История Первой кавказской войны. Султан-Мут Эндиреевский

28 Сентябрь 2010
9583

Тяжёлые последствия настигали те народы, которые переставали должным образом поклоняться Творцу.

Султан-Мут ЭндиреевскийСтановление русско-северокавказских взаимоотношений является и ныне далеко неоднозначно оцениваемым в исторической литературе этапом в многовековом прошлом нашего Отечества. Через несколько лет после покорения Казани и Астрахани, царское правительство обратило взоры на Кавказ. Первые контакты носили форму жестокой конфронтации. За период с 1560 по 1605 годы Русским государством было совершено около 10 походов с целью покорения Северного Кавказа.

Наиболее яркой и значимой фигурой в истории Первой русско-кавказской войны является талантливейший полководец и государственный деятель, организатор и руководитель борьбы народов Северо-Восточного Кавказа за свободу и независимость - Султан-Мут, сын Шамхала Тарковского Чопана.

Султан-Мут физически был очень сильным и ловким. Ему не было равных в поднятии тяжестей, стрельбе из лука, фехтовании и конских скачках. Он обладал такой недюжинной силой, что мог разрубить пополам противника, одетого в медные доспехи.

Будучи ещё ребёнком, Султан-Мут удивлял многих своим поведением. Услышав звонкий голос муэдзина, зовущего на намаз, Султан-Мут бросал игры, если играл, переставал есть, если ел, просыпался, если спал, и повернувшись лицом в сторону Каабы, с замиранием сердца, словно заворожённый, прислушивался к каждому звуку, доносившемуся из мечети.

Первые слова, которые произнёс Султан-Мут, не были обычными, как у всех детей слова – мать или отец - а были слова мусульманской молитвы, которые он пытался повторить.

Однажды, когда аварский хан находился в гостях у шамхала, в комнату вошёл четырёхлетний Султан-Мут и поздоровался, как положено мусульманину.

– Откуда ты, сынок? – спросил хан, глядя на не по-детски умные глаза маленького Султан-Мута.

– От Аллаха, – ответил Султан-Мут.

Услышав такие слова, хан от удивления даже привстал.

– И куда ты держишь путь? – снова спросил хан.

– К Аллаху, - последовал ответ.

На глаза хана навернулись слёзы. Он взял ребёнка на руки, крепко обнял и поцеловал. Затем, сняв с себя кинжал, вручил Султан-Муту…

Много пришлось воевать Султан-Муту. Он воевал и против России, и против Персии, совершал походы на Грузию, осаждал Тифлис и т.д. Но, сколько бы ни воевал, он не стремился к военной славе, это были вынужденные шаги ради отстаивания собственной независимости, свободы родной земли.

«С тем, кто живёт рядом с нами, с нашими соседями, мы должны жить мирно, это наш долг», – говорил Султан-Мут. Но не всегда и не все соседи придерживались таких принципов, и тогда Султан-Муту приходилось брать в руки оружие.

Северокавказцы во главе с Султан-Мутом одержали грандиозную, поворотную в истории Кавказа победу, которая, согласно свидетельству русских летописцев и оценке дореволюционных отечественных и зарубежных исследователей, приостановила завоевательные походы Московской Руси на Северный Кавказ на более чем 100 лет. Султан-Мут отражал не единичные эпизодичные наскоки, набеги, разбойные и иные нападения каких-нибудь одиночек или горстки отщепенцев, а вёл именно народно-освободительную, оборонительную войну.

Вторжение русских войск застало Султан-Мута в Шемахе, где он безуспешно ждал подкрепления турок. Вернувшись в Дагестан, Султан-Мут объединил армию с народным ополчением и дружинами других князей. Момент истины настал под стенами Тарков. Дагестанское войско несколько раз пыталось взять город штурмом, используя при этом осадные орудия, подкопы и позаимствованные у турецкого гарнизона в Дербенте пушки. Однако закалённым в боях с крымскими татарами воеводам удалось отбить эти атаки. Оставить город их вынудила сама бесперспективность его дальнейшей обороны. Рано или поздно, кумыки и их союзники всё равно взяли бы город. Да и в свете надвигающегося на Россию "Смутного времени", удержание Западного Прикаспия теряло былое значение. Армия теперь была необходима для обороны самой Москвы, а не для дальних походов. Потому, стремясь спасти своё войско, Иван Бутурлин вывел его из города и повёл на север, в сторону русской границы.

