Шейх Халид аль-Багдади

16 Июнь 2009
5914

Зиярат Халида аль-Багдади (Ziyara Halid al-Bagdadi)Известный ученый пятого века хиджры Абуль-Касим аль-Кушайри пишет в своей книге: «Не было века в истории Ислама, в котором жил бы шейх суфиев из числа познавших Аллаха без того, чтобы крупные ученые того времени не подчинились бы тому шейху, не относились бы к нему с почтением, и не стремились бы получить от него баракат»[1]

Ярким примером истинности этих слов является жизнь великого ученого и суфийского шейха Халида аль-Багдади, о котором мы расскажем в этой статье.

Вряд ли за последние столетия можно найти личность, сопоставимую с шейхом Халидом, которая пользовалась бы таким почетом среди ученых, правителей и простых мусульман, как шейх Халид.

Родился шейх в 1193 году хиджры (в 1778 г.х.э) в городе Карадаг недалеко от города Сулеймания. Род его по отцовской линии восходит к третьему праведному халифу Усману, да будет доволен им Аллах.

Детство и юность имама прошли в изучении наук. Ради обретения знаний он посетил многие города и обучался у многих известных ученых. Круг его интересов не ограничивался лишь изучением религиозных наук. Он отправился к известному ученому Мухамад Касиму ас-Саттанджи и обучался у него математике, геометрии, астрономии и многим другим наукам.

В 1213 году по хиджре шейх Халид становится ректором медресе в Сулеймании после того, как умирает ректор этого медресе Абдуль-Карим аль-Барзанджи.

Несколько лет шейх Халид занимался преподавательской деятельностью. Несмотря на молодость, он пользовался в ученых кругах таким авторитетом, которому могли бы позавидовать старцы, проведшие всю жизнь за книгами.

Но молодой ученый, как и многие ученые до него, не желал довольствоваться лишь постижением явных наук. Шейх Халид жаждал встречи с суфийским шейхом, который повел бы его по пути познания Аллаха. Он знал, что лишь так сможет обрести познания, которые невозможно получить, прочитав и даже выучив наизусть тысячи книг.

В 1220 году по хиджре шейх Халид, освободившись от всех уз, связывающих его с этим миром, отправляется в Мекку для совершения хаджа. При этом в душе он таил еще одну цель. Он надеялся встретить суфийского шейха и вступить под его руководством на путь суфиев. Путь лежал через Сирию и Ливан, и там он познакомился со многими учеными исламского мира. В частности, встретился с известным ученым Мухаммадом аль-Казабри и взял у него несколько уроков.

Вступление шейха Халида аль-Багдади на путь тариката

В Медине Аллах свел его с одним из праведных ученых из Йемена, который помог ему найти путь, к которому он все время стремился. Шейх Халид рассказывал: «Я искал кого-нибудь из праведных мусульман, чтобы получить благодать от его советов. Я встретил одного шейха из Йемена, ученого, проповедника, стоящего на верном пути. Я стал просить дать мне советы, как невежественный человек просит ученого, обладающего глубокими познаниями. И он дал мне много советов. Один из них был таков: «Не спеши упрекать в Мекке то, что внешне покажется тебе противоречащим Шариату!»

Прибыв в Мекку, я старался твердо придерживаться того странного и удивительного совета. В пятницу я очень рано пришел в священную мечеть, чтобы быть подобным тому, кто принес в жертву верблюда. Я сел возле Каабы, стал читать книгу «Далаилу хайрат»[2] и вдруг увидел чернобородого мужчину в одежде простонародья. Он сидел, прислонившись спиной к Каабе и обратившись лицом ко мне. Я подумал: «Этот человек не соблюдает приличия в обращении с Каабой». Но вслух я упрек не высказал. Тот человек обратился ко мне: «Эй, ты! Разве ты не знаешь, что достоинство правоверного мусульманина перед Всевышним выше, чем достоинство Каабы? Почему ты не одобряешь то, что я обратился спиной к Каабе, а к тебе – лицом? Разве ты не получил совет в Медине?». И я уже не сомневался в том, что он один из великих праведников, который посредством такого поведения и одежды старался не выделяться и оставаться неузнанным. Я припал к его рукам и попросил прощения и наставления под его руководством на путь познания Аллаха. Он сказал мне: «Твое озарение не произойдет в здешних краях». И указал рукой в сторону Индии: «Оттуда тебе придет указание и твое озарение «футух» произойдет в тех краях». Я впал в отчаяние от невозможности встретить совершенного шейха в Мекке и Медине, который направил бы меня к моей цели. После совершения паломничества я вернулся в Шам (в Сирию)».

