‘Абдуль-Халик аль-Гудждувани

24 Июль 2009 641

Абдул Халик ГаджуваниИзвестный алим, суфий, великий муршид Накшбандийского тариката ‘Абдуль-Халик Гудждувани (да будет свята его душа) родился в 1118 г. (по григорианскому летоисчислению) в большом селении Гудждуван, которое находится в 40 километрах от Бухары в сторону Самарканда. В этом селе он вырос и там же был похоронен в 1220 году. Он был четвертым преемником (халифом) суфийского шейха хаваджа Юсуфа Хамдани (да будет свята его душа).

Отец его, Абд-уль-Джалиль, является потомком имама Малика. Он был имамом и крупным ученым в явных и тайных науках. Его жена, мать ‘Абдуль-Халика, была дочерью одного из царей Византии. Абдуль-Джалиль удостоился чести общаться с Хизри, который предсказал скорое рождение его сына – будущего господина (хаваджа) ‘Абдуль-Халика (да будет свята его душа). В силу различных обстоятельств его семья переселилась из Византии в Среднюю Азию, а оттуда перебралась в Бухару и поселилась в селении Гудждуван. Там и родился ‘Абдуль-Халик.

‘Абдуль-Халик (да будет свята его душа) постигал религиозные науки в г. Бухаре у выдающегося ученого Садреддина (да будет свята его душа). Однажды ‘Абдуль-Халик, читая комментарий к Корану (тафсир) под руководством своего учителя Садреддина, дошел до места, где Аллах говорит [смысл]: "Взывайте к вашему Господу со смирением и в тайне". ‘Абдуль-Халик спросил у своего шейха: "В чем состоит сущность [скрытого] молчаливого зикра (поминания Аллаха) и как его исполнить?" Тот ответил: "Если поминающий Аллаха будет осуществлять зикр вслух (открыто), люди смогут узнать, что он совершает. А если он будет совершать зикр посредством сердца (молча), то только шайтан будет знать об этом. Есть слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о том, что шайтан может подбивать сына Адама, находясь у него в крови и в венах". Далее устаз сказал: "Это тайные божественные знания. Если Аллах пожелает, Он поведет тебя к одному из Своих авлия, который обучит тебя скрытому [молчаливому] зикру".

Хаваджа ‘Абдуль-Халик (да будет свята его душа) стал ожидать свершения радостного предсказания, пока к нему не пришел Хизри, который обучил его "вукуф-уль-‘адади" (одному из видов зикра накшбандийского тариката) и скрытому зикру (зикр-уль-хафи).

В молодости, восприняв молчаливый (скрытый) зикр от Хизри, он упорно и настойчиво занимался им. Хизри приказал ‘Абдуль-Халику погружаться в воду и совершать зикр сердцем. ‘Абдуль-Халик, делая так, как ему приказали, проявил настойчивость и достиг великого открытия [божественных тайн].

Способ скрытого [молчаливого] зикра (хафи) беспрерывно передавали друг другу хваджакан муршиды Накшбандийского тариката.

Когда в Бухару прибыл гавс Юсуф Хамдани (да будет свята его душа), ‘Абдуль-Халик пришел к нему и стал служить ему. ‘Абдуль-Халик рассказывал: "Когда мне исполнилось 22 года, Хизри поручил Юсуфу Хамдани воспитывать меня. Когда он поселился в Бухаре, я пришел к нему и остался у него служить, пока он не вернулся в Хорасан. Он ничего не повелевал мне, кроме того, чему меня научил Хизри". Поэтому говорят, что Хизри является его шейхом в талкине (обучение скрытого зикра – зикр-уль-хафи), а Юсуф Хамдани – в дружбе и в общении.

После того, как шейх Юсуф Хамдани (да будет свята его душа) вернулся в Хорасан, ‘Абдуль-Халик, был занят самосовершенствованием (риязат), скрывая от людей свои состояния (ахваль), вследствие чего достиг наивысшей степени познания Аллаха. В области Шам (Сирия, Палестина, Иордания) у него было неисчислимое количество мюридов.

Ему принадлежит письмо – завещание об адабах тариката, которое он написал своему духовному сыну – шейху Авлия аль-Кабиру (да будет свята его душа).

Совет-назидание ‘Абдуль-Халика своему преемнику

"О, сын мой! Я советую тебе изучать исламские науки, учиться правилам воспитанности и благочестия, быть богобоязненным. Следуй по стопам праведных первых мусульман, по стопам познавших Аллаха, соблюдая Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), читай книги по мусульманскому праву (фикхи) и хадисам. Сторонись невежественных суфиев, стремись всегда выполнять молитву вместе с другими с условием, что не будешь имамом [руководителем в молитве] и муаззином. Не ищи славы! Воистину, слава ведет к погибели. Будь самим собой среди людей и не стремись заполучить должность [положение], пусть даже эта должность будет почетной, как, например, должность судьи или муфтия. Не будь опекуном и завещателем, не дружи с правителями и их детьми. Не слушай чрезмерно напевы, духовные песнопения, потому что чрезмерное слушание (сама') порождает лицемерие и убивает сердце. Не порицай сторонников сама', потому что их много. Мало говори, меньше ешь и меньше спи! Беги от людей так, как ты бежал бы от льва. Стремись к уединению. Ешь только заработанное честным путем (халяль), остерегайся сомнительного. Оставь желания, кроме необходимых. Возможно, желание мирского возьмет в тебе верх. Не смейся много и громко, потому что чрезмерный смех омертвляет сердце. Никого не унижай, смотри с состраданием на каждого. Не украшай свою внешность, ибо прихорашивание внешнего вида – признак внутренней несостоятельности. Не спорь с людьми и ничего не выпрашивай у них. Не требуй от людей услужения, но сам служи (хидмат) шейхам-суфиям телом, имуществом и душой. Не порицай их [суфиев] действий, потому что твое порицание никогда не будет иметь успеха. Не будь обманутым земным миром и его обитателями. Необходимо, чтобы твое сердце было в скорби и печали, тело – больным, а глаза твои – плачущими. Также необходимо, чтобы деяния твои были искренними, молитвы твои были полны страха перед Аллахом, твоя одежда – ветхой, твоим другом была бедность, твоим домом была мечеть, а твоим собеседником был Всевышний Аллах – Пречист Он и Велик!".

О Аллах! Сделай нас из числа получивших благодать (баракат) этих величайших авлия! Аминь!

Из книги "Святыни Узбекистана"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.