Билял ибн Раббах

13 Май 2013 1312

В первом году хиджры впервые в истории прозвучал призыв, который с тех пор, не прерываясь, звучит по всему миру. Эти слова стали особым символом, означающим призыв мусульман к молитве.

Мы слышим азан, льющийся с минаретов мечетей пять раз в день. Великая честь озвучить его первым выпала выдающемуся сподвижнику, эфиопу Билялу ибн Раббахе (да будет доволен им Аллах).

Он принял Ислам ещё в Мекке, перенёс на пути Аллаха множество пыток и истязаний, а затем совершил хиджру.

Когда Посланник (мир ему и благословение) хотел выбрать лучший способ призыва к намазу, многие асхабы, в том числе и Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), услышали формулу азана во сне и сообщили ему об этом.  Здесь, в мечети, Пророк (мир ему и благословение) обратился к Билялу ибн Раббахе, обладавшему красивым голосом, со словами: «Встань, Билял, и прочти азан». Билял так и поступил, собрав на намаз всех жителей Медины и став первым и главным муэдзином Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Билял был муэдзином Ислама, он – господин муэдзинов, он – наш сайид, как сказал Умар (да будет доволен им Аллах): «Абу Бакр – наш господин, и он подарил свободу нашему господину».

То, что первый призыв к намазу был озвучен голосом Биляла, имеет особое значение и является отличительным знаком.

Как отмечает профессор университета Аль-Азхар, доктор Мухамад Абу Лайля, в Мекке Билял ничего не говорил, кроме слов «Один! Один!» во время пыток, когда на его грудь клали большой камень. Его там практически никто не слышал. В Медине же его голос достигал горизонта.

Профессор университета Аль-Азхар, доктор Абдула Бадр, сказал, что этот голос, который они хотели прервать лишь за то, что он произносил «Ля иляха илляллях», ежедневно по 5 раз призывал всех к молитве.

Билял ибн Раббах олицетворяет собой всех тех слабых и неимущих мусульман, которые поспешили принять веру в Аллаха, увидев в ней избавление от рабства и угнетения. Он продемонстрировал, что Ислам пришёл освободить их.

Билял ибн Раббах (да будет доволен им Аллах) вырос в среде, в которой процветало рабовладение. Имея деньги, можно было купить рабов, как завезённых на Аравийский полуостров извне, так и добытых во время войн, которые арабские племена постоянно вели друг с другом.

Ещё до принятия Ислама Билял слышал разговоры вождей курайшитов о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), который призывает к поклонению Единому Аллаху и к равенству среди людей.

Он видел, какую злобу они питали к Пророку (мир ему и благословение) и к его вере. В то же время до него доходили некоторые сведения о том, к чему он призывает. Самым важным из услышанного было то, что новая религия не делала различий между господами и рабами, арабами и неарабами, богатыми и бедными: все считались братьями по вере, равными перед Богом.

Билял отправился к Пророку (мир ему и благословение), чтобы объявить о принятии Ислама. Эта весть быстро распространилась по Мекке и вызвала гнев его хозяина, Умайи ибн Халяфа. В течение долгого времени тот причинял своему рабу мучения, но Билял проявлял терпение и крепко держался за веру.

Как пишет историк Адиль Банима, курайшиты пытали его, надевая кольчугу и оставляя в пустыне на солнцепёке, да ещё клали ему на грудь камни, не давали ни есть, ни пить.

Он навсегда вошёл в историю благодаря силе своей веры и способности переносить жесточайшие, неимоверные мучения, которым его подвергали.  Вместо стонов, которые бы издавал при этом любой человек, Билял лишь повторял: «Один, Один!», ибо сладость единобожия он ощущал сильнее,  чем боль от избиений и других пыток. Этот сладкий вкус доступен лишь тем, в чьих сердцах  –  истинная вера в Единого Господа. 

Отличительными качествами Биляла являлись его высокая вера и стойкость. Абу Бакр уплатил выкуп за его освобождение. Многие из сподвижников были рабами, но положение Биляла отличалось от других из-за тяжести мучений и пыток, которым его подвергали мекканцы. Люди прозвали его «Билял – один, один».

