Зу-н-Нун аль-Мисри

13 Апрель 2010
4658

Зу-н-Нун аль-МисриТочная дата рождения Зу-н-Нун бин Ибрахим аль-Ихмимий неизвестна. Некоторые историки указывают, что он родился где-то в конце правления халифа аль-Мансура, скончавшегося в 158 году по хиджре. Говорят, настоящее его имя - Файз, есть также мнение, что его звали Савбан. Его отец Ибрахим был нубийцем и, помимо Зу-н-Нуна, у него было ещё три сына: Зу-л-Кифл, Абдул-Халик и Абдул-Бари.

Благодаря своей праведности, Зу-н-Нун обрёл известность во всём исламском мире. Он был одним из самых известных духовных наставников своего времени.

Известный суфийский шейх Ахмад бин Яхья говорил: «Я встретился с 600 шейхами и не встретил среди них подобных четырём. И один из этих четырёх - Зу-н-Нун».

Покаяние

Как-то Зу-н-Нуна спросили, что явилось причиной оставления им мирского и обращения к Аллаху ? Он ответил: «Во время одного из путешествий я прилёг и уснул. Когда открыл глаза, то увидел недалеко от себя ослепшую птичку, выпавшую из гнезда. Я увидел, как земля рядом с ней разверзлась и из неё появились… два маленьких блюдца. В одном были семена сезама, а в другом - вода. Птичка склевала семена и выпила воду. После этого случая я решил посвятить себя всецело поклонению Аллаху …».

Когда Зу-н-Нуна спросили о раскаянии, он ответил: «Простолюдины раскаиваются в совершённых ими грехах, а избранные – в небрежении».

Время, проведённое без поминания Аллаха, для праведников подобно времени, проведённому в грехе. И в самом деле, как может праведник забыть о Том, Кто создал его и создал всё, в чём он нуждается!?

Зу-н-Нун говорил: «Раскаяние без отдаления от грехов – это раскаяние неправдивых».

Он также говорил: «Истинная суть раскаяния в том, что земля для тебя становится тесной, несмотря на её просторность, и ты теряешь покой и душа твоя испытывает стеснение, как сообщает Всевышний об этом в Коране «… и стеснились у них души, и поняли они, что нет убежища от Аллаха иначе, как у Него»».

Зу-н-Нун также говорил: «Раскаяние вбирает в себя несколько понятий: первое – сожаление о произошедшем, второе – намерение впредь не совершать грех, третье – возмещение упущенных обязанностей (фарзов), четвёртое – исправление несправедливостей, которые были совершены, как по отношению к имуществу, так и к чести других людей, пятое – сжигание мяса, которое выросло на запретном (посредством голода и частого поминания), шестое – заставлять себя испытывать мучения от поклонения, также как раньше испытывал сладость от совершения грехов».

Зу-н-Нун также говорил: «Признаком болезни тела являются боли. Признаком болезни сердца являются грехи. Также, как больное тело теряет удовольствие от пищи, так и сердце того, кто совершает грехи - не чувствует удовольствие от поклонения».

Признак любящего Аллаха

Приводят, что Зу-н-Нун сказал: «Признаком любящего Аллаха является следование за Любимцем Аллаха, будь то в нравах, в деяниях или же велениях».

Но для того, чтобы следовать, необходимо обладать знаниями, ведь без знания не может быть и следования. Поэтому в начале своего пути праведники уделяли большое внимание приобретению знаний. Не был исключением и Зу-н-Нун. Он обучался у крупнейших учёных того времени: таких, как Малик бин Анас, Лайс бин Саад, Суфьян бин Уяйна, Фузайл бин Ияз. Он достиг больших успехов, стал признанным учёным и считался надёжным передатчиком хадисов.

Путь к Аллаху

Когда его спросили о суфиях, он ответил: «Это люди, которые предпочли Аллаха всему остальному, и Аллах удостоил их предпочтением перед всеми остальными». Это и был путь, которому Зу-н-Нун посвятил себя.

Из его слов: «Радость верующего и удовольствие заключаются в уединении со своим Господом и в общении с Ним».

Как-то его спросили о низших людях, и он ответил: «Это те, которые не знают путь к Аллаху и не уделяют внимание тому, чтобы познать этот путь».

Зу-н-Нун говорил: «Люди придерживаются пути, пока они испытывают страх. Когда же они перестают испытывать страх, они сбиваются с пути».

Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо иметь терпение и сильную волю. Нашу душу, подобно сорнякам со всех сторон, опутывают страсти и - чтобы обрести совершенство - душа должна взять верх над страстями! Одним из первых шагов к укрощению страстей является голод.

Зу-н-Нун говорил: «Мудрость не станет обитать в желудке, наполненном едой». Он также говорил: «Каждый раз, когда я наедался, я впадал в грех, или же у меня было… намерение совершить его».

Мы говорили, что праведники считают грехом даже отвлечение от поминания Аллаха. А полный желудок, как минимум, приводит к лени и тем самым отвлекает от поминания Всевышнего.

Испытания

С годами имя Зу-н-Нуна становилось всё более известным среди людей. Но как принято, Всевышний испытывает Своих рабов и, благодаря испытаниям, искренние рабы Аллаха ещё более приближаются к Нему. Всегда находились завистники, строившие козни против праведников и всячески вредили им. Не избежал этого и Зу-н-Нун.

Некоторые ученые Египта первоначально не поняли его, и обвинили в том, что ему не было присуще. Были и завистники, которые возводили клевету на него. Клеветники жаловались на него правителю Египта и даже добирались с этими жалобами до халифа в Багдаде.

