Далгат из Гергебиля (1884–1984)

10 Декабрь 2009 558

Далгат из Гергебиля (1884–1984)О, солнце, что освещаешь Бакия,

Какую ты радость принесло от Расула (мир ему и благословение)?

Красавица-луна, освещающая ночи,

Прочти ты мне вести с Хиджаза…

(Здесь и далее подстрочный перевод)

Для того, чтобы узнать вкус меда, не обязательно съесть всю бочку, гласит народная мудрость. Строки, приведенные в начале статьи, принадлежат перу одного из ученых времен тотального гонения на Ислам. Это было время, когда правящая власть коммунистов с усердием старалась стереть с лица земли и из памяти людской все, что противоречит марксистской идеологии. Потерявшие всякую надежду на просветление и на то, что удастся совершить хадж, ученые и другие религиозные деятели обращались к Пророку (мир ему и благословение) в мавлидах или в назму. Но все это делалось, не имея никакой надежды на то, что когда-нибудь оно будет опубликовано и станет достоянием народа. Этому свидетельствуют следующие строки:

В горьком мире этом мечтой о тебе

Прошли мои долгие зимние ночи.

Желая твоего прихода и терпя до поры,

Проводил я в трудах одиннадцать месяцев…

(о месяце Раби-уль-авваль)

Таха в Равзе, там, в Медине –

Я в Дагестане, сгорая от страсти.

Хабиб (мир ему и благословение) в Хараме, в той Медине –

Я на горных вершинах, лишенный встречи с ним…

Как бы мы ни хотели, очень трудно передать в подстрочниках ту боль, которую автор вложил в эти строки. Автором мавлидов, выдержки из которых мы приводим здесь, является ученый и поэт из Гергебиля Далгат-младший. Человек, который прожил 100 лет и многое видел на своем веку, утешение находил в сочинении мавлидов и других религиозных стихов, восхваляя Пророка (мир ему и благословение) или устазов.

Отец Далгата был простым крестьянином, ничем не отличавшимся от других сельчан. Он уделял воспитанию сына особое внимание. Как и во всех семьях, первоначально Далгат получил представление об Исламе и научился читать Коран от отца. Затем его определили в местное медресе. Здесь он получил хорошее среднее образование. Но на этом не стал останавливаться и, как тогда было принято во всем Дагестане, Далгат отправился в другие села к более известным алимам. Изучая науки, он переходил из одного селения в другое и, как рассказывают его родные, больше всего времени он учился у известного тогда во всем Дагестане богослова Саида из с. Кудутль.

Вернувшись в родное селение, Далгат 2 года проработал имамом. После этого, вплоть до закрытия медресе (1936), передавал свои знания другим.

Но только лишь одним закрытием мечетей в те годы борьба властей с религией не ограничилась. Началось преследование алимов. Более 12 человек были арестованы в 1937 г . только из одного Гергебиля. Кое-кто из них не вернулся домой. В их числе оказался и Далгат. Он провел в гунибской тюрьме несколько месяцев. Но то ли квота на аресты заполнилась, то ли не в чем было обвинить – его выпустили. При этом строго предупредили, чтобы не распространял Ислам. К тому времени Далгату исполнилось 53 года и, скорее всего, ему было уже безразлично, что произойдет дальше, тем более что арестовывали его учителей, друзей и устазов. Как бы там ни было, Далгат, не переставая, обучал других исламским наукам. Его учениками являются Умарил Ансар, Абубакарил Мухаммад и др. За домом Далгата в одно время была установлена даже слежка. Но он сам уходил в дом ученика, чтобы провести урок.

Видя, во что превратилось село, в котором было очень много ученых, прекрасное медресе, проходили диспуты на шариатские темы, Далгат, не имея возможности и сил что-то говорить, изливал душу на бумаге. В мавлидах его прослеживается грусть, навеянная своим временем:

Мрачная родина, где ты не бывал,

Надоела мне в ожидании тебя.

Село, чтоб оно сгнило, куда дух твой не сходит,

Ничуть мне не мило из-за любви к тебе…

Далгат начал сочинять мавлиды, когда больше всего притесняли Ислам и верующих. Мавлид – это очень распространенный жанр в поэзии Ислама. Но не каждое сочинение принимали слушатели. Требовалось как соблюдение всех норм стихосложения, так и простое и мастерское неповторяющееся изложение мысли. Мавлиды Далгата отвечают всем требованиям, предъявляемым аварскому стихосложению.