После освобождения Билял находился при Пророке (мир ему и благословение), а затем совершил хиджру в Медину, где в последующем стал читать азан.

Билял возвысился при Пророке (мир ему и благословение) лишь благодаря своей вере. Пророк (мир ему и благословение) предпочел его вождям курайшитов, которые отвергли Ислам, хотя по своему происхождению и положению они считались лучшими среди людей.

Положение Биляла в Исламе все возвышалось; он воевал бок о бок с Пророком (мир ему и благословение), защищая его призыв.

Умаяту ибн Халяфу, подвергавшему его пыткам за принятие Ислама, было суждено пасть от руки Биляла в битве при Бадре.

Умаят ибн Халяфа, подвергал его мучениям на раскаленном песке с огромным камнем на груди  лишь за слова единобожия  «Один, один». 

В день взятия Мекки Билял был рядом с Пророком (мир ему и благословение), когда тот входил в Каабу и очищал ее от идолов. Его голос, впервые возвестивший призыв к молитве в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине, первым огласил азан и с Каабы, тем самым  объявляя о ее освобождении.

Пророк (мир ему и благословение) избрал Биляла для провозглашения азана, и это было своего рода знаком. Он как будто обращался к людям всего мира: «Посмотрите, как вера и богобоязненность возвысили этого эфиопа, которого когда-то привезли в Мекку в качестве раба; будто говорил: «В нашей вере, в Исламе нет места неравенству».

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, его печаль была слишком сильной, и он попросил разрешения переселиться в Шам, где участвовал в битве при Ярмуке, а затем и при взятии Дамаска. И в каком бы месте Шама он ни побывал, везде провозглашал  азан.

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, Билял в последний раз прочитал азан, а когда дошел до слов «Ашхаду анна Мухаммадан рассулюллах…», – заплакал. Вместе с ним заплакали все, кто находился в мечети, и все жители Медины. Билял прервал азан и попросил у Абу Бакра Сиддыка разрешения покинуть Медину и стать муджахидом. Уехав из города, он воевал на пути Аллаха, и теперь покоится вблизи Дамаска, на земле современной Сирии.

Говорят, что Билял присоединился к Умару ибн Хаттабу, когда тот отправился для взятия Иерусалима и спел там азан; что его голос прозвучал в мечети Аль-Акса, третьей из заповедных мечетей и первой кибле мусульман.

Действительно, через его судьбу можно провести параллели между двумя мечетями, двумя азанами, киблами и двумя завоеваниями.

Оставшуюся часть жизни, до своей смерти, наступившей в 20 году Хиджры, Билял провел в Дамаске. Он похоронен на кладбище малых ворот, где, по наиболее достоверной версии, покоятся и многие другие сподвижники.

На территории Шама есть и другие места, связанные с Билялом. И где бы он ни бывал, азаном призывал мусульман на молитву.

Имеются также различные версии, согласно которым наш господин Билял погребен в других местах Шама. Дело в том, что жители множества сел и городов, в которых побывал Билял, считали, что благодаря своему высокому достоинству он оказывал им честь, и возводили памятные постройки. Но, согласно наиболее достоверной версии его могила находится именно здесь, у «малых ворот» на юге Дамаска.

Одно из наиболее известных памятных мест, связанных с пребыванием Биляла, находится к западу от Вади ас-Сира, в окрестностях столицы Иордании, Аммана.

Он был побратимом Абу Убайды Амира ибн Джарраха. Пророк (мир ему и благословение) предвестил ему Рай, сказав: «В Раю я слышал пред собой звук твоих шагов».

Билял умер в 20 году хиджры, и он был похоронен там же, на кладбище «малых ворот». Некоторые исследователи говорят также, что его могила находится в Аммане или Хумсе.

В истории Ислама Билял считается своего рода символом, являясь воплощением слов Всевышнего Аллаха: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» и слов Его Посланника (мир ему и благословение): «Нет предпочтения арабу пред неарабом и черному перед белым, кроме как по богобоязненности».

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.