Короткое сказание о пророке Шу’айбе

25 Октябрь 2011
7123

Погубленные народы

Короткое сказание о пророке Шу’айбеИзлагаю вам повесть о пророке Шу’айбе (мир ему), которую посчитал нужным выбрать из книг: «Хазин», «‘Араис», «Ссави», «Бадаи’». В «‘Араисе» сказано, что его настоящим именем на языке сирьян было Ятрун. Ибну Исхаком передано, что мать Шу’айба (мир ему) была дочерью пророка Лута (мир ему). Отцом пророка Шу’айба (мир ему), согласно «‘Араису», был Микаил, сын Яшджара, сына Мадьяна, сына Ибрахимхалила (мир ему).

Всевышний послал Шу’айба (мир ему) пророком к народу города Мадьян, жители которого были потомством Мадьяна. Город был назван в его честь.

А теперь посмотрим, что сказано о пророке Шу’айбе (мир ему) в ≪ Бадаи’е ≫, и коротко изложим это. Мадьян, сын Ибрахимхалила (мир ему), прожил очень долгую жизнь. Жена его была из ‘амаликитов. Она родила Мадьяну четырех сыновей. Когда эти сыновья обзавелись семьями и когда у них родились дети, их род сильно увеличился. Мадьян испугался, что, если ‘амаликитов станет слишком много, от них будет вред. Мадьян собрал всех старейшин и посоветовался с ними о необходимости построить новый город, свободный от ‘амаликитов. Все согласились с этой мыслью и, собрав силы, построили город и укрепили его.

После окончания строительства город назвали Мадьяном, в честь деда.

Жил в этом городе ‘абид по имени Сан’ун. Он взял в жены девушку из ‘амаликитов. Первого сына, которого она Сан’уну родила, назвали Ятрун.

Но в народе об этом имени забыли и знали его как Шу’айба. Причиной этому послужило то, что Сан’ун все время просил Всевышнего: ≪ Аллахума барикли фи Шу’айби ≫ (≪ Аллах, пошли благодать Шу’айбу ≫), т. е. он просил Всевышнего, чтобы его сын рос с баракатом. Наверное, Всевышний принял его мольбу: Шу’айбу (мир ему) был ниспослан баракат и он стал пророком.

После смерти отца Шу’айб (мир ему) занял его место. В те времена не было человека, достигшего его уровня в богослужении и добрее его.

Жители же Мадьяна были торговцами. Они скупали зерно и хранили его до тех пор, пока не поднимутся цены, после чего перепродавали его. Сказано, что жители Мадьяна были первыми, кто воспользовался ихтикаром (т. е. монопольно держали зерно, пока оно подорожает. — прим. пер.). Также говорят, что у них были две мерки: большая и поменьше.

Большими они пользовались, когда покупали, а меньшими — когда продавали. При продаже зерна они недовешивали его, а при покупке старались получить больше положенного, т. е. обманывали людей как могли. Шу’айб (мир ему) не вмешивался в дела торговли. Он пас овец, которые достались ему по наследству от отца, и служил Всевышнему.

Однажды, когда Шуайб (мир ему) совершал богослужение, к нему пришел один незнакомец, поприветствовал его и сказал откровенно: ≪ Я пришел поделиться с тобой, поскольку ты — хороший человек ≫. И он рассказал, что покупал сто мерок зерна, а оказалось, что там двадцати мерок не хватает. Оказавшись в таком положении, незнакомец попросил Шу’айба (мир ему) помочь ему. Шу’айб (мир ему) отправился вместе с ним к торговцам, рассказал о том, что произошло между покупателем и одним из них. Но они и слушать Шу’айба (мир ему) не захотели и не пожелали вернуть гостю его недостачу. Они нагло заявили, что продавать с недовесом и покупать с перевесом — это их метод, в ответ на что Шу’айб (мир ему) сильно отчитал их, сказав, что этот их метод не является предписанием Аллаха.

В то время, как Шу’айб (мир ему) спорил с торговцами, говоря, что они обязаны вернуть гостю эти двадцать мерок, перед ним появился ангел Джабраил в человеческом образе и поздоровался с ним. Шу’айб (мир ему) ответил на его приветствие и спросил: ≪ Кто ты? ≫. Джабраил (мир ему) ответил, кто он, и сказал, что Шу’айбу (мир ему) поручено призвать жителей Мадьяна и Айката к тавхиду (Единобожию).

