Краткое сказание о Пророке ‘Узайре (мир ему)

19 Февраль 2013
17026

Когда Бухтанасар, разорив полмира, возвращался в Вавилон, среди детей-пленников из Байт аль-Мукаддаса, у которых были убиты родители, был и ‘Узайр (мир ему). Он был очень одарённым, способным, смышлёным мальчиком, читал Таврат (Тору). До смерти Бухтанасара он оставался в Вавилоне, а затем смог вернуться на родину. Когда появилась возможность, он двинулся в путь верхом на осле. Остановившись у развалин деревушки на берегу реки Тигр, ‘Узайр (мир ему) не обнаружил там ни одной живой души – так велико было разрушение. Он поел там фруктов, выжал сок из винограда, выпил, а оставшееся забрал с собой на осле. «Как же Аллах всё-таки оживит и восстановит это?» – сказал ‘Узайр (мир ему) про себя. Так он думал не потому, что сомневался в могуществе Аллаха, а потому, что был изумлён Его силой.

Привязав осла, он прилёг отдохнуть и заснул спокойным сном. Тут Всевышний забрал его душу, а тело его пролежало на том же месте сто лет. Поскольку сила Всевышнего безгранична, всё это время Он сохранял тело ‘Узайра (мир ему) словно живое. Творец сделал завесу перед глазами всех живых, чтобы они не увидели ни ‘Узайра (мир ему), ни его осла.

Через сто лет Аллах вселил в голову ‘Узайра (мир ему) душу и повелел посмотреть на своё тело, и ‘Узайр (мир ему) увидел, как его тело на его же глазах оживает по частям. Тут явился архангел Джабраил (мир ему) и спросил: «Сколько дней ты тут находишься?» «День или часть дня», – ответил ‘Узайр (мир ему), взглянув на солнце. Он прилёг и уснул утром после зуха (позднее утро. Это время примерно от 10–11 часов утра до полудня), а проснулся в послеобеденное время. «Ты спал здесь сто лет», – сказал ему Джабраил (мир ему) и велел посмотреть на осла. Осёл стоял на том же месте, где был привязан, фрукты и сок тоже не изменились, будто прошёл всего лишь час. Так Всевышний показал ‘Узайру (мир ему) Своё могущество, и в нём ещё больше укрепилась вера в воскрешение. Хотя тогда, глядя на разрушенное селение, он вовсе не из-за сомнения подумал о том, как же всё будет восстановлено, но это чудо было словно свет над светом, оно укрепило убеждённость в его вере.

Выглядевший так же, как и сто лет назад, ‘Узайр (мир ему) верхом на осле прибыл на родину. Люди в родном селении не признали его, хотя он утверждал, что он ‘Узайр. Он принялся искать своё жилище и, найдя одну стодвадцатилетнюю парализованную слепую старушку, с сомнением спросил её: «Не здесь ли жил ‘Узайр?» Она ответила: «Да». «Я ‘Узайр», – сказал он. «Уже сто лет как нет ‘Узайра, я не видела человека, который бы даже вспоминал о нём», – заявила старушка и, чтобы проверить, он ли это, начала расспрашивать его, а потом сказала: «Если ты ‘Узайр, то попроси Аллаха, чтобы Он вернул мне зрение. Ведь ‘Узайр (мир ему) был таким человеком, на чью мольбу Всевышний всегда отвечал». В «‘Ара’исе» сказано, что эта женщина знала Узайра (мир ему), она была его невольницей, когда ей было двадцать лет. Истину знает Аллах.

‘Узайр (мир ему), произнеся мольбу, провёл рукой по её глазам. В тот же час зрение вернулось к ней, и она начала видеть. «Встань по воле Аллаха», – сказал ей ‘Узайр (мир ему). Она встала и весьма бодро пошла. Она взглянула на ‘Узайра (мир ему), сразу узнала его и, оставив сомнения, засвидетельствовала это. Затем она повела его в тот квартал, где жили его дети и внуки, и сообщила им радостную весть. Она рассказала им, что ‘Узайр (мир ему) оживлён после ста лет смерти и что его мольба исцелила её.

После свидетельствования старушки сын ‘Узайра (мир ему) встал и посмотрел на спину отца. Там, между лопатками, было родимое пятно в форме молодого месяца, по которому он узнал отца.

Эта новость очень обрадовала жителей селения, и все они собрались вокруг ‘Узайра (мир ему). Он оставался с ними некоторое время, но о том, сколько он точно с ними пробыл, знает только Всевышний Аллах.

Тогда у них был Таврат Мусы (мир ему), и они следовали ему. Но мало-помалу они начали отходить от него и стали вести себя как хотели, поэтому Аллах разгневался на них. Они полностью позабыли Таврат, и Аллах лишил их табута, забрав его на небеса.

Увидев, что потомки Израилевы забыли Таврат, ‘Узайр (мир ему) стал умолять Всевышнего, чтобы Он снова влил Писание в их сердца. Обратиться к Аллаху с такой же просьбой он наказал и ‘алимам этого народа. Поскольку Аллах милостив, Он ответил на мольбу ‘Узайра (мир ему).

Стоя с благоговением перед Творцом, ‘Узайр (мир ему) однажды приготовился совершить намаз. Когда он молился, с неба на него сошёл изумительный свет и влился в его сердце. В тот же час его душа озарилась, и ‘Узайр (мир ему) вспомнил Таврат, и всё, о чём он забыл, восстановилось в его сердце. Обратившись к соплеменникам, пророк (мир ему) воскликнул, что Аллах вложил в его сердце Таврат. Затем он вновь стал обучать закону детей Израилевых.