В Сирии шейх Халид опять встретился с тамошними учеными и затем вернулся на родину, приступив с еще большим усердием к обучению студентов. Но душа его все так же страстно жаждала встречи с наставником, который направил бы его по пути познания Аллаха. Вскоре тому, чего он так долго жаждал, суждено было осуществиться.

В Сулейманию прибыл шейх Мирза Рахматулла, известный под именем Мухаммад Дервиш Азим Абадий. Он был духовным преемником шейха Абдулы Дахлави. Они встретились и шейх Халид признался, что сгорает от желания обрести совершенного наставника, который бы помог ему достичь заветной цели.

Мирза Рахматулла сказал, что его шейх является тем совершенным наставником, и сообщил, что шейх рассказывал ему о прибытии такого человека, как Халид. Он предложил Халиду поехать с ним в Индию и стать учеником шейха Абдуллы Дахлави.

В 1224 году хиджры, отказавшись от почета и должностей, шейх Халид отправляется в Индию в надежде встать под наставничество совершенного суфийского шейха. Путь пролегал через Иран. Он посетил Тегеран и другие города Ирана, и встретился с крупными шиитскими учеными. Там же повстречался и с Исмаилом Каши, которого шииты считали крупнейшим ученым. Между ними был организован научный диспут. В обсуждении всех вопросов, которые они поднимали, шейх Халид одержал верх.

Затем шейх Халид проехал через города Бистам, Харкан, Симан, Нишапур. Посетил могилы известных имамов Абу Язида аль-Бастами и аль-Газали.

В Герате он встретился с учеными города, и они имели возможность удостовериться в глубине его познаний. Когда он покидал город, ученые многие мили пешком провожали его. Далее путь лежал через пустыни, в которых обитали разбойники, известные своей жестокостью. Но ничто не могло его отвратить от цели.

Так он шел, пока не проехал Кандагар, Кабул и не дошел до Пешавара, который был одним из центров науки в то время. Так же, как и в других городах, видные местные ученые устроили ему испытание, и нашли его бесподобным ученым.

И вот шейх Халид прибывает в Дели и под руководством шейха Абдуллы Дахлави вступает в накшубандийский тарикат. Сразу по прибытии он роздал беднякам остатки имущества. Его не интересовало ничего, кроме поминания Аллаха. Он закрывался в комнате и не выходил, кроме как для посещения собраний шейха, а также для услужения братьям по вере. Несмотря на авторитет, которым шейх Халид пользовался в исламском мире, он проявлял усердие, прислуживая беднякам. На собраниях он сидел с поникшей головой в самом конце, там, где люди снимали обувь. По прошествии нескольких месяцев шейх Халид достиг совершенства. Ему было передано разрешение на наставничество в пяти тарикатах – накшубандийском, кадирийском, сухраварди, кубрави и чишти.

Также шейх передал ему право рассказывать и передавать все, что было передано ему самому от предыдущих шейхов. Будь то хадисы, тафсир, или аврады.

Затем шейх отправил его на родину, чтобы тот наставлял желающих идти путем истины, и лично провожал его на протяжении нескольких миль.

Шейх Халид провел в пути 50 дней. Одним из караматов, которым облагодетельствовал Аллах этого великого шейха, было то, что все 50 дней он не ел и не пил и лишь довольствовался поминанием Аллаха.