Получив веление Всевышнего, Шу’айб (мир ему) собрал народ Айката и Мадьяна и призвал их к Исламу, сказав, что нельзя служить никому, кроме Всевышнего. Он объяснил им, что ≪бахсу-ль-микял ва-ль-мизан≫ (т. е. недовес-недомер при продаже) является харамом, и пригрозил им со стороны Аллаха. Но эти люди отказались оставить обычаи и верования, которые достались им от предков.

В этот день они разошлись после долгих и безрезультатных переговоров. Они собирались еще три дня, но и эти встречи тоже ничего, кроме большого спора, не дали, после чего все вместе с Шу’айбом (мир ему) отправились к царям.

Собрались такие цари Мадьяна и Айката как Абу Джадхавз, Калман, Са’фас, Карашат — и все в один голос попросили оставить их богов в покое. Как Утбат сказал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) (случай, когда неверные предложили Пророку(мир ему и благословение) отказаться от призыва к Исламу в обмен на власть, богатство и т. д. — прим. ред.), так и цари кафиров предложили Шу’айбу (мир ему) остаться с ними и сказали, что они поделят с ним свое имущество и царство. Но Шу’айб (мир ему) остановил их на полуслове, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановил Утбата, и рассказал им о бедах, которые были ниспосланы на народы Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Лута (мир ему).

Тогда Калман встал и сказал: ≪ Если дело обстоит так, как ты сказал, что ниспосылаются беды, сделай так, чтобы осколок неба упал на нас. Сделай так, чтобы заговорили наши идолы. Если они засвидетельствуют твою правоту, мы последуем за тобой ≫. Посланник Всевышнего (мир ему) подошел к идолам и спросил: ≪ Кто ваш хозяин? Кто я?≫, и весь народ вместе с Шу’айбом (мир ему) стал ждать, что же они ответят. Идолы ясно ответили: ≪ Наш Аллах — это Всевышний, который сотворил Вселенную, а ты — пророк Аллаха ≫, — и низко поклонились ему.

Но тем людям это показалось недостаточным, хотя они и не ожидали, что идолы засвидетельствуют правоту Шу’айба (мир ему). Тогда Всевышний сделал так, чтобы подул сильный ветер, после чего народ разбежался по домам, боясь гибели. В тот день многие, следуя за Шуайбом (мир ему), пришли к тавхиду (Единобожию).

Это очень не понравилось Абуджаду. Он начал пугать новообращенных, но Шу’айб (мир ему) успокоил их, сказав: ≪Не бойтесь его≫. Абуджад призвал своих помощников и повелел собрать сильное войско, чтобы начать войну с последователями Шу’айба (мир ему). Убедившись в том, что они не станут прислушиваться к доброму совету и не станут на истинный путь, Шу’айб (мир ему) предстал перед Всевышним и сделал безжалостное ду’а этому роду.

В тот же час подул горячий ветер. Не выдержав его жара, люди в домах спустились в подвалы.

Хотя Шу’айб (мир ему) и пригрозил им, что на этом все не закончится, племя не сдавалось. Затем Всевышний ниспослал на это племя множество мух, от укуса которых человек умирает. Это заставило их забыть о Шу’айбе (мир ему), ибо им теперь было не до вражды с ним.

Затем Всевышний ниспослал на них ветер бедствий. Люди разбежались в поисках убежища, а Шу’айб (мир ему) кричал им вслед: ≪ Бегством вы не спасетесь, покайтесь!≫. Другого ответа, кроме как ≪Мы не верим тебе и твоему Аллаху. Сколько бы бед ни посылалось, все равно не поверим, увеличивай свои наказания ≫, они не дали.

Затем черная туча окутала племя, и весь мир для них стал темным домом. Вместе с мраком наступила и невыносимая жара, их охватил нестерпимый гнев. Пророку Шу’айбу (мир ему) было ниспослано вахью, в котором ему было велено покинуть эти места вместе с теми людьми, которые уверовали в него. ≪ Посмотри, как их постигнет Мое наказание ≫, — сказал ему Всевышний и дал знать, что они заслужили наказания. Черная туча с невыносимой жарой окружила их и, словно приручаемых быков, довела до адских мучений; кожа на них сгорела — еще до ада познали они адские муки. Раздавшийся голос ангела Джабраила, от которого затряслись земля и небо, усилил их муки и положил им конец, не оставив в живых никого. В то время как мушрикины (идолопоклонники) так мучились, те, кто последовал за Шу’айбом (мир ему) , были словно на свадебном торжестве. Они увидели все, что произошло, но самих же их ничего не коснулось. Имущество умерших поделили между оставшимися в живых, уверовавшими в Аллаха. И Шу’айб (мир ему) со своей семьей в радости и достатке до старости жил в Мадьяне.


Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков»

Рисунок: Айна Леон

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.