Посланника Аллаха".

В этой мечети присутствовал один очень известный и богобоязненный человек по имени Харим бин Хайян. Он был сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Харим рассказал, что, когда услышал от ‘Умар-асхаба про Увайса аль-Карани, то отправился в Куфу, желая встретиться с ним. Расспрашивая об Увайсе, он подошел к берегу реки Евфрат, где нашел его в обеденное время совершающим малое омовение и стирающим свою одежду. Харим узнал его по описаниям.

Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) был человеком крупного телосложения, смуглым, с густой бородой и бритой головой. Внешний вид его был пугающим. Когда Харим приветствовал его, Увайс повернулся к нему и ответил на его приветствие. Харим хотел пожать ему руку со словами "Да возвысит тебя Аллах", но Увайс не пожал ему руки.

Тогда Харим обратился к нему со словами: "Да смилуется над тобой Аллах и пусть Он простит твои грехи". Затем от сильной любви к нему, с одной стороны, и жалости – с другой, Харим не смог сдержать слез и заплакал. В ответ Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) также заплакал и сказал: "Да возвысит Аллах тебя тоже, о Харим, сын Хайяна! О мой брат! Как твои дела, и кто показал тебе дорогу ко мне?"

Харим ответил, что его направил к нему Аллах. Увайс аль-Карани произнес: "Ля иляха илляллах, субханаллах", – и прочитал аят Корана.

Харим удивился тому, что Увайс знает его имя и имя его отца, и промолвил: "Клянусь Аллахом, мы никогда не встречались друг с другом. Откуда ты знаешь наши имена?". Увайс (да смилуется над ним Аллах) ответил: "Мне об этом поведал Всезнающий Аллах", – и прочитал аят Корана с этим смыслом. Он далее добавил: "Когда мой нафс разговаривал с твоим нафсом, моя душа узнала твою душу. У душ тоже есть нафс, подобно тому как у них есть и тело. Поистине, уверовавшие (му’мины) заранее узнают друг о друге и любят друг друга с помощью Могущественного Аллаха, даже если не встречались ранее. Уверовавшие (му’мины) разговаривают друг с другом и знакомятся, как бы далеко они ни находились".

Харим сказал: "О Увайс! Да смилуется над тобой Аллах! Расскажи мне хотя бы один хадис Пророка (мир ему и благословение), ибо я хочу услышать его от тебя". Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) ответил: "О Харим, сын Хайяна! Я не видел Пророка (мир ему и благословение) и не общался с ним. Однако я встречался со сподвижниками, которые общались с Пророком, и подобно тебе я тоже получал хадисы Пророка от них. Я не хочу заниматься пересказыванием хадисов, также не хочу быть кадием, муфтием и передатчиком хадисов. У меня нет времени заниматься людьми, я беспокоюсь и думаю только о своем нафсе".

Харим вновь обратился к нему: "О брат мой! Прочитай мне хотя бы один аят из Корана, ибо я хочу услышать это от тебя. Сделай мне ду‘а, а также завещай мне что-нибудь, чтобы я мог следовать этому, потому что, поистине, я очень люблю тебя ради Аллаха".

Указывая на высокое положение и достоинство Увайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах), Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Я вижу милость (благодать) Аллаха на земле Йемена".

Тогда Увайс (да смилуется над ним Аллах) встал, взял его за руку, повел поближе к реке и сказал: "Я ищу защиты у Всеслышащего, Всезнающего Аллаха от проклятого шайтана". Сказав это, он заплакал и продолжил: "Мой Господь говорит, и Его слова самые истинные, самые достоверные, это Его рассказ; самая правильная речь – это Его речь". Затем он прочитал следующий аят, говоря, что Аллах так сказал (смысл): "Я не создал небеса и землю напрасно… однако большинство из них не ведают…" (сура "Духан"). Подобным образом он прочитал несколько аятов из этой же суры. Затем издал какой-то звук. Харим подумал, что он потерял сознание. Затем Увайс (да смилуется над ним Аллах) вновь обратился к Хариму: "О сын Хайяна! Умер твой отец Хайян, и ты скоро умрешь и попадешь либо в Рай, либо в Ад. Умер твой отец Адам, умерла твоя мать Хава, умер Нух, умер друг Всевышнего Ибрахим, умер и Муса, говоривший с Аллахом, умер наместник (халифа) Аллаха Давуд, умер господин всего живого – Посланник Мухаммад (мир и благословение им всем), умер повелитель правоверных Абу Бакр, умер мой брат и дорогой друг ‘Умар бин аль-Хаттаб. Затем он стал плакать, говоря: "О мой ‘Умар, о мой ‘Умар!". Харим произнес: "Да будет милостив к тебе Аллах. Ведь ‘Умар жив!" Но Увайс ответил: "Весть о его смерти довел до меня Аллах, и Он дал мне услышать соболезнования в его адрес. Мы с тобой также из числа умерших, ибо смерть настигнет и нас". Затем он прочитал салават Пророку (мир ему и благословение), произнес тайную мольбу и казал: "Вот мое завещание тебе, о Харим, сын Хайяна! Ты следуй Книге Аллаха – Корану, следуй пути праведных и благочестивых людей, ибо я довожу до себя и до тебя, что мы умрем. Ты всегда вспоминай о смерти, и пока ты жив, не забывай о ней даже на мгновенье. Когда вернешься домой, расскажи своему народу об ужасах смерти, могилы, Судного дня. Сделай чистосердечное наставление всей общине и не отдаляйся от общины (джама‘а) даже на расстояние пяди. Если будешь отдаляться от общины, то отдалишься и от религии, а если отдалишься от религии, то в День Великого Суда ты будешь брошен в зияющий огонь Ада. И прочти ду‘а как себе, так и мне".

