Краткое сказание о мудром Лукмане

11 Июнь 2012 1763

Краткое сказание о мудром ЛукманеЕго называли Лукман аль-Хаким. Хаким – это мудрец, который следовал знаниям, подаренным ему Всевышним. При толковании слова «хикма» – «мудрость» обязательно сочетание этих трёх качеств.

О происхождении Лукмана аль-Хакима существует много разных мнений, но большинство сходится на том, что он был темнокожим рабом. Некоторые утверждают, что он был пророком, но по мнению Ибн Аббаса, Лукман аль-Хаким не был им.

Говорят, что он был пастухом, в другом предании говорится, что он был плотником.

Однажды, когда он спал днём, его разбудил голос: «О Лукман, хочешь ли ты быть халифом на земле и установить справедливость среди людей?» Он ответил: «О Господь, если мне предоставляется выбор, то я предпочитаю не брать это на себя». Услышав это, ангелы удивились и спросили: «Почему?» Лукман ответил, что предпочитает быть на этом свете рабом, чем царём. Совершенство ума не позволило ему выбрать по своей воле величие, из-за которого забывается Ахират. Ангелы удивились его мудрости и красоте его слов. После этого Лукман опять уснул, и тогда Аллах влил в его сердце мудрость. Так он проснулся с мудростью на устах. Я здесь привёл только суть этой истории.

После этого тот же голос предложил то же самое пророку Давуду (мир ему), и он согласился быть халифом на земле и не спросил о выборе, как Лукман.

Лукман иногда посещал Давуда (мир ему). Однажды Давуд (мир ему), восхищённый его мудростью, сказал: «Моё почтение тому, кто наделён такой мудростью».

وكان لقمان يوازره بحكمته فقال له داود : طوبى لك يا لقمان أعطيت الحكمة وصرف عنك البلاء وأعطي داود الخلافة وابتلي بالبلية والفتنة . (عرائس ص 306)

Рассказывают, что Лукман был самым незаметным и скромным рабом своего хозяина. Известна следующая история.

Однажды хозяин отправил его с другими рабами за фруктами в сад. Когда все уже возвращались из сада с фруктами, другие рабы стали есть плоды, а потом сказали, что это Лукман их съел.

Лукман, переживая из-за этого, сказал хозяину, что лицемер не может быть доверенным человеком. Он предложил ему испытать их, дав каждому выпить горячей воды. Хозяин заставил их выпить горячую воду и стал смотреть, что из этого выйдет.

Кроме Лукмана, всех вырвало съеденными фруктами, его же – только водой. Тут приоткрылись «врата мудрости» Лукмана, и хозяин узнал о его честности, правдивости и верности.

В другой раз мудрость Лукмана проявилась так. Хозяин зашёл в туалет, оставив раба снаружи, и задержался там. Лукман крикнул ему, что долгое нахождение в туалете может вызвать болезнь печени, повышение давления, геморрой. Удивлённый мудростью его слов, хозяин, чтобы пользу от них получили и другие, написал их на стене.

Как-то раз он поручил Лукману зарезать овцу и велел принести два самых сладких куска от неё. Лукман принёс хозяину язык и сердце, сказав, что слаще них нет ничего. В другой раз, поручив зарезать овцу, хозяин наказал Лукману принести две наихудшие части, и он опять принёс язык и сердце. Хозяин спросил, как могут быть оба органа одновременно и плохими, и хорошими. «Если будут хорошими, нет ничего лучше их, а если они станут плохими, нет ничего хуже них», – сказал Лукман.

Однажды Лукман, собрав народ вокруг себя, давал наставления. Один из собравшихся подошёл и поинтересовался, кто проповедник. Увидев, что это Лукман, он спросил, не был ли он чабаном в таком-то месте. «Да, был», – ответил Лукман. «Как же ты достиг такого почёта и уважения?» – поинтересовался тот. «Правдивость, оправдание доверия и отказ от лишнего», – ответил Лукман.