Освободительная армия во главе с Султан-Мутом Эндиреевским и Адиль-Гиреем I Тарковским бросилась в погоню за ними. Они настигли Бутурлина в долине Караман, что расположена у устья реки Шура-Озень. В одной из старинных книг, сохранившейся в библиотеке шамилевского наиба Саида из Игали обнаружена интересная пометка о том, что в 1014 году Хиджры (1605 г. н.э.) "армия дагестанцев под командованием сыновей шамхала Султан-Мута и Адиль-Гирея окружила русскую армию в пространстве между Тарки и Казы-Юртом, там произошла страшная битва, в которой удача изменила русским и были из них убиты семь тысяч, в том числе двое командующих воевод Бутурлин и Плещеев".

Под знаменем Ислама Султан-Мут смог объединить и сплотить кумыков, аварцев, даргинцев, лакцев, чеченцев, кабардинцев, карачаевцев, балкарцев и многие другие разрозненные племена и народы Кавказа - и поднять их на борьбу за независимость родного края.

Султан-Мут усиленно вводил законоположения Шариата. Он заставлял многих блюстителей местных обычаев признать верховенство Божественных законов над местными.

Он понимал, что для того, чтобы создать сильное государство из многих разноплеменных народов, нужна нить, объединяющая эти народы. И нитью этой для Султан-Мута, несомненно, являлся Ислам. Под знаменем Ислама вёл он народы Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа на борьбу за свободу и независимость своей земли. Свято чтя Коран и сунну Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), Султан-Мут (согласно одному из народных преданий) заявил: "Только служение Всевышнему является высшей целью человека!" - и сам следует этому принципу всю жизнь.

Именно благодаря исламским ценностям, приоритет которых для Султан-Мута был превыше всего, и жизни по закону (ибо закон – это начертание Аллаха) стало возможным то, что Султан-Мут смог одержать целый ряд блистательных побед на полях сражений, которые, действительно, являются поворотными в истории Дагестана и всего Кавказа, добиться больших успехов в развитии образования, просвещения, естественных наук, медицины, культуры и других сфер общественной жизни.

По инициативе Султан-Мута был организован "Маджлис ул-улама", который координировал все дела, связанные с организационными мероприятиями по религиозным вопросам и по вопросам внешней и внутренней политики, экономики подвластного ему государства.

Султан-Мут не совершал никаких шагов по государственным, религиозным и другим проблемам, без совета с созданным им же "Маджлисом".

В этот период появились труды по истории Дагестана. В конце XVI или в самом начале XVII века Мухаммед Аваби Акташи из Эндирея создал известный исторический труд "Дербенд-наме".

Султан-Мут говорил: «Тяжёлые последствия во все времена ожидали те народы, которые переставали должным образом поклоняться Творцу и следовать Его велениям. Распадались целые империи, рушились государства. Когда же Аллах Всемогущий прогневается на какой-либо народ, но не посылает на него мучительную кару, то прожитьё у этого народа становится дороже, а жизнь людей короче, купцы теряют прибыль, плоды перестают быть обильными, реки полноводными, а к власти приходят несправедливые правители».

После неудачных попыток в конце XVI - начале XVII вв. утвердиться силой оружия в Дагестане, Россия коренным образом изменила тактику борьбы за влияние в данном регионе. Царское самодержавие, после полученного им поражения, более 118 лет не совершало военные акции в отношении Дагестана, а стало на путь привлечения его владетелей на свою сторону разного рода торгово-экономическими привилегиями.

Статья составлена по материалам книги Б.Аджаматова «История Первой Кавказской войны».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.