Просто: оставайтесь мужчинами!

10 Ноябрь 2010 1134

Те, кто участвовал в его убийстве, вскоре были подло расстреляны своими же товарищами.

Зиярат трех шейхов в сел. КахибДосточтимый шейх Хасан-афанди вырос в скромной семье. Его отец Мухаммад-хаджи умер в городе Джидда, возвращаясь из Хаджа. Благодаря матери Хасан-афанди вырос в богобоязненной, религиозной семье, для которой самыми важными ценностями служили идеалы Ислама. Говорят, что исполняя желание матери, будучи ещё юношей Хасан-афанди стал ловким и смелым канатоходцем. Здесь мне хочется произнести его фразу, которая стала известной по всему миру, проходя по канату, шейх со слезами на глазах говорил: «Смогу ли я и в Судный день пройти по мосту Сират так же просто, как прохожу сейчас по этому канату?» Даже в юности этот удивительный человек нёс в каждом своём действии наставление для окружающих.

В предисловии к книге «Сифруль асна» написано про богобоязненность и праведность этого духовного наставника, обо всём здесь не скажешь, поэтому мне хочется подчеркнуть, что досточтимый шейх Хасан-Афанди аль-Кахиби отличался особой честностью, начитанностью в богословии и преданностью идеалам тариката. Он учился у известных шейхов своего времени, таких как Шуайб-афанди, Сайфулла-кади.

Мудрость устаза.

Жизнь шейха Хасана-афанди пришлась на тяжёлое время для его Родины. Это было время кровопролития, жёсткой революции, репрессий, но благодаря мудрости великого устаза, дагестанский народ избежал крайне тяжёлой участи. Шейх доказывал всем, что война приносит только разорение и несчастье и что для таких малочисленных народов, как дагестанцы она особенно станет пагубной. К счастью для себя, многие дагестанцы прислушались к его словам, и народ был спасён от полного уничтожения.

Хасан-афанди сыграл исключительно важную роль в духовной и общественно-политической жизни дагестанского народа. Внук Сайфуллы-кади рассказывал: «В 1913 году был принят указ царя о переводе письменности с арабского на русский язык. На этой почве в Дагестане вспыхнуло восстание. Сайфуллах-кади и Хасан Кахибский, боясь массового кровопролития, выступили против восстания. Они говорили, что добьются отмены этого указа мирным путем. Но, несмотря на их старания, в мае 1913 года к Темир-Хан Шуре подошли, (по разным источникам, от 4 до 6 тысяч) вооруженных людей. Однако Сайфуллах-кади и Хасан Кахибский смогли убедить народ, и на утро следующего дня в Темир-Хан Шуре не осталось ни одного из восставших. Таким образом, Дагестан был спасён от страшного кровопролития. Но все-таки Сайфуллу-кади арестовали, а губернатор, который мечтал потопить в крови цвет дагестанского генофонда, говорил в адрес Сайфуллы-кади и Хасана Кахибского: «Надо было арестовать не только дагестанского оракула, но и Кахибскую лису».

В этих словах мы видим чёткую характеристику той политики, которая проводилась против дагестанского народа. Такого рода губернаторы почти во все времена были заинтересованы в том, чтобы уничтожить руками дагестанского народа сам народ и тех духовных лидеров, которые способны отстоять права этого народа и спасти его. К счастью, по сегодняшний день мы сумели избежать многих кровопролитий и избежим в будущем наперекор всем тем, кто прогнозирует войну на нашей земле.

Наставничество.

Досточтимый шейх Хасан-афанди был учеником известного шейха Сайфуллы-Кади, который написал ему в конце жизни такие строчки: «И всё, что запало мне на сердце свыше, я вложил в твоё сердце, назначил тебя моим наследником и преемником перед Всевышним, и дал тебе все разрешения (иджаза), полученные мной, а также даю дозволение на обучение религиозным наукам, даю разрешение в Лугъ-тарикат и в увайсийя. И если Аллах облагодетельствует меня продлением моей жизни, хотя бы на немного, я напишу все разрешения-иджаза для вас своим пером, которым писали наши сайиды, как, например, Зайнулла аш-Шарифи аль-Ма’мури, Саййид Ахмад аль-Амаси, Мухаммад Салих-Хани Кирмани, Мухаммад Нур аль-Бухари и шейх Хабиб ар-Рахман аль-Казими аль-Мадани».

