Ученый и политический деятель (Джамалутдин-хаджи из Карабудахкента /1858-1947/)

9 Декабрь 2009 1283

Джамалутдин-хаджи из КарабудахкентаДжамалутдина Мамаева из Карабудахкента историки и исследователи относят к числу самых известных и авторитетных алимов Дагестана своего времени.

Родился Джамалутдин в 1858 г. в селении Карабудахкент Карабудахкентского района. Его отец был узденом из знатного тухума Алтунчач.

В очень раннем возрасте, покинув отцовский дом, Джамалутдин отправился в горные села Дагестана с целью получить исламское образование. Учился он у многих алимов. Большую часть времени он провел в селении Муги (Акушинский район), и селении Согратль (Гунибский район). Медресе в этих селах были известны в те годы на всем Северном Кавказе, как кузница богословов и алимов.

Здесь Джамалутдин изучил Коран, хадис, фикх, логику, риторику и другие науки. Надо заметить, что ему повезло с учителями – он получил уроки у самых известных ученых того времени. В 1898 г. Джамалутдин совершил паломничество (хадж) в Мекку. Он был человеком, который сверял каждый шаг с шариатом. Как ученый, основным в своей жизни Джамалутдин-хаджи видел просвещение. Но несмотря на свое высшее духовное образование и непререкаемый авторитет среди населения и среди ученых, он никогда не занимал оплачиваемых духовных должностей. Этому видимо способствовала его богобоязненность и низкая самооценка. В годы Великой Отечественной Войны вновь был открыт муфтият Северного Кавказа. Возглавить его предлагали Джамалутдину-хаджи, но он отказался от этого поста. Но никогда не прекращал преподавать исламские науки. У него учились многие, ставшие впоследствии, видными учеными Ислама. Это Магомедбек Мамаев, Садритдин Каранаев и др.

Джамалутдин-хаджи принимал самое активное участие в общественно-политической жизни села и Дагестана. Он, как грамотный ученый и патриот, пристально следил за всеми происходящими событиями в мире и в стране. Февральскую революцию в России Джамалутдин-хаджи встретил с радостью, и называл ее огромным историческим событием, не только для народов России, но и для Дагестана.

В то время лелеемые надеждой на установление демократии и восстановление справедливости, наиболее прогрессивные дагестанцы ввязались в эту борьбу. В апреле 1917 г. он вступил в «Общество исламистов» (Джамиатуль исламия), ставившего своей целью пропаганду важнейших проблем мусульман и путей их решения после свержения царизма, когда Россия стала демократической страной, когда народы окраин империи получили право на самоопределение и самостоятельное решение своих проблем. Пользуясь возросшей ролью, исламисты выдвинули свой лозунг, который включал в себя основы веры: шариат, свобода (хурият), справедливость (адалят), и равенство (мусават). «Если нам удастся осуществить эти лозунги, – говорил он, – мусульмане будут жить в идеальных условиях. Мы тогда окончательно избавимся от гнета царских колонизаторов и местных эксплуататоров». При этом особая роль отводилась шариату, который не нуждался ни в какой демократии, и мирным путем решались все вопросы мусульман.
Огромна роль Джамалутдина-хаджи по предотвращению кровопролитной войны между народами Дагестана. С этой целью он выступал на митингах, маджлисах, публиковал статьи в газетах. Несколько раз встретился с Нажмудином Гоцинским и Узуном-хаджи стараясь объяснить им бессмысленность противостояния. 1 мая 1917 г. во Владикавказе состоялся съезд горцев Северного Кавказа и Дагестана. Джамалутдин-хаджи был делегирован на этот съезд в числе шести делегатов от Дагестана.

К концу 1917 г. в Дагестане образовались две крупные организации «Дагестанский Милли мажлис» (Дагестанский национальный комитет), и Дагестанская социалистическая группа, возглавляемая Дж. Коркмасовым, М. Дахадаевым, М-м. Хизроевым, С. Габиевым и А. Тахо-Годи.