‘Узайр (мир ему) стал распространять Таврат в том совершенном виде, в каком он был изначально.

После этого им в руки был дан прежний Таврат. О том, как это произошло, рассказывают по-разному. Некоторые говорят, что Таврат ниспослали в табуте, который Всевышний поднимал на небеса. В «‘Ара’исе» сказано, что нашёлся человек, который знал о том, где предки спрятали Таврат, и его откопали в том месте. Истину ведает лишь Знающий скрытое.

По сути, нам всё равно, как именно им достался прежний Таврат. Потомки Израилевы начали сверять новую книгу (Таврат, которому учил ‘Узайр. – Прим. пер.) и старую Тору. Они не обнаружили никакой разницы между ними и, удивлённые, стали утверждать, что ‘Узайр (мир ему) – сын Аллаха. Только сыну Аллах вложит в сердце забытый Таврат – сделали они вывод. В восхвалении ‘Узайра (мир ему) они перешли все границы, приписав Аллаху недопустимое качество-сифат.

قال تعالى: (وَقَالَتِ الْيَهُودُ عُزَيْرٌ ابْنُ اللَّهِ وَقَالَتْ النَّصَارَى الْمَسِيحُ ابْنُ اللَّهِ ذَلِكَ قَوْلُهُم بِأَفْوَاهِهِمْ يُضَاهِؤُونَ قَوْلَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن قَبْلُ قَاتَلَهُمُ اللَّهُ أَنَّى يُؤْفَكُونَ) التوبة: ٣٠

В Коране сказано, что заблуждение иудеев возникло из-за чрезмерного возвеличивания ‘Узайра (мир ему). Речь Аллаха, которую никто не сможет оспорить, изобличила всю низость неверия.

В произведении «Касыдат аль-бурда» напоминается нам о том, что чрезмерность в восхвалении не подходит нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Остерегайтесь того, что сделали христиане со своим Пророком ‘Исой (мир ему). Достоинства и личность Пророка (мир ему и благословение) восхваляйте и возвеличивайте по мере сил, ибо язык людей слишком слаб, чтобы суметь восхвалить достоинства Предводителя мира (Пророка (мир ему и благословение)). Наши восхваления по отношению к нему – словно капля в океане. Если бы все моря превратились в чернила, а все деревья в лесах – в перья, всё равно мы не сумели бы описать его достоинства и величие.

Всевышний в Коране описал достоинства Мухаммада (мир ему и благословение) следующими словами:

 قال تعالى: (وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ) القلم: ٤

Смысл: «Поистине, ты обладатель великого нрава».

В другом аяте говорится:

 قال تعالى: (وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ) الأنبياء: ١٠٧

Смысл: «Поистине, Я послал тебя милостью для миров».

Сравнятся ли с этими описаниями Всевышнего людские описания, как бы люди в этом ни старались?! Я не жалея сил восхваляю Ахмада (мир ему и благословение), которого Аллах так возвеличил. У меня не возникает сомнений в том, что в небе находится солнце, лишь оттого, что оно закрыто облаками.

Спрашивать «зачем?» и «как?» не было обычаем моих предков, и их путь является непреложной стезею и для меня. Стремление победить в споре – это не путь Ислама, я следую за тем, что говорят имамы, и сомнительно, что перейдут Сират те, которые пренебрегли знаниями имамов. Хвала Аллаху, что не дал мне такую черту. Некоторые так тверды, что ломаются, другие же так мягки, что склоняются из стороны в сторону. Я же стараюсь придерживаться среднего состояния. Истину знает только один Аллах. Поляна же, где я остановлюсь, – это «савад аль-’а‘зам» (большинство). Я надеюсь, что, пребывая с большинством, буду на истинном пути. Мои доверенные – это люди тариката, и их путь – это путь, которому я доверяю. Нуждаюсь в спутниках, которые могли бы мне помочь, ведь я слабый, нуждающийся, идущий по их следу. Прошу Прощающего и Милосердного не лишать меня их благодати и заступничества. Тем, у Кого просят, и Тем, Кто даёт, является Он, а другие – только посредники. Те, кто утверждает, что нельзя просить посредством васита (посредник), как же сами берут то, что дают посредники? Если Аллах ответит на твою мольбу и даст тебе полезные знания, то как Он тебе их даст – Сам придёт или сведёт с ‘алимом?

Если нельзя просить посредством ‘алима и ‘арифа, как же можно просить знания у них? Если кто-то подойдёт к тебе с просьбой научить, почему ты не отправишь его просить об этом Аллаха? Если мозги твои не ослиные, поразмысли, друг, о своём вероубеждении: не проси ни у кого и просящему не давай, жди, пока с неба бросят; собирай урожай, не посеяв, строй мельницы там, где нет воды, и чтобы хранить сделанную там муку, приготовь плетёные корзины; если вдруг заболеешь, смотри, не ходи к врачу за лекарством, так как ты не допускаешь ширк!!!

Наверно, правы те, кто говорит, что занятые любимым делом не знают передышки. Так и я: взял ручку в руки – и обо всём забываю, увлёкшись письмом. Оказываюсь в ситуации, в которой надо каяться, и спешу упрекнуть сердце, позабывшее Аллаха, и начинаю использовать время с толком по мере сил, печалясь об упущенном понапрасну времени.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков», 1-й том.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.