Таких случаев с Лукманом описано немало, и привести их все нет возможности.

Море мудрости Лукмана глубоко, и чтобы достать до его дна, нужны водолазы, поэтому, довольствуясь тем, что можно взять, протянув руку, приведём некоторые из его завещаний. В книге «Рух аль-байан» говорится, что его жена и сын поначалу были неверными, и чтобы привести их к вере, он давал им наставления. В начале всех проповедей он говорил о самом важном – о недопустимости ширка. Жена и сын, по наставлению Всевышнего, в результате проповедей Лукмана пришли в Ислам.

Вот некоторые из его мудростей:

Пусть предметом вашей торговли будет богобоязненность, тогда будете получать прибыль без товара.

Посещайте похороны, так вы будете вспоминать о смерти.

Остерегайтесь посещения свадеб, ибо мирское увлечёт вас.

Когда утром прокричит петух, вставайте, не будьте слабее его.

Не откладывайте на завтра покаяние, ведь за вами смерть, которая наступит внезапно.

Старайтесь участвовать в собраниях алимов, не упускайте возможности слушать речи мудрецов, ибо свет мудрости оживляет сердца, как засушливую землю оживляют дожди.

Не старайтесь изучать новые науки, пока не будете следовать приобретённым.

Мирское – это море, где утонули многие, сядьте на корабль богобоязненности, чтобы обрести спасение.

Если найдёте людей, собравшихся для поминания Аллаха, не уходите, присоединяйтесь к ним, чтобы получить долю, когда Всевышний окинет их взором милости. Не приближайтесь к собраниям, где люди пребывают в забвении Всевышнего, это увеличит в вас невежество, сделает чёрствыми ваши сердца, и если этих людей постигнет гнев Аллаха, вас это не обойдёт.

Постарайтесь, чтобы пищу вашу ели только богобоязненные, в делах советуйтесь с алимами. Приучайте свой язык постоянно произносить «Аллахуумма-гфир ли» («Аллах, прости меня»).

На этом свете нет такой тяжести, которую бы я не переносил на себе, вплоть до железа и камней, но я не нашёл ноши тяжелее, чем плохой сосед. Я вкусил всю горечь этого света, но худшей горечи, чем нищета, я не нашёл.

Мудрость сажает бедняков среди больших царей.

Если сердце ваше в заблуждении, не притворяйтесь богобоязненными ради почитания людьми.

Остерегайтесь долгов, это для вас днём – унижение, а ночью – тяжёлые раздумья. Не беритесь за мирское засучив рукава, это повредит вашему Ахирату, но и не бросайте мирское совсем, иначе среди людей будете презренными бедняками.

Не изучайте науки лишь для того, чтобы спорить с глупцами, кичиться среди алимов или добиться похвалы и известности среди людей, ведь Знающему скрытое ведомы ваши намерения.

Как волк не подружится с овцой, так не будет братства между дурным и добрым. Не делайте наставления тому, кто их не воспримет. Хотя кто же сейчас сможет различить это?

Дети мои, ведите себя с хорошими людьми как рабы, а с плохими не дружите никогда. Не ищите того, что отвернулось от вас, и не оставляйте без внимания то, что повернулось к вам.

От детей вы получите благо, если с малолетства научите их добру. Наказание детей для их воспитания так же необходимо, как дождь для земли.

Не отправляйтесь в путь в начале ночи, постарайтесь делать это после полуночи. В путь выходите с мечом, в чалме, обутыми в масхи – в полном снаряжении. Нитку с иголкой, шило и посуду для еды тоже не забывайте. На случай, если вдруг вам или спутникам понадобятся лекарства, не забудьте прихватить их с собой.

Не пребывайте всегда в раздумьях, особенно не занимайте сердце печалью. Будьте довольны уделом, данным вам Господом, – проживёте спокойную и безоблачную жизнь. Если желаете мирского, не стремитесь к тому, что находится в руках других.

