Абу Зура ар-Разий

29 Май 2012
1499

«Через Багдадский мост не переходил никто более знающий хадисы, чем Абу Зура ар-Разий…»

Старый БагдадИзвестный учёный, величайший мухаддис этой уммы Абу Зура ар-Разий родился в 200 году по Хиджре в городе Рай.

Имам Ахмад бин Ханбал говорил про него: «Через этот мост (то есть мост Багдада) не переходил никто более знающий хадисы, чем Абу Зура ар-Разий».

Также Имам Ахмад говорил: «Каждый хадис, которого не знает Абу Зура ар-Разий, не имеет основания».

Когда Абу Зура находился у Имама Ахмада, то Ахмад ограничивался лишь обязательными молитвами в его присутствии, так как предпочитал обсуждать хадисы с Абу Зура, чем совершать желательные молитвы.

Об удивительных способностях Абу Зура ар-Разий свидетельствуют следующие слова, которые передают от него: «Что бы ни слышали мои уши из наук, моё сердце запоминало это. Когда мне приходилось идти через рынок Багдада, то если я слышал из какой-либо комнаты голос певицы, то затыкал уши пальцами, боясь, что сердце запомнит это».

Также передают, что он сказал: «У меня дома имеются записи, которым пятьдесят лет, и я не заглядывал в них с тех пор, как записал их. Но я помню всё, что в них написано, вплоть до того, в какой тетради, на какой странице и в какой строчке».

Как-то один человек поклялся, что если Абу Зура не знает сто тысяч хадисов, то он дал развод своей жене. Люди обратились к Абу Зура по этому поводу и спросили, получился ли у того человека развод или нет. Абу Зура ответил что нет.

Также передают, что Абу Зура спросили о человеке, который поклялся, что у него развод с женой, если Абу Зура не знает наизусть двести тысяч хадисов. Абу Зура ответил, что брак этого человека не нарушается. Затем он добавил: «Я знаю двести тысяч хадисов, как человек знает суру «Ихлас» (одна из самых коротких сур в Коране, которую знают даже дети), и в моей памяти триста тысяч хадисов».

Передают, что Абу Зура в юности ходил в предрассветное время к учителям для изучения хадисов, и однажды он встретил по дороге старца, борода которого, как показалось ему, была окрашена хной. Старец поздоровался с ним и сказал: «О Абу Зура, тебя ожидает великое будущее и ты станешь очень известен. Остерегайся подходить к вратам правителей!» Затем старец исчез. Со временем, как говорит Абу Зура, он забыл завет старца и стал посещать правителей, и однажды, когда шёл к правителю по какой-то нужде, он встретил на том же месте того старца. Старец был очень сердит и, поздоровавшись с Абу Зура, сказал: «Разве я не говорил тебе, чтобы ты не приближался к вратам правителей?» Затем он неожиданно исчез, как будто провалился сквозь землю. Абу Зура подумал, что это был, наверное, Хизри (мир ему)». После этого Абу Зура никогда не приближался к вратам правителей и никогда не обращался к ним с просьбами».

Ибн Асакир в книге «Тариху Димашк» пишет: «Абу Зура ар-Рази двадцать лет совершал намаз в своей мечети, после того как он возвратился на родину.

Однажды к нему пришли люди из числа людей хадиса, и они увидели в его михрабе надписи. Они спросили его о надписях в михрабах. Абу Зура ответил, что некоторые из учёных посчитали это нежелательным. Они сказали: «Это (то есть надписи) в твоём михрабе, разве ты не знал об этом?» Он сказал: «Субханаллах, человек предстает перед Аллахом и знает, что перед ним?!». То есть за двадцать лет он не заметил эти надписи в михрабе так как стоя перед Аллахом он не мог видеть ничего другого.  Они сказали: «Это благодаря баракату Бишр бин Хариса и имаму Ахмаду?» «Нет,  ответил Абу Зура,  это благодаря баракату суфия, с которым я провёл некоторое время. Бишр и Ахмад  господа из числа верующих, но их познания ниже, чем познания этого суфия».

Здесь необходимо уточнить, что имам имеет в виду, скорее всего, познание Аллаха. Так как в знаниях хадисов не было в то время никого, кто был бы подобен имаму Ахмаду. Но на протяжении исламской истории крупнейшие учёные Шариата дружили с суфиями ради того, чтобы перенять от них это познание.

Абу Зура ар-Рази умер в 264 году по Хиджре в месяце Зуль Хиджа.

Когда он находился при смерти, рядом с ним были известные учёные, такие как Абу Хатим ар-Рази и другие. Они вспомнили хадис, в котором говорится о необходимости напоминания умирающему формулы единобожия: «Нет бога, которому следует поклонятся кроме одного Аллаха», но они постеснялись напомнить это великому имаму. Тогда один из них предложил прочитать вслух хадис. Один из учёных начал читать цепочку, в которой упоминается этот хадис. Но, перечислив несколько имён из цепочки этого хадиса, он замолчал и не смог продолжить дальше. Другой продолжил, но тоже вскоре замолк, не дочитав до конца цепочку. Никто из присутствующих не осмелился продолжить. Тогда Абу Зура начал перечислять цепочку, которую перечислили предыдущие и, далее продолжив, привёл хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьими последними словами были: «Нет бога, кроме Аллаха», войдёт в Рай», и после этих слов душа Абу Зура покинула этот мир.

Передают, что Абу Зура увидели во сне после смерти и спросили: «О Абу Зура, что Аллах сделал с тобой?» Он ответил: «Я встретился с Господом, и Он сказал мне: “О Абу Зура, предстаёт передо Мной ребёнок, и Я отправляю его в Рай. Как же с тем, кто сохранил сунну для моих рабов. Займи же в Раю место, какое сам пожелаешь”».

Также передают, что один из учёных увидел во сне Абу Зура на небесах вместе с ангелами, совершающим молитвы. Он поинтересовался у Абу Зура, благодаря чему тот достиг подобного уровня. Абу Зура ответил: «Я написал своей рукой миллион хадисов и в них говорил: “от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует”. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Того, кто прочитает на меня благословение (салават) один раз, Аллах благословит за это десять раз”».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.