Испытания шейха

В 1226 году шейх Халид прибывает в Сулейманию. Ученые, представители власти, знать и простолюдины, все вышли встречать его. День этот был подобен празднику. Но шейх не стал задерживаться долго в Сулеймании и вскоре отправился в Багдад. Там он начал наставление людей на путь суфизма. Через пять месяцев он возвращается в Сулейманию и там распространяет тарикат. Вскоре слава о нем распространяется далеко за пределы его родины.

Но чем больше превосходит человек современников, тем больше завистников у него. Конечно же, не избежал этого и шейх Халид.

Известный ученый того времени Ибн Абидин Ханафи пишет: «Этому великому имаму пришлось испить в полной мере чашу страданий от рук завистников, также как и предыдущим великим имамам до него. Завистники возводили поклеп на него и писали доносы правителям. Но то лишь унижало их еще больше, а его возвышало».

Чего только не измышляли завистники, дабы опорочить шейха. Вначале они попробовали одержать над ним победу в диспутах и тем самым опорочить шейха, но это приводило совсем не к тем результатам, которых они ожидали, так как шейх всегда одерживал верх и им приходилось возвращаться униженными. Когда они потеряли надежду выиграть в споре, то послали гонцов в город Мосул к крупному ученому того времени Яхъе аль-Мазурию с приглашением принять участие в споре с шейхом. В письме они писали: «Вам необходимо немедленно прибыть к нам, дабы опровергнуть его доводы и заставить замолчать, в противном случае заблуждение, которое он сеет, распространяется среди народа».Одним из самых больших караматов, которым Аллах облагодетельствовал его, является то, что огромное количество известных ученых исламского мира последовало за ним – они стали его учениками или же учениками его учеников. Это яркое свидетельство того, что путь, к которому шейх призывал, является путем истины

Шейх Яхъя аль-Мазурий, получив письмо, с некоторыми учениками сразу же отправился в путь. В Сулеймании народ вышел его встречать. Знать приглашала к себе, но он так жаждал встречи с шейхом, что поспешил сразу же к его жилищу. Он подготовил множество вопросов, чтобы испытать шейха Халида. Но каково же было его изумление, когда шейх Халид, прежде чем он начал задавать эти вопросы, перечислил все вопросы, а также ответил на них. Для ученого уже не оставалось никаких сомнений в том, что шейх Халид является величайшим из праведников. Шейх Яхъя аль-Мазурий попросил прощения у шейха Халида и стал одним из его мюридов.

Когда враги шейха убедились в тщетности попыток выиграть в споре с ним, то решили применить другой метод.

Один из них нанял бедняка, которого звали Сайид Исмаил, чтобы тот пошел к шейху и в присутствии его последователей рассказал якобы увиденный им сон.

И вот однажды, когда шейх Халид с последователями сидел в мечети, этот человек подошел к нему и крикнул: «О шейх! Я видел сон этой ночью и хочу рассказать его вам». Шейх Халид ответил ему: «К добру то, что ты видел». Человек сказал: «Я видел вас с вырванными глазами, с отрезанными ушами, носом, языком, руками, ногами и половыми органами, а также брошенным на нечистоты». Шейх Халид сказал: «Добро нам и худо нашим врагам». Потом он обратился к последователям и сказал: «О, братья, тот, кто любит меня, пусть уважает этого человека». А потом повелел одному из братьев выплатить ему тысячу киран (иранские деньги).

Сайид Исмаил был поражен тем, как отнесся к нему шейх Халид, и ненависть, которую тот держал в сердце, обернулась любовью к шейху. Он припал к ногам шейха и шейх Халид, подняв его, спросил: «Хочешь, я истолкую сон, который ты рассказал?». Тот ответил: «Да, мой господин». И тогда шейх сказал: «Что касается глаз, то это намек на то, что я никогда не смотрел на запретное, что касается отрезанного носа, то это намек на то, что я никогда не нюхал запретное, что касается ушей и языка, то это указывает на то, что я не слушал и не возводил ни на кого хулу. Что же касается отрезанных рук и ног, то это указывает на то, что я не использовал их для запретных деяний. Что касается отрезанного полового органа, то это указывает на то, что я никогда не совершал прелюбодеяния, и Аллах свидетель тому, что я говорю. Что касается того, что увидел ты меня брошенным на нечистоты, то в нем намек на победу над противниками».