Надежды возлагайте только на Всевышнего и полагайтесь только на Него, Он создаст причины, и тогда достигнет вас ваш удел.

Делайте благо тем, кто достоин его, ибо пропадёт оно, если попадёт в руки недостойного, – на этом свете потеряете имущество и на том свете не найдёте вознаграждения, будет вам один убыток, и прибыли вы не найдёте. Не будьте расточительны и не будьте скрягой, умеренно экономя, будете в завидном положении.

Слово «хикма» имеет много значений. Арифы толкуют его по-разному. Говорят, что знание истины, достоверное знание всего, что есть, и совершение благого – это хикма. Аль-Газали же, которого величают худҗҗат аль-Ислам, не считал мудростью знание сути всех вещей, если нет познания Аллаха.

Он сказал, что ценность знания зависит от предмета познания, и поскольку мудрость – наивысшая из наук, не достоин имени мудреца тот, кто не познал Аллаха. Познавший Аллаха будет мудрецом, даже если слаб в других науках, и речь его отличается от людских речей.

قال الامام الغزالى رحمه الله : من عرف جميع الاشياء ولم يعرف الله لم يستحق أن يسمى حكيماً لانه لم يعرف أجل الاشياء وأفضلها    والحكمة أجل العلوم وجلالة العلم بقدر جلالة المعلوم ولا أجل من الله ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف المنة فى سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قاصر البيان فيها ومن عرف الله كان كلامه مخالفا لكلام غيره ... الخ  (روح البيان  ج 7، ص 73)

Аллах дарит мудрость авлийа [(ед. ч. вали) – любимцы Аллаха], как откровение пророкам.

Но чтобы дарованная мудрость проявилась, необходимо обучение Шариату и строгое следование приобретённым знаниям.

Ещё мудрость можно сравнить со стрелой, пущенной в цель.

Цель её – сердце мумина, а «лучником» является Аллах, и Он не промахивается. Если вода и еда – пища для тела, то пища для разума – это наука мудрости. И нет для раба ценнее дара Аллаха на этом свете, чем хикма. Основа мудрости – это богобоязненность, и в сердце, где нет богобоязненности, не проявляется хикма. Ещё пример: мудрость, как дерево, растущее в сердце, а плоды его – на языке.

Есть ещё предание от Лукмана, в котором он говорит, что служил четырём тысячам пророков. Из всех их изречений он нам оставил восемь: берегите сердце в намазе (хузур), горло во время еды, язык среди людей, глаза в чужом месте [1]. Эти наставления для общей пользы, старайтесь их соблюдать. Не забывайте Аллаха, помните о смерти и забудьте о двух: о добре, которое вы сделали для других, и о зле, которое вам причинили.

Хотя немало есть побуждений и полезных изречений, я по мере возможности выбрал наставления и завещания Лукмана и занёс их в тетрадь.

Что касается продолжительности его жизни, есть предание, согласно которому Лукман прожил тысячу лет. Сказано, что его могила находится в местечке Рамла между Египтом и Сирией. Говорят также, что в тот день, когда похоронили Лукмана, вокруг его могилы были похоронены ещё семьдесят пророков. Дети израилевы изгнали их из Иерусалима, окружили в Рамле, и там они умерли голодной смертью.

О Аллах, одаривший Лукмана мудростью, одари и нас, ведь это в Твоей власти. Очисти наши сердца богобоязненностью и помоги нам искренне и покорно служить Тебе. Эти мудрости и наставления Лукмана – дары, достаточные для тех, кто стремится к истине. Они – драгоценные камни, и тот, кто торгует ими обдуманно и поразмыслив, извлечёт из них пользу и не будет терпеть убытки.

Тот, кто забросил сад, который при уходе мог дать прекрасный урожай, пусть упрекнёт только себя. Тот, кто пренебрёг бесплатными дарами, пусть занимается бесприбыльной торговлей.

Из книги «История пророков».

Рисунок Айны Леон

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.