Под руководством своего духовного наставника Хасан-Афанди усвоил все ступени тариката и таким образом, получил разрешение на наставничество. Когда стал устазом, он хотел совсем отказаться от мирской жизни, но его учитель, к которому он обратился за разрешением, не позволил ему это. Он велел: «Смени старье и направляй людей на путь Истины». Так, досточтимый шейх Хасан-афанди стал наставлять своих последователей на путь тариката. Главной задачей тариката, как говорил сам Хасан-афанди является способствование отдалению от грехов и очищению сердца мюрида.

Многие произведения шейха Хасана-афанди изданы за рубежом. По сей день по его книгам ученики религиозных учебных заведений в Дагестане, в Сирии изучают важные каноны Ислама. Его труды также издаются в Египте и получают прекрасные рецензии от мусульманских учёных.

Шейх Хасан-афанди аль-Кахиби в своей книге «Аль-Буружу Мушаядат» пишет: «В книге «Фатава аль-Умария» пишется, что муршид, который имеет право на наставничество, должен обладать обязательными знаниями Шариата и следовать им без отклонений, изменений и противоречий. Он должен направлять людей следовать Шариату, поминать Аллаха, не отвлекаясь на что-либо, кроме мыслей об Аллахе, учить людей богобоязненности и отдалению от того, что запрещает Ислам».

К сожалению, во все времена хватало и тех, кто в качестве самозванцев брали на себя роль шейхов и вводили в заблуждение верующих. О таких людях Хасан-афанди говорил, что они разрушают тарикат. Также он говорил о том, что увидев несовершенство лжешейхов, некоторые из мусульман отказались стать на путь тариката, и тем самым, они лишились той пользы, которую получают мюриды истинных шейхов. Но на всё воля Всевышнего.

Шейх Хасан-афанди пишет, что самый большой карамат — это истикамат, т. е. полное следование Корану и Сунне, ни на йоту не нарушая предписания Корана. Этими словами он рушит всю клевету, которую сегодня пытаются обрушить на тарикат те, кто совершенно никак не понимают его сущность. Шейх также говорил: «В огороде, где нет сорняков, не надо утруждать себя лишней работой. Там же, где сорняки не дают прорасти здоровым растениям, выход прост – необходимо их прополоть. Для излечения же пороков души, которые мешают людям жить согласно законам Шариата, естественно, нужна помощь учителя. При отсутствии духовных наставников, человечество забывает и отходит от истинного понимания духовности».

Завещание.

Когда досточтимого шейха Хасана-афанди «забирали» в 37 году, ему было более 80 лет. Он сел на коня и, обратившись к своим ученикам, сказал: «При любых обстоятельствах оставайтесь мужчинами». Те, кто участвовал в его убийстве, вскоре были подло расстреляны своими же товарищами.

Шейх Хасан-афанди аль-Кахиби посвятил всего себя служению религии, защите и сохранению ее ценностей и завершил свой жизненный путь религиозным и гражданским подвигом.

В книге «Хуласул адаб» Хасан-афанди пишет: «Не каждый, кто учился, становится алимом, если не сочетает знания и деяния». Да сделает Всевышний так, чтобы все мы соответствовали каждой букве, которую мы услышим из Корана и сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Да наделит Всевышний для этого всех нас разумом и крепкой верой!


Материалы по теме:

  • Видео: Шейх Хасан-афанди
  • Видео: Выступление муфтия РД на конференции, посвященной шейху Хасану-афанди аль-Кахиби 21.10.2010
  • Статья: Хасан-Хильми афанди
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.