Низамиддин Мир Алишер

9 Февраль 2011
1420

Убежденный гуманист.

Низамиддин Мир АлишерУбежденный гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола. Он обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Его прогрессивные позиции вызывали недовольство при дворе. Он оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Полное его имя Низамиддин Мир Алишер (1441–1501).

Навои родился в г. Хират и основную часть своей жизни провел в этом городе. Он с детства дружил с будущим правителем Хорасана Хусайном Байхара.

С 10–12 лет он стал сочинять стихи. По сведениям современника Навои, историка Хандамира, известный узбекский поэт Лутфи в свои пожилые годы встречается с ребенком Навои и высоко оценивает его поэтический талант. В 1469 году темурид Хусайн Байхара захватывает Хират и становится правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои.

Обращение к богу

О, Бог мой. Ты самый Великодушный из всех Великодушных, а я – грешник.

О, Бог мой, хотя мой удел – грех и непослушание, но нет у меня никого, кроме Тебя.

О, Бог мой, не лишай меня надежды на милость Твою, и когда Ты всему люду ниспошлешь Свою милость, то не забудь и меня.

О, Бог мой, Ты бросил меня в такие бедствия, спаси же меня, и Ты подверг меня таким испытаниям, помоги же мне!

О, Бог мой, что за польза от того, что я, раб Твой, раскаиваюсь, Ты даруй мне покояние, ибо Ты – Тот, кто принимает раскаяние, и Ты – Тот, к кому обращаются с покаянием.

О, Бог мой, если удостоишь благочестия, то убереги ото лжи, и если укажешь путь служения Тебе, то спаси от прегрешений.

О, Бог мой, если молитва приведет к честолюбию, не пускай ее к сердцу моему, и если праздная жизнь приведет к мольбе о прощении, не отвергай ее из уст моих.

О, Бог мой, сохрани меня от неизлечимых болезней и не унижай меня перед малодушными.

О, Бог мой, сохрани меня от унижений недругов и обереги от клеветы нечестивцев.

О, Бог мой, сохрани меня от бесед с невеждами и не допускай, чтобы я нуждался в богатстве презренных.

О, Бог мой, держи меня в дали от служения неблагодарным и избавь меня от назойливости признательных.

О, Бог мой, Ты утешь меня болью и восторгами любви к тебе и озари мои очи обильными слезами раскаяния.

О, Бог мой, пусть мой язык бесконечно вторит благодарения Твоим безмерным благодеяниям, и пусть мое сердце будет признательно возносить Тебе хвалу и моления.

О, Бог мой, дай моему перу дар восхвалять Тебя и сделай приятным сердцу народа написанное мною.

О, Бог мой, то, что предопределено Тобой, свершится неизбежно, кто же осмелится воспротивиться этому?

О, Бог мой, я грешен и молюсь, направь меня на путь истины, я дошел до адского огня, дай мне надежду на Твою милость.

Он активно участвует в политической жизни страны. В том же году правитель Хорасана назначает Навои на должность хранителя печати государства, а в 1472 году – визирем. Он при своей должности оказывает большую помощь культурной и научной интеллигенции страны. Становится хозяином большого имущества. В 1480-е годы за свой счет в Хирате и других регионах страны строит несколько медресе, мечетей, бань, мостов… Но положительная деятельность Навои во благо народа не нравится окружению правителя. Они всячески стараются испортить отношения Навои и Хусайна Байхара. Последний освобождает Навои от занимаемой должности и отправляет в 1487 году в г. Астрабад в качестве его главы. Здесь он работает в течение двух лет и только после истечения этого срока Байхара разрешает ему вернуться в Хират с предложением занять должность в правительстве. Но Навои отказывается. Несмотря на это, Байхара дает ему должность приближенного султана-правителя. По этой должности Навои имел право участвовать в решении всех государственных дел.

Навои жил и творил в последние годы правления темуридов (1370–1506), поэтому в его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи. Он пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль.

Свои суфийские взгляды Навои выражает в поэмах "Фархад и Ширин", "Хайрат ал-абрар". Суфийская тематика в его поэмах поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных поэмах на повестку дня выносится злободневные мирские проблемы через гуманистические взгляды поэта.

В течение всей своей жизни Навои написал огромное количество лирических произведений. В 1498 году он завершил составление сборника всех своих стихов и создал четыре дивана-сборника под названием "Хузаин ал-маани" ("Сокровищница мыслей"). Все стихи из данного сборника имеют объем более 50 тысяч строк. При этом Навои написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока.

Навои создал и научные произведения. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков "Мухакамат ал-лугатайн" ("Спор двух языков"), по литературоведению "Маджалис ал-нафаис" ("Собрание утонченных"), по теории жанра муамма (шарада) "Муфрадат" и др. Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику, собрал свои художественные письма в сборник "Муншаат". Самым последним произведением Навои является "Махбуб ал-кулуб". В нем выражены его самые последние, наивысшие взгляды на общество и политику.

Яркая фигура Навои, художественная сила его поэзии вызывают большой интерес востоковедов. Веками его произведения являются объектом подражания и воодушевления. Рукописи Навои хранятся в крупнейших библиотеках мира.

Подготовила

Муслимат Баканова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.