Затем он стал взывать к Аллаху : "О Аллах! Он говорит, что любит меня ради Тебя и совершил зиярат ко мне ради Тебя. Поэтому Ты покажи мне его лицо в Твоем Раю, сделай так, чтобы он посещал меня в Твоем "Дар-ус-Салям", храни его, пока он будет находиться в этом мире, облегчи для него поиск богатства и средств к существованию (ризк), сделай его выражающим благодарность за блага, дарованные ему Тобой, и воздай ему лучшее воздаяние от меня". Затем он сказал: "О Харим, сын Хайяна! Я вверяю тебя Аллаху. Мир и благословение Его тебе. С сегодняшнего дня больше не ищи меня, я не люблю популярности среди людей и хочу быть вдали от них, ибо из-за них меня охватывает печаль и беспокойство. Не спрашивай больше обо мне и не пытайся найти меня. Если даже мы не будем видеться, ты всегда будешь в моем сердце, ты помни обо мне и молись за меня, так же буду поступать и я, если будет на то воля Аллаха. А теперь ты иди по этой дороге, а я пойду по той".

Харим очень хотел быть вместе с ним еще немного, но Увайс не разрешил. Затем они попрощались, и Увайс вновь заплакал, отчего заплакал и Харим. Когда Увайс (да смилуется над ним Аллах) уходил, Харим смотрел ему вслед и наблюдал за ним, пока тот не исчез с горизонта. После этого Харим спрашивал о нем, однако не встретил никого, кто мог бы рассказать что-либо о нем. Да будет милостив к нему Аллах и да простит Он ему грехи. Эту историю рассказал Абу Ну‘айм в книге "Хумийят". (Взято из книги "Итхаф", том 9, стр. 631).

Об отрешенности от мирского и усердии в богослужении Увайса аль-Карани

Он был не только отрешенным от мирского, любимцем Аллаха, усердным в богослужении, но и очень боялся Аллаха и Ахирата. Когда он слушал проповедь, то плакал, а когда проповедник начинал говорить об Аде, он издавал крик и убегал из этого места с плачем.

Родственники Увайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах), видя, как он угнетает себя отвергая свой нафс, и занимается самосовершенствованием, считали его сумасшедшим. Поэтому они построили для него во дворе отдельный маленький домик. Увайс (да смилуется над ним Аллах) уходил из дома еще до утреннего азана и возвращался только поздно, после ночного намаза, поэтому они редко видели его. Они могли не видеть его в течение года и даже двух лет. Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) питался зернышками, собранными в разных местах. Если получал что-нибудь из старых, залежавшихся фиников, то откладывал их для того, чтобы разговляться. Если не находил финики, то продавал зерно и на вырученные гроши покупал еду. Он собирал выброшенные куски материи, стирал и чистил их в реке Евфрат и из этих кусков шил себе одежду.

Когда он проходил мимо маленьких детей, они, полагая, что он сумасшедший, ходили за ним и забрасывали его камнями. А он говорил им: "О братья мои! Если не можете не кидать, то кидайте хотя бы маленькие камни. Я боюсь, что если вы будете бросать в меня большие камни, то у меня из ног потечет кровь, а при наступлении времени намаза я могу остаться без воды, чтобы очиститься от крови". ("Итхаф". Том 9. Стр. 625).

Он говорил: "Оттого, что я повелевал хорошее и запрещал плохое, у меня не осталось друзей. Когда мы повелевали им (друзьям) совершать только благое, они осудили нас, последовав за другими порочными людьми. Клянусь Аллахом! Они совершали на меня большие наговоры".

