Сахл ат-Тустари

21 Июнь 2011
2514

«Бойтесь дня, после которого не будет уже ночи, бойтесь смерти, после которой уже не будет никогда земной жизни».

Сахл ат-ТустариСахл бин Абдулла бин Юнус родился в 200-м году по Хиджре в Хорасане, в городе Тустар, что находится на территории современного Ирана.

В трёхлетнем возрасте Сахл вставал ночью и наблюдал за тем, как его дядя, известный праведник Мухаммад бин Савар, совершает молитвы. Маленькому Сахлу так нравилось наблюдать за этим, что он забывал о сне.

Беспокоясь о ребёнке, дядя говорил ему: «Сахл, ты тревожишь моё сердце, отправляйся спать». Но Сахлу так нравилось наблюдать за молитвами дяди, что он приходил снова и снова. Как-то дядя сказал ему: «Ты поминаешь Аллаха, который создал тебя?» Сахл спросил: «Как же мне Его поминать?» Дядя ответил: «Скажи перед сном три раза сердцем: «Аллах со мной, Аллах смотрит на меня, Аллах наблюдает за мной». Следуя совету дяди, Сахл начал перед сном повторять сердцем эти слова. Через три дня дядя поручил ему повторять эти слова по семь раз. А ещё через несколько дней – уже одиннадцать раз. Сахл говорил: «И тогда моё сердце почувствовало невероятную сладость поминания».

Через год дядя сказал ему: «Не оставляй никогда то, чему я научил тебя, и продолжай поминать Аллаха, пока не войдёшь в могилу». Несколько лет Сахл поминал Аллаха подобным образом, и благодаря этому он испытал невероятное блаженство. И вот однажды дядя подозвал его к себе и сказал: «О Сахл, тот, рядом с кем Аллах, и на которого смотрит Аллах, и которого видит Аллах, разве он может грешить?! Остерегайся же грехов!»

Сахл так полюбил поминание Аллаха, что избегал времяпровождения со сверстниками, боясь, что это отвлечёт от Аллаха. Когда он достиг возраста, когда пора, как и другим детям, отправляться в медресе для изучения Корана, он попросил договориться с учителем, чтобы назначили отдельное время для него. Он приходил в условленное время, брал уроки и сразу же возвращался домой. Обучаясь таким образом, к семи годам он уже выучил Коран наизусть.

Чревоугодие – основа небрежения

Суфии говорят, что те, кто не способны обуздать свои страсти, не могут познать истинную суть поминания Аллаха. Они никогда не испытают радости и блаженства, которое испытывают праведники. Уединение и поминание Аллаха является для них тяжёлым бременем. Поэтому тот, кто хочет познать радость и удовольствие уединения с Аллахом, должен начать с обуздания страстей. Началом этого пути является обуздание страсти чревоугодия.

Сахл говорил: «Аллах Всевышний Своей щедростью не отменил хорошие деяния тех, кто подчиняется своим страстям, и не отдалил их от совершения хороших деяний, но лишил их сердца того, что испытывают праведники, которые довольствуются лишь самым необходимым из дозволенного»[1].

Сахл также говорил: «Чревоугодие является основой небрежения»[2]. Он также говорил: «Знания и мудрость – от голода, а грехи и невежество – от излишества в еде».

Сахл также говорил: «Сердце того, чья пища является недозволенной, не очистится от преград, что отделяют его от Аллаха, и несчастья обступят его со всех сторон, и не принесут ему пользу ни молитвы, ни посты, ни подаяния».

Сахл также говорил: «Органы того, кто съел недозволенное, совершают грехи, хочет он этого или нет, знает об этом или нет»[3].

Все эти высказывания являются свидетельствами, что верующий должен стремиться к тому, чтобы есть лишь по необходимости и избегать недозволенной пищи. Взамен даже в этом мире он получает больше, чем самые могущественные из правителей. И это не пустые слова, об этом свидетельствовали пророки и праведники, наичистейшие из людей, которые когда-либо ступали по этой земле. Они испытали это состояние на себе, и свидетельство их основано на собственном опыте. И тот, кто пойдёт их путём, несомненно испытает хотя бы малую часть из того, что испытали они. Но и малая часть этого больше, чем всё, что в этом мире.

С раннего детства Сахл приучил себя к голоду и постам. В детские годы его еда  состояла всего лишь из горсти ячменной муки. Все дни он проводил в посте и ел лишь раз в сутки, перед рассветом. По его словам, на целый год ему на питание хватало одной серебряной монеты.

Чуть повзрослев, он приручил себя к одному приёму пищи в два дня, затем в три дня, пять дней, девять дней… Таким образом он постепенно довёл количество дней без еды до двадцати пяти.

Обычному человеку трудно поверить в это, но для тех, кто познал Аллаха и уповает на Него, в этом нет ничего необычного. Сахл говорил: «Кто думает, что хлеб его насытит, тот испытает голод».