Эти слова так подействовали на того человека, что он стал мюридом и признался, что сон был выдуман с целью опорочить шейха.

И хотя козни врагов обернулись против них же, но все же они не желали сдаваться. Было решено убить шейха.

Около двухсот вооруженных человек поджидали его возле мечети в пятницу. Шейх дождался, пока из мечети выйдут люди, и когда вышел, враги бросились на него. Шейх лишь посмотрел на них и произнес громко и протяжно «Аллах». Многие из них потеряли сознание и не смогли причинить шейху никакого вреда

В 1228 году шейх Халид еще раз отправляется в Багдад. Завистники написали правителю Багдада письмо, в котором утверждалось, что шейх Халид является заблудшим и неверным, необходимо наказать его и изгнать из Багдада. Когда тот прочитал письмо, то выбросил его и сказал: «Если шейх Халид не является мусульманином, то кто тогда мусульманин?! Написавший это письмо не иначе как сумасшедший или же завистник, чье сердце Аллах ослепил!». Потом правитель Багдада собрал ученых и попросил написать обоснованный ответ на то письмо. И многие ученые написали письма с исчерпывающими ответами и послали их завистникам шейха.

Наставление людей

В Багдаде множество людей, в числе которых были и крупные ученые, стали мюридами шейха Халида. Он пользовался в Багдаде таким почетом, каким не пользовался никто из ученых в его время. На его собрании присутствовало более пятисот ученых, которые приходили, чтобы обрести знания и баракат. Числу же простолюдинов, которые последовали за ним, не было счета.

В то время в Багдаде жил один из крупнейших ученых хадиса того времени Али ас-Сувайдани. Как-то этот ученый выступал перед большой аудиторией, которая слушала его заворожено, так как он был искусным оратором. В середине речи собрание посетил шейх Халид и взоры присутствующих устремились к шейху. Это задело Али Сувайди. После собрания он подошел к шейху и сказал: «О, наш господин, как же плохо то, что делают многие ученые из числа курдов». Шейх спросил: отчего же? Тот ответил, что они увлекаются науками философов и оставляют религиозные науки – тафсир и хадис, в отличие от того, что делают ученые арабы. Шейх сказал, что и те и другие используют знания для приобретения никчемных мирских благ. И лучше уж приобретать мирское, прикрываясь тем, что «так сказал Платон», чем ссылаться на Аллаха или Посланника Аллаха. Низменное подобает приобретать посредством подобного же низменного. Конечно, если все это делается ради последующего мира, то как же прекрасно то, что делают ученые арабы. Услышав такой ответ и поняв, что шейх догадался о его состоянии, Али Сувайди устыдился.

Однажды Али Сувайди зашел к шейху Халиду и прочитал ему тридцать хадисов из разных книг по хадисам, но заменив при этом цепочку передатчиков, через которых дошли эти хадисы. Когда же он закончил, шейх Халид повторил их все, но уже с правильной цепочкой передатчиков. После этого Али Сувайди раскаялся и попросил шейха принять его в число своих учеников.

В Багдаде многие ученики шейха достигли совершенства. Он послал своих преемников во многие города исламского мира. И вскоре в крупнейших городах исламского мира огромное количество народа вступило в тарикат. В частности, шейх отправил в Дамаск шейха Ахмада аль-Эрбели. И многие жители Дамаска, включая ученых и правителей, стали его учениками.

В 1238 году шейх Халид переезжает в Дамаск. Узнав о том, что шейх прибывает в город, жители вышли встретить его. По некоторым данным их было около 250 тысяч.

Вскоре и семейство шейха переселилось в Дамаск. Он купил в городе дом, и часть своего жилища отдал под мечеть, где совершал обязательные намазы вместе с народом.