"О Аллах! Ты прости меня и не наказывай за то, что я не накормил голодных людей, ибо не было у меня более ничего, что мог бы им дать, кроме того малого, что я поел".

Его отрешенность от мирского доходила до такой степени, что часто, не имея одежды, чтобы скрыть свою наготу, он был вынужден оставаться в укромном месте, скрываясь от постороннего взгляда. Он говорил, что человек не достигнет такой степени, пока не будет видеть себя грешником, погубившим все человечество.

В своем завещании Хариму он сказал: "Когда ты ложишься спать, положи смерть себе под голову, а когда просыпаешься, поставь ее перед глазами и сделай знаком для себя".

Также он говорил, что хорошее ду'а, произнесенное тайно, лучше, чем совершение зиярата и встреч, ибо такие встречи могут стать источником показного (рия’).

В книге "Джами'у карамат-иль-авлия" сказано: "В день, когда умер Увайс аль-Карани (да смилуется над ним Аллах), обнаружили его одежду и саван. На одежде было написано: "Это защита от огня Ада для Увайса аль-Карани от Всевышнего Аллаха". А на саване была следующая надпись: "Это саван для Увайса аль-Карани, принесенный из Рая". (Т.1, стр. 603).

Когда некий человек пришел к нему с целью развлечь его, он ответил ему: "Я никогда не думал, что после того, как познали Аллаха, люди могут развлекать друг друга". Он никогда не имел долгих чаяний, надежд. Его спросили: "Как ты провел эту ночь?" Он ответил: "Как же проведет ночь человек, не знающий, доживет ли он до утра, когда ложится спать, и доживет ли он до вечера, когда встает утром". Он считал, что условием отрешенности от мирского является упование на Аллаха.

Харим спросил его о том, какое место является самым лучшим для проживания. Увайс (да смилуется над ним Аллах) указал на Шам (Сирия). А на вопрос Харима, трудно ли там вести хозяйство и вообще жить, Увайс рассердился и промолвил: "Как же несчастны эти сердца. Наставления не приносят им никакой пользы из-за сомнений, которые тревожат их".

Некто сказал ему: "О Увайс! Я вижу, ты выглядишь больным". Увайс (да смилуется над ним Аллах) ответил: "Конечно, Увайс будет выглядеть больным. Как же иначе, если, когда больной кушает, Увайс голодает, а когда больной спит, Увайс бодрствует".

Иногда он говорил: "Сегодня – ночь поясного поклона (руку‘)", – и до утра оставался в положении поясного поклона. Следующую ночь он называл ночью земного поклона (саджда) и до утра находился в земном поклоне. Третью ночь он называл ночью стояния и до утра стоял. Таким образом, проводя одну ночь в поясном поклоне, следующую в земном, а другую стоя, он совершал намазы.

Когда к нему пришел некий человек с просьбой дать ему наставление, он изменился в лице и побледнел. Тот человек вновь повторил: "Я хочу знать Истинный путь, и да будет милостив к тебе Аллах, ты укажи мне праведный путь!" Увайс ответил: "Когда совершаешь благие деяния, ты помни о милости Аллаха, а при совершении греховного помни о Его наказании. Придерживайся этих двух правил и не теряй надежду".

Увайс (да смилуется над ним Аллах) также участвовал в газаватах. Во времена халифа Умара, распространяя Ислам, он дошел до Азербайджана и Армении. Крупный алим Калбизи (ум. в 360 г.х.) считает Увайса аль-Карани одним из первых суфиев. Отсюда следует, что тарикат (суфизм) был и во времена таби‘инов. Для того, кто немного разбирается в вопросах тасаввуфа, не секрет, что суфизм берет начало от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Пророк обучил сподвижников Иману, Исламу и Ихсану. Ихсан и является суфизмом. Так утверждают известные алимы аль-Хафиз Мухаммад Хамрави и аль-Хафиз ибну Хаджар аль-Макки (да смилуется над ними Аллах). О том, что тарикат (суфизм) возник во времена сподвижников, утверждает известный мусульманский историк Ибн Халдун. "Суфизм является светом, исходящим из окна пророчества", – пишет имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах).

О смерти Увайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах) существюет разные мнения. По мнению одних алимов, он похоронен в азербайджанском городе Ширван. Другие утверждают, что, сражаясь на священной войне (газавате) вместе с халифом ‘Али, он погиб на земле Шама (Сирия, Палестина, Иордания) в местности Сиффайн. Есть предположения, что он похоронен в Средней Азии. Аллах лучше знает. И куда бы ни совершали к нему зиярат, все равно человек не останется без его благодати (бараката), если будет на то воля Аллаха.

Из книги "Святыни Узбекистана"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.