Нурмухаммад-хаджи из Губдена /1948-2007/

9 Декабрь 2009
2366

Нурмухаммад-хаджи из Губдена29 сентября 2007 года весь мир облетела еще одна страшная весть. Убит исламский ученый. Чуть более месяца до этого Дагестан попрощался с имамом, богословом Курамухаммадом-хаджи Рамазановым. Вот теперь убили еще одного имама, богослова. Здравомыслящие люди не могут понять, за что, почему.

Как можно поднять руку на человека, который всю жизнь посвятил призыву к миру, согласию и добру. Но для Дагестана, да и всего Кавказа такие убийства уже не являются редкостью. Здесь произошли и еще более сильные и страшные преступления против человечности. А сколько их произойдет еще? Потеря Нурмухаммада-хаджи из Губдена стала трагедией не только для семьи и села, но и для всего Дагестана и исламской общины. Вся его жизнь была посвящена повышению уровня образования, распространению Ислама и сохранению мира. Он смело выступал против нововведений, чуждых Дагестану и нашей религии. Он, видя дела экстремистов, одним из первых вынес шариатскую фетву о недопустимости войны и незаконности газавата в современных условиях. Его личный авторитет и непревзойденные знания по богословию поставили сильный заслон ваххабистской идеологии. Это во многом, может быть, и определило ее дальнейшее развитие.

Когда рассказывают о Нурмухаммаде, то перед нами встает образ человека, полностью посвятившего себя изучению Ислама, человека, от которого так и веет добротой и благородством. Его дом все годы был настоящей кузницей алимов. Он обучил более трехсот учеников.

Сам Нурмухаммад-хаджи получил образование от многих ученых того времени. Среди основных его учителей называют Абдусамада из Акуша, Гази-Мухаммада Губдани, Хизри-Кади Аякинского и Ильяса-хаджи, жившего в Киргизии. В молодости и после женитьбы он несколько раз отправлялся в Киргизию, то сам, то с семьей и под видом работы учился у Ильяса-хаджи. Те годы, когда он учился, были одни из самых тяжелых для получения религиозных знаний. Только сильная любовь, привитая с молоком матери и переданная по наследству, могла заставить человека так самоотверженно работать во благо Ислама. В знак благодарности к своим учителям Нурмухаммад-хаджи пригласил к себе и обучил религиозным знаниям сыновей всех своих учителей. Его младший брат Газимагомед рассказывает, что все книги Нурмухаммад прятал у некой старушки и сам иногда ходил туда, там же читал, то, что нужно и возвращался. «Однажды брат отправил меня за какой-то книгой к той женщине, – продолжил Газимагомед, – от туда он прочитал то, что нужно, закрыл ее и заплакал, сказав: «О, если бы была возможность всласть начитаться тебя и обучить других». Любимой книгой Нурмухаммада-хаджи была «Силькуль айн». Сыновья рассказывают, что отец не расставался с этой книгой. Он добавил листы к ней и делал выписки из нее. В основном вся библиотека его состоит из старинных книг. Он был из тех, кто доверял нашим дагестанским, проверенным книгам. Большая библиотека и красиво ухоженные книги, которым по сто, двести и более лет сегодня не пылятся на полках или в каких-либо хранилищах, а востребованы учениками Нурмухаммада-хаджи, они продолжают нести свое назначение.

Все время у Нурмухаммада дома бывали мутааллимы. К нему приходили со всех районов за знаниями. Два его сына тоже алимы, учились у отца, и после его смерти тоже продолжают учебу. Они учатся по тем же книгам, по которым учился их отец, дед и т. д. Такая преемственность и передача любви к Исламу может быть только у тех, кто искренне верят и любят свою религию. Сегодня трудно найти крупное даргинское селение или район, где нет ученика Нурмухаммада-хаджи из Губдена. В самом селе имамом мечети в настоящее время работает его ученик Магомед Мурад. Он провел очень интересную параллель между кончиной своего учителя и четвертым праведным халифом Али (да будет доволен им Аллах). Али-асхаба убили по пути на утренний намаз, 17 числа месяца рамазан. Точно такой был конец и у Нурмухаммада. Когда подоспевший на выстрел сын спросил кто в него стрелял, Нурмухаммад не потратил время на ответ, а продолжал читать шахаду. Вот такой славный был уход из жизни еще одного сына Дагестана, всю жизнь просвещавшего людей и призывавшего к миру, добру и братству.

Нурмухаммад-хаджи похоронен на кладбище газиев селения Губден, которое тоже имеет свою печальную судьбу. В страшные годы коммунизма, когда велась замена религиозного убеждения на атеистическое, безбожники стали рушить все, что было связано с Исламом в прямом и переносном смысле. Вот и в селении Губден для строительства сельского клуба коммунисты нашли тогда самый легкий метод – они разломали надгробья этого кладбища. А в Губдене на могилы ставят высокие, красивые плиты, что позволяет кладбище сравнить с архитектурным памятником резьбы по камню. Так, из этих камней, сооруженный клуб просуществовал недолго. После развала Союза и признания самими коммунистами свою идеологию ложной, развалилось и все, что с ним было связано. Вот и клуб губденцы переделали под медресе. За это недолгое время его существования, оно выпустило много прекрасных алимов, хафизов, которые занимают призовые места на престижных конкурсах религиозного характера Дагестана и России.

Да возродится истинная вера во всем мире, да сохранится покой на земле! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.