Дома он давал уроки, которые посещали ученые Сирии. Среди его учеников были крупнейший ученый Шариата того времени Ибн Абидин Ханафи, муфтий Сирии Хусейн Афанди аль-Муради, мухадис Абду-Рахман аль-Казбарий, Умар Афанди аль-Амирий, который являлся муфтием шафиитов, а также многие другие выдающиеся ученые.

Дамаск всегда был одним из самых крупных центров исламской культуры и науки. Со всех концов исламского мира приходили люди в этот древний город, чтобы брать знания от известных ученых, которых было очень много в Дамаске. И эти ученые, знаниями которых восхищался исламский мир, вступали под руководством шейха Халида на путь суфиев, так как знали, что невозможно достичь духовного совершенства, кроме как посредством истинного шейха.

С приездом шейха Халида религиозная жизнь в Дамаске стала возрождаться.

Многие мечети, в которых религиозная жизнь до этого еле теплилась, стали заполняться и люди проводили в них много времени, поминая Аллаха.

Затем шейх Халид отправился в Иерусалим, дабы посетить мечеть Аль-Акса. Многие его последователи также отправились с ним. Когда он приблизился к Иерусалиму, навстречу вышел его ученик и преемник шейх Абдулла аль-Фарадий в сопровождении процессии, которая состояла из ученых и знати. И стар и млад, можно сказать, практически все жители города вышли встретить шейха Халида с великими почестями.

Затем шейх Халид вернулся обратно в Дамаск.

В 1241 году хиджры шейх Халид в сопровождении огромного количества мюридов и преемников отправился в Мекку для совершения хаджа. Жители Мекки и Медины встретили его с большими почестями, как и в других городах. В день Арафа многие паломники вступили в тарикат под его руководством.

Всевышний облагодетельствовал шейха многими удивительными караматами. Мы уже рассказали о некоторых из них. Перечислим же и другие.

Одним из самых больших караматов, которым Аллах облагодетельствовал его, является то, что огромное количество известных ученых исламского мира последовало за ним – они стали его учениками или же учениками его учеников. Это яркое свидетельство того, что путь, к которому шейх призывал, является путем истины. Разве может быть большее свидетельство истинности этого пути, чем то, что ученые, которые являются наследникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и на фетвы которых опирается вся умма, последовали за этим великим шейхом?

Порой приходится слышать от некоторых заблудших, что якобы путь суфиев является заблуждением. Если бы они хоть немного разбирались в науках, то знали бы, что истинный путь – это путь ученых ахль ас-сунна. Если попросить этих людей перечислить имена крупнейших ученых тафсира, хадиса, фикха и других наук первой половины 13 века хиджры, в котором жил шейх Халид, то окажется, что большинство из них были учениками шейха Халида или же его преемников. Любой исследователь, который без предвзятости возьмется проанализировать историю первой половины 13 века хиджры, несомненно, придет к выводу, что не было ученого ни в явных, ни в тайных науках более авторитетного, чем шейх Халид. Возникает вопрос – почему же, отбросив историческую реальность, мы должны поверить недоучкам, которых и учеными никто не станет считать? Разве то, что ученые, которые в совершенстве овладели всеми тонкостями религиозных наук, и целью всей жизни которых было следование в полной мере образу жизни, который диктуют Коран и хадисы, пришли к выводу, что осуществление этой великой цели невозможно без вступления под руководство совершенного наставника, разве это не является достаточным, чтобы признать, что суфизм и есть тот истинный путь, посредством которого можно достичь совершенства в религии?

Другой карамат, которым Аллах облагодетельствовал шейха, является то, что через него Аллах оживил сердца огромного количества людей светом познания Аллаха. Бывало так, что даже неверные становились мусульманами при одном его взгляде. Как-то шейх встретил на улице христианина, и лишь только посмотрел на него, как тот вскрикнул, последовал за шейхом в его обитель, принял Ислам и стал его учеником.