Один из учеников спросил Сахла: «Учитель, что является минимально необходимым пропитанием?» Сахл ответил: «Постоянное поминание Аллаха». Ученик сказал: «Я спрашивал не об этом, я имел в виду пищу, необходимую для существования». «О человек! – сказал Сахл, – ничто не может существовать кроме как по воле Аллаха». «Я имел в виду то, без чего нельзя…» – не унимался ученик. «Нельзя без Аллаха», – ответил Сахл[4].

У Сахла спросили: «Что же происходит с огнём голода тех, кто не ест много дней подряд?» Он ответил: «Его гасит свет сердца, что озарено поминанием Аллаха».

Своим последователям Сахл раз в неделю советовал есть мясо, дабы не ослабеть слишком, сам же он ослабевал, когда ел, а будучи голодным, он чувствовал прилив сил.

Один из последователей Сахла интересовался у его учеников, откуда Сахл получает пропитание, но никто не мог ответить. В одну из ночей этот человек пришёл в мечеть, где Сахл проводил время в поклонении, и нашёл его совершающим молитвы. Он встал в сторонке и стал наблюдать за Сахлом. Прошло достаточно времени, и вдруг он увидел, как к дверям мечети подошла овца и встала там, как будто ожидая чего-то. Услышав шум, Сахл вышел с чашей в руках, подоил овцу и выпил молоко. После этого он что-то сказал овце на персидском, и она отправилась обратно в степь, а Сахл снова приступил к молитвам[5].

В Коране сказано: «А кто боится Аллаха, тому Он даёт выход (из положения) и обеспечивает пропитанием, откуда он и не рассчитывает».

В поисках знаний

Когда Сахлу было 13 лет, у него возник вопрос, на который никто в его городе не мог дать ответ. Он попросил отправить его в Басру, и там тоже не нашлось того, кто мог бы дать ответ. Сахл услышал, что в Абадане живёт человек, который может помочь ему, и он отправился в Абадан к праведному учёному Абу Хабиб Хамзату. Лишь тот смог дать ответ на мучивший его вопрос. Сахл стал его учеником и получил от него много пользы. Вопрос, который волновал Сахла, был не из области шариатских наук и был связан с его внутренним состоянием, и праведники, к которым он обращался, не могли дать ответ, так как сами были далеки от состояния, в котором пребывал Сахл. Будучи ещё ребёнком, Сахл достиг того, о чём не подозревали те, кто провёл жизнь в поклонении.

В двадцать лет Сахл покинул родные места и провёл долгое время в скитаниях. Он встретился со многими известными учёными и праведниками того времени. Среди них был и великий имам суфиев Зу-н-Нун аль-Мисри. Затем он вернулся домой и до самой кончины не покидал родину.

Путь суфиев

Сахл говорил: «Три вещи являются основами нашего пути: употребление лишь дозволенной чистой еды, следование за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в нравах и в поступках, искренность намерений во всех делах».

Также сообщают, что он говорил: «Шесть вещей являются основами нашего пути: строго придерживаться Корана, следовать пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), употреблять в пищу лишь дозволенное, остерегаться совершения вреда кому-либо, отдаляться от грехов и раскаиваться в них, исполнять обязанности»[6].

Сахл говорил: «Суфизм – это не наука и не обряды. Суфизм – это нравы».

Искренность

Сахл говорил: «Весь этот мир – невежество, кроме знаний, и знание – несчастье без соответствующих деяний, и деяния – прах без искренности, и с искренностью ты в страхе, пока не узнаешь, принято ли твоё деяние Всевышним или нет»[7].

Сахл говорил: «Моё состояние, когда я в молитве и перед молитвой, одинаково». То есть он всё время пребывал с Аллахом и не отвлекался от Него никогда.

Сахла спросили: «Когда раб сможет отдохнуть от своего нафса?» Он ответил: «Когда он будет видеть лишь мгновение, в котором он находится»[8].

Сахл говорил: «Нет сердца, в которое бы Аллах не заглядывал в часы дня и ночи. И в каком бы сердце Аллах ни увидел нужду к кому-либо кроме Него, то даёт Он волю дьяволу над ним»[9].

Многие праведники обладали способностью исцелять как души, так и тела. Таким был и Сахл. Больные обращались к нему за помощью, и он лечил их, но сам он не лечился. Когда его упрекнули в этом, он сказал: «Удары Любимого не причиняют боли».

Однажды Сахл зашёл к одному из праведников Басры и увидел соловья в клетке. Он спросил, кому принадлежит эта птица. Хозяин дома указал на сына. Тогда Сахл вытащил динар и попросил продать ему соловья. Мальчик согласился, и Сахл выпустил птичку на свободу. Птичка выпорхнула из клетки и уселась на стенке, где и сидела, пока Сахл не вышел из этого дома. Птица полетела вслед за ним. Она осталась жить у него дома. Потом, когда Сахла несли хоронить, соловей порхал над его головой. После похорон люди разошлись, а птица осталась. Вскоре её обнаружили мёртвой рядом с могилой и похоронили там же.