Есть еще одна мудрость Далгата в том, что он приступил к сочинению мавлидов. В те годы хоть и преследовали пропаганду веры, но полностью запретить религиозные песнопения не смогли. Везде: на семейных торжествах, празднике первой борозды, возвращение сына из армии, его проводы, похороны – все подобные мероприятия завершались мавлидом. Для исполнения на таких собраниях и предназначались мавлиды Далгата. Их отличает краткость и лаконичность. Мавлиды, сочиненные алимами до первой четверти ХХ в., были очень длинными, порой их исполнение занимало два и более часов. Те сочинения были предназначены для слушателей той эпохи, когда вера у людей была крепкой и каждый исламский маджлис они принимали как событие. Учитывая время, когда повсеместно насаждалось неверие и невежество брало верх, в попытках хоть как-то сохранить Ислам и жизнь Пророка (мир ему и благословение) в памяти людей самым оригинальным методом алимам виделось составление коротких мавлидов, назму, ши'ру, турки и других исламских стихов. В то же время краткость не означала отсутствия в произведении полной информации. Вполне допустимо, что пропускались какие-то элементы, не касались всего в подробностях, но необходимый минимум знаний они несли. Благодаря этому и другим стараниям ученых в горных районах и селах Дагестана сохранился Ислам.

Говоря о мавлидах Далгата, нужно заметить, что в них он разбил жизнь Пророка (мир ему и благословение) на несколько частей и каждую озаглавил: рождение Пророка (мир ему и благословение), его детство, семья и дети, ценность салавата – всего около 20 мавлидов. Они не повторяются и каждый имеет вступление, кульминацию и концовку. Вместе с этим чувства передаются очень красиво, используется богатая лексика, с минимальным употреблением арабизмов. Мастерство автора заключается и в том, что он заставляет сопереживать и слушателя.

Кроме мавлидов сохранились и другие произведения Далгата. Это марсияты – письма в стихах о соболезновании. Это довольно распространенный метод выражения соболезнования по поводу смерти дорогих сердцу людей. В дагестанской духовной поэзии он утвердился как письма соболезнования к друзьям или родным ученого, наставника, шейха и т. д. По поводу смерти своего устаза Мухаммада-апанди из Уриба Далгат пишет:

Теперь крыло Ислама обломилось,

Как же сможем в Рай полететь?

Опору убрали в доме религии,

Ужель разрушится религия в мире?

В золотое зеркало, в которое глядели все люди,

Как теперь нам глядеть – занавесили.

Река тариката, что пили мюриды,

Говорят, иссохла в Урибе…

Далгат не ограничивался одними сочинениями мавлидов и не сидел дома. Он вел довольно активную и духовную жизнь. Долгие годы работал членом ревизионной комиссии Буйнакской городской мечети. В открытии этой мечети – тоже большая его заслуга. Вначале Буйнакская мечеть была закрыта вместе со всеми другими мечетями. Далгат много ездил в Баку, добрался вплоть до Багирова (первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана) и добился разрешения открыть мечеть.

Он также имел тесные братские связи со всеми большими мюридами Дагестана того времени. У него всегда бывало много гостей.

В последние годы жизни Далгат очень ослаб, полностью потерял зрение. Тогда тоже он говорил, что, имей он хоть немного сил, от всей души писал бы о Пророке (мир ему и благословение).

Умер Далгат 14 февраля 1984 г . Похоронен на сельском кладбище Гергебиля. Он всего год с лишним не дожил до начала больших перемен, до того как повсеместно начнут открываться мечети и медресе в государстве, где властьимущие были так строги к служителям веры. В Гергебиле же азан вновь зазвучал в марте 1987 г .

Наследие Далгата, как и многих представителей духовной поэзии тех лет, не изучено.

На аварском языке издана небольшая книжка, составленная историком Шабанил Мухаммадом, с предисловием профессора Сиражудина Хайбуллаева. Но это далеко не полное собрание произведений Далгата.

Да поможет нам Всевышний во всех добрых начинаниях!

Читай салават на Пророка (мир ему и благословение)

(подстрочный перевод)

Если хочешь огонь в душе своей зажечь,

Читай мой мавлид временами.

Прочти салават на Пророка,

Для освещения души и усиления света.

Вздыхай горячо, упоминая Хабиба (мир ему и благословение),

Чтоб не горевать тебе в День радости.

Часы ли дней, минуты ли в часах,

Зря не оставляй без покаянья.

Проси ты посредством Ахмада (мир ему и благословение) –

Не возьмешь ничего без него.

Взывай от души к отцу Батули –

Исполнится твое желанье, как хотел.

Побольше оглядывайся на пример Пророка (мир ему и благословение) –

Облегчится болезнь с его помошью.

Все ведь находится в его власти –

Слезы проливай, поминая Расула (мир ему и благословение).

Салават, прочитанный из любви к нему,

Он слышит, поэтому будьте осторожны.

Слово произнесенное, горя, к нему любовью

Доходит всегда – вспоминайте почаще.

Любовью к Пророку (мир ему и благословение) себя огради,

Чтоб ожить в могиле ты смог.

Усиливай любовь к Расулу (мир ему и благословение) саламом, <

Да так, чтоб и кости горели твои.

И тех, кто сильнее любит Пророка (мир ему и благословение),

Всевышний прощает от кары огнем,

Да наставит нас всех баракатом Расула (мир ему и благословение),

И встретимся с ними в Махшаре.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.