Имам аш-Ша’рани

7 Апрель 2011 1037

Он был самым большим учёным своего времени и шел по пути истинного суфизма.

Имам Аш-ша’рани

Имам аш-Шарани, Абу Мухаммад Абдульваххаб ибн Ахмад ибн Али аль-Ханафи из потомства Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), принадлежал к шафиитскому мазхабу.

Родился он 27 числа месяца Рамазан 898 года Хиджры в Калкашанда (Египет). Когда прошло сорок дней со дня рождения, он был перевезён в отцовское село Сикаяту Аби-Шурат, по названию которого его и прозвали аш-Шарани. Некоторые его также называют Шарави. Отец его умер, когда ему не было десяти лет. Он рос без родителей, опекаемый одним лишь Аллахом.

Приобретение знаний.

Коран он выучил наизусть, будучи мумайизом (в возрасте 6-8 лет). В восемь лет будущий имам уже своевременно совершал все намазы. Позже он переселился в Египет и выучил наизусть «Аджрумия» и множество других книг.

Рассказывая о детстве, аш-Шарани говорит: «Великим даром Аллаха для меня является то, что мне ничего не мешало изучать науки и совершать поклонение (ибадат) Аллаху с самого раннего детства. Довольство малым было моим достатком. И это довольство не позволило мне унижаться перед богатыми людьми. С тех пор, как я достиг совершеннолетия, мне не пришлось заниматься ремеслом или работой за плату. И по сей день Аллах не перестаёт даровать мне удел из самых неожиданных источников».

О прибытии в Каир аш-Шарани рассказывает так: «В начале 910 года я прибыл в Каир. Тогда мне было 12 лет. Я устроился жить в джума-мечети Абуль-Аббаса аль-Гамри. Шейх этой мечети и его сыновья проявили сострадание и приняли меня как члена своей семьи: я ел то же, что они, и носил ту же одежду, что и они. Обучаясь у разных учёных шейхов, я выучил наизусть шариатские книги, учебники грамматики и многое другое».

В этой мечети аш-Шарани прожил 17 лет, обучая людей, приобретая знания, совершая ночные намазы и другие виды поклонения. Он выучил наизусть, в частности, «Минхадж» имама ан-Навави, «Альфия», «Ат-Тавзих», «Ат-Талхис», «Аш-Шатибия», «Аль-Каваид» Ибн Хишама, большую часть книги «Ар-Равза», автором которой был его учитель Закария аль-Ансари. Все знания он передал учёным своего времени. Это является большим чудом аш-Шарани.

Затем он поступил в учебное заведение и прославился своими успехами. Аш-Шарани постоянно читал шариатские книги, изучал грамматику, тафсиры (толкования Корана), книги хадисов, усул (науку о методах извлечения шариатских решений из священных текстов), фикх (исламское право) и Суфизм (науку о познании Аллаха путём поклонения Ему).

Он прочёл множество книг всех мазхабов, хотя сам был шафиитом. В книге «Минан» он говорит об этом: «Я читал множество книг всех мазхабов для того, чтобы уберечься от противоречия им в каждом своём поступке. Я сильно углубился в эти мазхабы, вплоть до того, что в каждом достиг выдающихся успехов».

Учителя аш-Шарани.

С первого дня пребывания в Каире аш-Шарани учился у самых ярких учёных того времени.

Самый известный из них – шейх Закария аль-Ансари, который является учеником Ибн Хаджара аль-Аскалани и учителем Ибн Хаджара аль-Хайтами. В книге «Минан» аш-Шарани рассказывает о нём и других своих учителях: «Шейх Закария аль-Ансари безмерно любил меня и передал множество полезных знаний, потому что я строго соблюдал этику (адаб) по отношению к нему. Он говорил: “Клянусь Аллахом, я хотел бы отдать тебе все знания, которыми обладаю, за один раз”. Так же ко мне относились и шейх Нуруддин аль-Махалли, шейх Аминуддин аль-Гамри, под руководством которого я прочёл множество книг, включая шесть сборников хадисов, Абдуль-Хак ас-Синбати, шейх Бурхануддин бин Аби Шариф, шейх Шамсуддин ас-Самануди, шейх Шихабуддин ар-Рамли. Все они любили меня».

Учителями аш-Шарани были также Шихабуддин ар-Рамли (учитель Ибн Хаджара аль-Хайтами и своего сына Шамсуддина ар-Рамли), Джалалуддин ас-Суюти и другие, которых аш-Шарани не раз упоминал в своих книгах.

Аллах вселил в его сердце любовь к изучению хадисов. От многих хадисоведов того времени он отличался мягкостью, пониманием исламского права, опытом суфийской практики, знанием изречений салафов и мазхабов халафов.

Аш-Шарани говорил о суфийских шейхах: «Хвала Аллаху, я встретился со многими шейхами Тариката начала девятого века. Они много поклонялись Аллаху, были набожными людьми, избегающими всего греховного и внешне и внутренне. Среди них встречались и такие, которые не совершили ничего, что мог бы записать ангел, ведущий счет плохим деяниям. В это время Тарикат был в почёте и пользовался уважением».

Последним духовным наставником аш-Шарани был шейх Али аль-Марсафи. Аш-Шарани говорит: «Он был последним моим шейхом, и после его смерти порядок Тариката в Египте и вокруг него нарушился. Многие стали провозглашать себя шейхами Тариката, не являясь достойными этого уровня и не получив разрешения на наставничество у своих шейхов».

Аш-Шарани, получивший воспитание и образование у великих шейхов, наставленный ими, стал самым большим учёным своего времени, обладающим разносторонними знаниями. Вместе с тем он продолжал двигаться дальше по пути познания Аллаха – пути истинного Суфизма.

http://sufizm.org.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.