Захаби пишет, что однажды спутник Зу-н-Нуна, указывая на людей в лодке, сказал: «Эти люди отправляются к правителю, дабы засвидетельствовать, что ты являешься… вероотступником». Зу-н-Нун взмолился: «О Аллах! Если они неправы, утопи их». Их лодка перевернулась - и они утонули. Товарищ Зу-н-Нуна спросил: «В чём же вина лодочника?» Он ответил: «Почему же он вёз этих людей, зная их намерения? Предстать перед Господом утонувшими - лучше для них, чем лжесвидетелями». Но потом он вздрогнул, изменился в лице и промолвил: «Клянусь Аллахом, я никогда более не обращу свою мольбу против кого-либо!». Через некоторое время его потребовал к себе правитель Египта, расспросил о его убеждениях и, убедившись, что обвинения безосновательны, отпустил.

Но клеветники не собирались успокаиваться - и вскоре халиф аль-Мутавакиль приказал задержать его и привести в Багдад.

Говорят, когда его вводили во дворец к халифу, одна старая женщина дала ему совет: «Не оправдывайся перед халифом. Он - такое же создание, как и ты, и не думай, что он выше тебя. Обратись к Аллаху и предоставь всё на Его усмотрение».

Когда халиф спросил Зу-н-Нуна: «Что скажешь об обвинениях против тебя?» - тот не ответил. Тогда находившийся рядом визирь сказал: «Я полагаю, что всё, что говорят о нём, является правдой!». Халиф обратился к Зу-н-Нуну: «Почему же ты не отвечаешь?» Зу-н-Нун сказал: «Если я скажу, что это неправда, то тогда это будет обвинением во лжи мусульман, которые свидетельствовали против меня. Если же я скажу, что это правда, то тогда я солгу, согласившись с тем, от чего я чист. Делай, что посчитаешь нужным - я не собираюсь оправдываться». Услышав эти слова, халиф воскликнул: «Этот человек чист от того, в чём его обвиняют!». И халиф попросил дать ему наставление. И когда Зу-н-Нун начал говорить, халиф заплакал. После этого случая халиф относился к нему с большим почтением.

Величайшее из имён Аллаха

Один из учёных, Юсуф бин Хусейн, прослышав, что Зу-н-Нун знает величайшее Имя Аллаха, посредством которого можно обратиться к Нему и Он исполнит просьбу, решил узнать об этом Имени. Он отправился в Египет и нашёл Зу-н-Нуна. Зу-н-Нун поначалу не обратил на него внимания. Через некоторое время к нему пришёл некто и стал с ним спорить. Но Зу-н-Нун не опроверг его доводы. Тогда Юсуф бин Хусейн повёл с ним спор и вскоре одержал верх. Лишь после этого Зу-н-Нун обратил на него внимание. Юсуф бин Хусейн пробыл с Зу-н-Нуном целый год и всячески услуживал ему. Через год он обратился к нему: «Я прислуживал Вам целый год - и за Вами долг. Мне сказали, что Вы знаете Величайшее Имя Аллаха. Я хочу, чтобы Вы научили меня ему. Вы не найдёте более подходящего для этого человека, чем я». Услышав эти слова, Зу-н-Нун отвернулся от него и целых шесть месяцев не обращал на него никакого внимания. Но вот в один из дней он подошёл к Юсуфу и попросил отнести кое-что товарищу, жившему в соседнем городке. Это было блюдце, закрытое крышкой и повязанное платком. Юсуф отправился в путь, но по дороге его стало мучить желание узнать: что же находится в блюдце? Он не удержался и немного приоткрыл крышку. Каково же было его изумление, когда увидел в блюдце лишь… маленького мышонка. Он хотел закрыть крышку, но мышонок выскользнул и убежал. Юсуф пришёл в негодование от того, что Зу-н-Нун поступил с ним таким образом - и отправился обратно. Увидев его, Зу-н-Нун воскликнул: «О глупец! Я доверил тебе мышонка, но ты не оправдал доверия. Как же я тебе доверю величайшее Имя Аллаха?! Уходи, чтобы я тебя больше не видел!!».

Чудеса

Зу-н-Нун известен многими чудесами. Нет возможности рассказать обо всех. Приведу лишь несколько эпизодов из его жизни.

Кушайри приводит от Бакр бин Абду-Рахмана, что однажды он со спутниками находился в пустыне и с ними был Зу-н-Нун. Остановились в пути передохнуть под деревом. Спутники Зу-н-Нуна сказали: «Как же прекрасно было бы это место, если бы на дереве росли свежие плоды!». Зу-н-Нун улыбнулся, а потом обратился с мольбой к Аллаху и потряс дерево. И каково же было их изумление, когда сверху посыпались свежие финики! Они наелись досыта, а потом заснули. Проснувшись, начали вновь трясти дерево, ожидая, что упадут свежие плоды, но вместо этого посыпались… лишь колючки.

Абу Джахфар передаёт, что однажды зашёл разговор о том, что вещи подчиняются любимцам Аллаха - и в это время с ними находился Зу-н-Нун. Зу-н-Нун сказал: «Что касается этого вопроса, то если, допустим, я прикажу этой кровати – указывая на кровать, находившуюся в комнате - чтобы она облетела все четыре угла комнаты и возвратилась на своё место, то она сделает это». И действительно: кровать оторвалась от пола и облетела все углы комнаты и… возвратилась на своё место.

Кончина праведника

Зу-н-Нун покинул этот мир в 245 году по хиджре в городе аль-Джизат. Похоронили же его в соседнем городе Кистат. По свидетельству многочисленных очевидцев, в числе которых были и известные учёные, когда Зу-н-Нуна несли хоронить, появились невиданные доселе зелёные птицы, которые порхали над его телом.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.