Также передают, что один из противников шейха собрал как-то подобных себе невежд, устроил нечто похожее на собрание суфиев у шейха Халида с целью издевательства над шейхом и его тарикатом. И когда начал изображать «таважжух» шейха, то потерял рассудок и побежал прочь от этого места. Родственники привели его к шейху и стали просить, чтобы тот излечил больного. Шейх повелел одному из преемников совершить «таважжух» по отношению к больному. Преемник подумал, а сможет ли он привести больного в ясное сознание? Как только он подумал так, шейх Халид сказал ему: «Делай «таважжух» и не сомневайся, что он придет в себя». И действительно, благодаря этому, больной обрел душевное здоровье.

Переход шейха Халида в иной мир

В месяце шаваль 1442 года хиджры в Сирии началась эпидемия чумы. Шейх Халид предвидел, что он погибнет во время этой чумы. Один человек попросил шейха помолиться за него, чтобы Аллах спас его от чумы. Когда шейх помолился, тот человек сказал: «О, сейид! Помолись за себя тоже!». Шейх ответил: «Я стыжусь Аллаха не любить встречу с Ним». Также он говорил людям: «Мы пришли в Сирию не иначе как умереть на этой священной земле. И если мы обретем здесь смерть «шахидов», то это будет вечным блаженством»[3]. Согласно хадисам, тот, кто умер от чумы, обретает смерть шахида.

28 числа месяца шавваль умер от чумы сын шейха Бахауддин, которому было пять лет. Шейх Халид всего лишь сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров! Это – наш магнит (то есть, смерть неизбежна). Все мы последуем за ним». Девятого числа следующего месяца, то есть, Зуль-Каида умер его второй сын Абдурахман. Он был немного старше брата.

Известный ученый Ибн Абидин передал, что он посетил шейха после того, как умер его второй сын, и его лучезарное лицо было освещено улыбкой. Шейх сказал ему: «Я воздаю хвалу Аллаху за то, что нахожу в своем сердце довольство тем, что предначертано Аллахом».

Также Ибн Абидин сообщил, что он рассказал шейху, что видел во сне, что умер третий праведный халиф Усман, да будет доволен им Аллах, и что он совершает заупокойный намаз по нему. Шейх Халид улыбнулся и сказал: «Я являюсь потомком халифа Усмана, да будет доволен им Аллах, и этот сон указывает на то, что я скоро покину этот мир и ты совершишь заупокойный намаз по мне в мечети омеядов». Затем шейх назначил преемников.

В среду после ночного обязательного намаза он посетил своих жен, дал последние указания, попросил прощения за невольно совершенные обиды и несправедливости с его стороны, если таковые имели место, и сообщил, что покинет этот мир в ночь на пятницу. После утреннего намаза в четверг шейх сказал: «Меня поразила эта болезнь (чума). Никто не должен заходить ко мне больше одного раза».

В четверг его посетили преемники и после этого он до вечера поминал Аллаха.

Вечером же, когда муадзин прокричал призыв на вечерний намаз, шейх открыл глаза и произнес: «Аллах – истина, Аллах – истина», прочитал аят: «О, душа, обретшая покой, вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство. Войди в круг моих рабов, войди в Рай» (сура аль-Фажр» – 27).

После этого в ночь на пятницу 14 числа месяца Зу ль-Каида 1241 года по Хиджре шейх Халид покинул этот мир.

Похоронили шейха в пятницу, совершив заупокойный намаз в мечети умавия, как он и предсказывал, в могиле, которую шейх велел вырыть за несколько дней до начала болезни.

[1]ولم يكن عصر من الأعصار في مدة الإسلام إلا وفيه شيخ من شيوخ هذه الطائفة، ممن له علوم التوحيد، وإمامة القوم إلا وأئمة ذلك الوقت من العلماء استسلموا لذلك الشيخ، وتواضعوا وتبركوا به (الرسالة القشيرية – ج 1 / ص 180)

[2] Известная книга, где собраны различные азкары салаваты и различные дуа. Написанная Имамом Абу Абдулла Мухаммад бин Сулейман аль-Джазули

[3] Согласно хадисам, тот, кто умер от чумы, обретает смерть шахида.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.