Абу Абдуллах Мухаммад ибн Сулейман аль-Джазули

2 Май 2013 1477

Великий шейх, имам, познавший Аллаха, кутбу своего времени, ценнейший и бесподобный учёный своего столетия Абу Абдуллах Мухаммад ибн Сулейман аль-Джазули Ас-симлалиййу[1], родился приблизительно в 808 году по хиджре, умер в 870. Он является прямым потомком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Цепочка его предков доходит до внука Пророка (мир ему и благословение) Хасана, сына Али и Фатимат (да будет доволен ими Аллах). Он взялся изучать ильму в городе Фес[2] в медресе «Ас-сафарин», который был основан в 670 г. по хиджре[3],  и дом его находился возле медресе и  по сей день находится там, и всем это известно. В его дом не заходил никто, кроме него самого. Среди горожан прошёл слух о том, что в его доме находятся большие богатства. Услышав об этом, туда приехал его отец. Когда отец зашёл в тот дом, он нашёл его пустым, а на стенах везде было написано «смерть» «смерть» «смерть» и обнаружил, что там нет ничего из имущества. Тогда его отец, упрекая самого себя, вышел из его дома и сказал: «Посмотрите, где он живёт, а где – мы?» Так началась история создания книги «Далаиль аль-хайрат».

Духовный наставник имама аль-Джазули

Через некоторое время после завершения книги он начал размышлять о походе в поисках духовного наставника в сторону машрика (востока), в течение семи лет он ходил по городам хиджаза[4] в поисках устаза, даже дошёл до Египта и Иерусалима. В лучезарной Медине он провёл 3-4 года и, когда завершился период хаджа, он вернулся в Магриб (Марокко), и всё это время он держал с собой книгу «Далаиль аль-хайрат». Из города Фес вернулся в город ас-Сахиль, и там он встретил шейха, единственного своего времени Абу Абдуллаха Мухаммад ибн Абдуллах ас-Сугаййир и вступил под его воспитание. После того, как вступил в шазилийский тарикат, шейх аль-Джазули стал оставаться в халвате (уединение). Он оставался в халвате четырнадцать лет, после чего, получив разрешение (иджаза) на наставничество от шейха Абу Абдуллаха, вышел к людям распространять религию и путь тасаввуфа, и к нему начали приходить мюриды.

За короткое время он стал очень известным человеком, и в нём выявились прекрасный нрав и караматы (чудеса) телесные, даже человеческий разум не мог понимать эти караматы. Имам аль-Джазули строго придерживался Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение). Он начал распространять тарикат и наставлять людей, к нему люди тянулись из-за его благодати (бараката) и прекрасного нрава. Количество мюридов увеличивалось, им открывались тайные знания из-за бараката шейха аль-Джазули. Тарикат распространялся (в городах Марокко), он стал известен во многих краях, разошлись его мюриды во все стороны, и они оживили разные края Шариатом и тарикатом. В городах Марокко оживил путь тасаввуфа, после того, как даже пропал след тасаввуфа, он унаследовал большое количество машаихов, то есть наместников, и они были источниками помощи и наставлений и большой пользы для рабов Аллаха. Он отправлял своих наместников в другие города для распространения  Шариата и Тариката. Из их числа являются шейх Абу Абдуллах Мухаммад ас-Сугаййир ас-Сахлию и шейх Абу Мухаммад Абд аль-Карим аль-Манзари, и все они призывали людей на путь истинный и благодаря им в тарикат вступили большое количество мюридов. Количество их доходило до 12666, и все они получили от него много пользы и бараката и достигли высоких степеней. У имама аль-Джазули тарикат был шазалийский. У него множество высказываний, объясняющих путь тасаввуфа, также он составил сборник про тарикат.

Цепочка имама аль-Джазули, доходящая до Абу аль-Хасан аш-Шазили: наставником аль-Джазули является Абу Абдуллах Мухаммад – Са‘идаль-Хартанани – Абу Зайд Абдуррахманар-Раджраджи – Абу аль-Фазлаль-Хинди – Ахмад ‘Анусаль-Бадави – Ахмадаль-Карафи – Абу Абдуллах Мухаммадаль-Магриби – Абуаль-Хасанаш-Шазили, да будет доволен ими всеми Аллах.

Из вышеупомянутого мы узнали, что имам аль-Джазули является одним из великих любимцев (авлия) Всевышнего Аллаха. Это тоже одна из причин получения такой популярности его книги «Далаиль аль-хайрат». Она распространена во всех уголках мусульманского мира и по сей день пользуется большим успехом среди верующих, у которых имеется в сердцах любовь к Избраннику Аллаха (мир ему и благословение).

Переход имама в мир иной

Имам аль-Джазули покинул этот мир во время утреннего намаза в среду, шестнадцатого рабиуль авваля в 870 году.  Некоторые говорят, что это случилось в положении второго земного поклона (суджда) в первом ракаате, а некоторые говорят, что в первом земном поклоне второго ракаата. Похоронили имама в этот же день в обеденное время, в мечети, в которой он сам поставил фундамент в городе Сус.

Подтвердилась версия о том, что имам умер от яда. Его отравил некий факих по наущению мерзких визиров, от которых исходило зло в этом веке. Они преследовали учёных, уничтожая и убивая их. После того, как прошло семьдесят семь лет его тело выкопали для того, чтобы перехоронить. Тело перевезли в Марокко (город Марракеш) и похоронили на кладбище «Ар-риязаль-арус». Когда они открыли его могилу, то нашли его таким же, как в день его захоронения: не изменился даже цвет его кожи, даже на бритой голове и бороде был след бритья (незадолго до смерти он брился). Когда один из присутствующих положил палец на его щеку, то заметили, что кровь его собиралась как у живого. У его зиярата всегда собираются толпы людей, и множество людей возле его могилы читают книгу «Далаиль аль-хайрат». От могилы имама исходит запах приятнее миска из-за его многократного чтения салавата на Пророка (мир ему и благословение).



[1] Имам Мухаммад бин Сулайман был из рода Симлалат, который в свою очередь входил в племя Джазулат. А племя Джазула – выходцы из берберов, живших в то время в городе Сус. Сус – город на берегу Средиземного моря в Тунисе.

[2] Город Фес – старейший из четырёх имперских городов Марокко, крупнейший на севере Африки центр исламской культуры и образования.

[3] 1271 по грегорианскому летоисчислению.

[4] Территория, находящаяся в Саудовской Аравии. В неё входят такие святые города, как Мекка, Медина, также Таиф и т. д.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.