Хамзат-афанди из Тляха (1892-1978)

24 Май 2011 1313

«Он был большим любимцем Аллаха, посланным для оживления иссякающего Ислама, как посылается для растений дождевая вода».

Хамзат-афанди из Тляха (1892-1978)Хамзат-афанди родился в 1892 году в Гидатлинском селении Тлях (ныне Шамильский район) в семье Абубакара. Его дед Умар-хаджи был мюридом Ахмада Талали, одного из девяти халифов кутбу Махмуда-афанди.

Умар-хаджи был покорным служителем Аллаха, имеющим достаточные знания в Исламе. Продав своё состояние, он совершил паломничество в Мекку, а по возвращении уехал в Грузию, в село Талали. Позже он вернулся в Гидатль.

Умар-хаджи водил маленького Хамзата к Абдуррахману-хаджи из Асаба, Хасану-афанди, Мухаммаду Ясубу, Хумайду-афанди и Хусенил Мухаммаду. Хамзат-афанди вобрал в себя баракат всех пяти устазов и глубоко изучил каноны Ислама. Он был преемником (мазуном) Мухаммада-афанди из Уриба и большую часть жизни посвятил призыву людей к Исламу и его распространению. Хамзат-афанди широко известен не только в своём районе, но и во всём Дагестане как человек, внесший неоценимый вклад в утверждение, укрепление и распространение высоких ценностей религии Единобожия.

Хамзат-афанди писал религиозные стихи (назму и турки). Некоторое время он учился вместе с народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадасой, который был большим алимом.

Хамзата преследовало КГБ. Если бы он не был тяжело больным человеком, то вряд ли оставили бы его в покое.

Мюрид устаза Дани Хирасул Мухаммад-хаджи из Гента рассказывает со слов сына устаза, покойного Султанахмада:

«В один день в дом устаза пришли сотрудник КГБ, прибывший из Махачкалы и председатель Урадинского сельсовета.

Они спросили, где устаз. Султанахмад ответил, что отец находится в домике во дворе в богослужении. Они попросили вызвать его оттуда, мол, есть к нему дело. Султанахмад ответил, что не может отвлекать отца, находящегося в богослужении, пусть сами позовут. Они разозлились и двинулись к домику. Как только они подошли к дверям домика, оттуда вышел Хамзат-афанди. Как только увидели Хамзата-афанди, они оба упали.

- Ох, что случилось? - спросил Хамзат-афанди, помогая им подняться.

Тут же КГБ-шник попросил прощения у Хамзата-афанди и вечером пришёл и попросил принять его в мюриды и дать ему вирд.

Султанахмад рассказывал, что тот человек несколько раз приходил к устазу.

Хамзат-афанди при первой встрече сказал тому человеку, что его называют тарикатским устазом, не зная, что он «устаз (мастер) серебряных дел». «Я с малых лет устаз серебряных изделий», - говорил он.

КГБэшник признался Хамзату-афанди, что он был направлен забрать его из села, и отделить от народа. «Я тоже скажу,- добавил он, - что вы оказались «устазом серебряных изделий», а не тарикатским, и вы скажите так, если кто будет спрашивать».

Тот человек позже рассказал Султанахмаду, что свалило их с ног:

- На плечах Хамзат-устаза были два огромных змея. Они попытались нас укусить, и мы упали. После того случая, говорят, тот председатель сельсовета тоже стал более богобоязненным.

Хамзат-афанди не любил мулл, которые везде закрывают дороги, т.е. ведут себя фанатично и как ортодоксы, он говорил, «Аллах дал нам такие широкие пути, и те учёные, которые суживают их, если бы знали, что их ждёт в Ахирате, не делали бы этого».

Он очень легко, шутя давал знать об ошибках, допускаемых человеком, и учил, как от них нужно защищаться.

Всевышний наделил Хамзата-афанди мастерством лечить людей. Те, кого не могли излечить дипломированные медики, отправлялись к нему. Разбирался в народной медицине и знал все лечебные травы. Приведём небольшой пример. В 1950 году женщины из Хотода заболели одной и той же болезнью. Говорили, что все женщины, работавшие на ратлубских землях, болели этой болезнью. Мол, переселённые в Чечню ратлубцы принесли какую-то траву и бросили в свои воды и от этого они отравились. Врачи до сих пор не знают как лечить эту болезнь. Хамзат-афанди вылечил всех этих женщин, дав им растворённый в чистом уксусе фосфор, не более зёрнышка. Для мозга необходим фосфор, и об этом знают те, кто учился медицине, но удивительно, что это знал и Хамзат-афанди.

Он был большим любимцем Аллаха, посланным для оживления иссякающего Ислама, как посылается для растений дождевая вода.

В последние годы Хамзат-афанди тяжело болел, но и в этом состоянии принимал мюридов. Он возвысил в ранг устаза Ибрагимхалилила Мухаммада из Тидиба, Меселасула Мухаммада из Хучада и Абдуразакила Мухаммада из Кегери. Хамзат-афанди ушёл от нас в мир иной 12 ща‘бана 1398 года по хиджре, что соответствует 17 июля 1978 года. Он похоронен в селении Тлях, где и находится его зиярат.

Пусть Всевышний сделает нас наследниками его благодати! Амин.

Составил Абдурахман Алиев.

Похожие материалы:

  • Дверь в комнату шейха
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.