Когда Сахл умер, огромное количество народа вышло проводить его в последний путь. Один из иудеев, живший в городе, услышав шум толпы, вышел узнать, что же случилось. Увидев Сахла, он вскрикнул: «Видите ли вы то, что вижу я?!» Люди спросили: «Что же ты видишь?» Иудей сказал: «Я вижу небесных созданий, которые спускаются и прикасаются к покойному». После этого он произнёс свидетельство единобожия (шахаду) и принял Ислам.

Как же прекрасны эти люди, что и после смерти приводят людей на истинный путь! О Аллах, озари наши сердца любовью к Посланнику Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) и праведным рабам, что следуют его пути, и воскреси нас в Судный день вместе с ними!

Сахл ат-Тустари покинул этот мир в 283-м году по Хиджре. Он говорил: «Бойтесь дня, после которого не будет уже ночи, бойтесь смерти, после которой уже не будет никогда земной жизни».

[1] حدثنا عثمان بن محمد قال سمعت محمد بن أحمد يقول سمعت أصحابنا يقولون إن أول ما حفظ من كلام سهل بن عبدالله أن قال إن الله لم يبطل حسنات من أخذ الشهوات في هوى نفسه ولا منعهم من الحسنات بجوده وكرمه ولكن حرم عليهم أن يجدوا بقلوبهم شيئا مما يجده الصديقون بقلوبهم إلا في الضرورة من الحلال وذلك أن الله أعز وأغير من أن يعطى آخذ الشهوات شيئا من مواجد القلوب إلا في حال الضرورة

[2] قال وسمعت سهلا يقول البطنة أصل الغفلة

[3] (إحياء علوم الدين) -  وقال سهل رضي الله عنه من أكل الحرام عصت جوارحه شاء أم أبى علم أو لم يعلم

[4] سمعت محمد بن الحسن بن علي قال سمعت أحمد بن محمد بن سالم يقول كنت عند سهل بن عبدالله ودخل عليه رجل وقال يا أستاذ أي شيء القوت قال الذكر الدائم قال الرجل لم أسألك عن هذا إنما سألتك عن قوام النفس فقال يا رجل لا تقوم الأشياء إلا بالله فقال الرجل لم أعن هذا سألتك عما لا بد منه فقال يا فتى لا بد من الله (حلية الاولياء )

[5] أبو العباس الخواص جارنا بالدور قال كنت عند سهل ابن عبد الله وكنت أحب شيئا من امره الذي كان يسره وقد كنت سألت جماعة من أصحابه من أين يقتات فلم يقف أحد منهم على شيء فيخبرني به فجئت ليلة إلى مسجده وهو قائم يصلي فوقفت طويلا وهو لا يرجع حتى جاءت شاة فزحمت باب المسجد وانا أراها فلما سمع سهل حركة الباب ركع وسجد وسلم وخرج الى باب المسجد ففتحه وقدم الشاة إليه ومسح يده عليها وقد كان أخرج معه قدحا أخذه من طاق في المسجد فحلب وشرب ثم مسح يده عليها وكلمها بالفارسية فذهبت في الصحراء ودخل هو إلى المسجد وقام في محرابه (صفة الصفو )

[6] سمعت أبي يقول سمعت أبا بكر الجوربي يقول سمعت أبا محمد بن سهل بن عبدالله يقول أصولنا ستة أشياء التمسك بكتاب الله تعالى والإقتداء بسنة رسول الله صلى الله عليه و سلم وأكل الحلال وكف الأذى واجتناب الآثام والتوبة وأداء الحقوق (حلية الاولياء )

[7] سمعت عثمان بن محمد يقول سمعت أبا محمد بن صهيب يقول سمعت سهل وابن عبدالله يقول الدنيا كلها جهل إلا العلم فيها والعلم كله وبال إلا العمل به والعمل كله هباء منثور إلا الإخلاص فيه والاخلاص فيه أنت منه على وجل حتى تعلم هل قبل أم لا (حلية الاولياء )

[8] حدثنا عثمان بن محمد قال العباس بن أحمد سئل سهل متى يستريح الفقير من نفسه قال إذا لم ير وقتا غير الوقت الذي هو فيه (حلية الاولياء )

[9] حدثنا عثمان بن محمد العثماني قال سمعت أبا محمد بن صهيب يقول سمعت سهل بن عبدالله يقول ما من قلب ولا نفس إلا والله مطلع عليه في ساعات الليل والنهار فإيما قلب أو نفس رأى فيه حاجة إلى سواه سلط عليه إبليس (حلية الاولياء )

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.