Членами национального комитета были известные в области религиозные деятели, Джамалутдин-хаджи из Карабудахкента, Магомед-кади Дибиров, Д Апашев, Бадави-кади, М. Мавраев и др. 14 июля 1917 г. Временное правительство России объявило выборы в Учредительное Собрание. В итоге острой идейной борьбы в предвыборной гонке одержал победу «Дагестанский национальный комитет». В Российское Учредительное Собрание прошел Джамалутдин Карабудахкентский. Это говорит об огромном авторитете ученого и надежде дагестанцев на исламских предводителей в период непонятных переворотов.

Многие события, происходившие во время Гражданской войны, связаны с именем Джамалутдина-хаджи. Он всегда стремился решать сложные вопросы мирным путем, был большим миротворцем (маслиатчиком ).

После установления Советской власти Джамалутдин-хаджи, поняв бессмысленность борьбы с этой властью, опирающейся на огромную и мощную Россию, принял участие в решении существующих проблем. Он счел целесообразным согласиться с существующим строем и жить мирно. Он также являлся делегатом Первого Учредительного съезда народов Дагестана, состоявшемся в Темир-хан Шуре 13 ноября 1920 г. Этот съезд знаменателен тем, что Дагестану была предоставлена автономия.

В 30-ые годы в Карабудахкенте, как и во всей России начали создавать колхозы, Джамалутдин-хаджи и его сыновья сдали туда большое количество скота и земли, и сами вступили в него. Джамалутдин-хаджи особо и не переживал, что лишается такого состояния, говорил, что теперь легче будет отчитываться на том свете. Переживал он за то, как неэффективно используется коллективное имущество, как разворовывается имущество кучкой бессовестных людей. Но спустя пять лет после создания колхозов и лишения их имущества (в 1936 г.) его ждало еще одно испытание. Джамалутдина-хаджи и его сыновей начали «раскулачивать», как и многих других.

По этому поводу он обратился с письмом к Сталину, выражая свое не понимание и недовольство. Это раскулачивание было предпринято местными властями в попытке оправдания своего бездарного управления сельским хозяйством. Вскоре в Карабудахкентский РК ВКПб поступило письмо за подписью Калинина, где указывалось не высылать Джамалутдина-хаджи и его сыновей. Джамалутдина-хаджи оставили, а вот обоих сыновей все равно выслали в Киргизию. В 1938 г. он смог добиться возвращения старшего сына Абдуллабека. Младший Абдулхуда смог вернуться лишь в 1953 г. Сам Джамалутдин-хаджи в конце 30-х годов из-за преследований местных властей на некоторое время вместе с семьей покинул село и жил в Махачкале. В село он вернулся по просьбе тех же, кто его травили.

Последним общественным мероприятием, на котором Джамалутдин принял участие был съезд старейшин Дагестана в Махачкале в 1943 г. Этот съезд был посвящен задачам мобилизации населения и оказании помощи фронту.

Кроме того, что всю жизнь посвятил служению народа Джамалутдин-хаджи не забывал о главном назначении ученого – передаче знаний. Он оставил после себя достойное наследие, основным из которого являются книги. Огромную популярность приобрела его книга «Иман ислам», написанная на кумыкском языке и изданная в типографии М. Маврева в 1911г. Среди научных кругов известна его книга «История Кавказа и Карабудахкента» на арабском языке. Но из его огромной рукописной коллекции немногое сохранилось. Некоторые он сам уничтожил в 40-е г., опасаясь за то, что из-за них будут преследовать его детей. Некоторые бесследно потеряны, а малая часть находиться в рукописном фонде Дагестанского Научного Центра.

Оставив яркий след в истории родного села Дагестана, да и всей России, видный ученый, авторитетный политический деятель начала ХХ века Джамалутдин-хажди из Карабудахкента умер в возрасте 89 лет и похоронен в родном селении.

Да возродятся в Дагестане алимы, знания и дела которых будут направлены на развитие Ислама и процветание родного края! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.