Аббас бин Абдулмуталиб

18 Май 2013
3471

В восточной стороне Мекки, на территории Мина вблизи Джамарата на 13 году после получения пророчества  перед совершением хиджры в священную Медину произошло важное событие, которое привело к перевороту в исламском призыве.

Событие, известное как бай‘ату акабату кубра (т.е. клятва или обещание Пророку (мир ему и благословение), что будут подчиняться ему во всем).

Она была дана в одну из ночей сезона хаджа.

В середине той ночи тайно, вдали от глаз курайшитов, Пророк  (мир ему и благословение) встретился с делегацией из Медины, состоящей из 70 человек.

Они присягнули, что будут поддерживать Его, но было тут  нечто удивительное: человек, который  еще не провозгласил об исламе, находился с Пророком (мир ему и благословение) и принимал свидетельства в надежности и серьезности  людей, готовых поддержать Пророка (мир ему и благословение).

Этим человеком был Аббас бин Абдулмуталиб, дядя Пророка (мир ему и благословение).

На встрече  Аббас старался запомнить лицо каждого из них, очень внимательно слушал  и наблюдал за их действиями.

В момент присяги  «бай’атуль акаба» не было известно, что он принял Ислам, то есть для людей он все еще был язычником, но он участвовал в  этой процедуре  принимал  клятву верности Пророку (мир ему и благословение) у ансаров и обращался к присутствующим с такими словами:   «Это наш великий человек, и мы Его защищаем, и вы также либо будете Его защищать, когда Он  совершит хиджру к вам, либо оставьте, мы сами защитим его».  И делегаты из Медины  ответили: «Обратите внимание, мы не бросаем Его, мы защитим Его с помощью наших детей, имуществом и кровью, если конечно вы действительно хотите Его защищать!»

Вот такое  обещание у ансаров брал Аббас бин Абдулмуталиб.

Это  указывает на то, какую большую роль играл Аббас, в поддержке Пророка (мир ему и благословение) и  подтверждает его умение распознавать людей, что подтолкнуло Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) выбрать именно его для выполнения этой миссии.

О нем сказал Пророк (мир ему благословение):

«Среди курайшитов у него была самая щедрая рука, он был укрепляющим родственные связи, и он  один из тех, кто остался у меня из предков (родственников)».

Аббас был самым младшим родным  дядей Пророка (мир ему благословение), старше него  на 2 или 3 года. 

Курайшиты его считали одним из своих,  его  слушали и уважали и  это уважительное отношение  к нему служило  гарантией  безопасности Пророка (мир ему и благословение)  что было очень важно до  совершения  Им хиджры.

Аббас был необыкновенным человеком, потому именно ему было поручено поить паломников, и это дело было одним из почитаемых для Бану Хашимов.

В джахилии у него было много мест, где он поил паломников.

Он проявлял большое уважение к мечети аль-Харам . Что значит уважение к мечети аль-Харам? Это значит, что он, будучи высоконравственным человеком, не занимался пустословием, не совершал дурных поступков, являя собой достойный пример для подражания.

Аббас (да  будет доволен им Аллах) объявил о принятии Ислама в год завоевания Мекки.

Он не совершил хиджру в Медину,  оставшись в Мекке  по просьбе Посланника Аллаха  (мир ему и благословение).

Он уверовал в  Пророка (мир ему и благословение), но скрывал свою веру  по двум причинам: во-первых, этим он сохранил свое право поить паломников, во-вторых, так он мог помогать Пророку (мир ему и благословение), передавая Ему информацию о Мекке и  курайшитах, оставаясь среди них.

Глав  курайшитов обуревали сомнения на счет  Аббаса. И из осторожности  они  поставили его в авангарде тех, кто стоял против Пророка (мир ему и благословение) в день Бадра.

В бою мусульмане взяли его в плен и он, отдав выкуп за себя и за нескольких   других пленников, кто был с ним, вернулся в Мекку.

Курайшиты сомневались в этом человеке, из-за родственной связи с Пророком (мир ему и благословение), и из-за действий, которые он предпринимал, чтобы защитить своего племянника.

Еще  до того, как завоевать Мекку в месяце рамазан в 8 году по хиджре,  Аббас принимал огромное участие в подготовке плана и последующем успешном проведении этой операции.

 Его очень уважали в Мекке,  он был почтенным человеком,  особенно в глазах Абу Суфьяна, бывшего правителем язычников в то время. Абас стал тем, кто открыл путь к принятию Ислама Абу Суфьяном. Абу Суфьян был   сильно удивлен  при виде мощной, огромной армии мусульман, готовых к выступлению на Мекку, которую  специально показал ему Аббас. Аббас  также знал слабые места Абу Суфьяна, особенно о его честолюбии, поэтому    попросил Пророка (мир ему и благословение)  провозгласить: «Кто войдет в харам, тот в безопасности! Кто вошел к себе домой (и закрыл за  собой  дверь), тот в безопасности! Кто вошел в дом  Абу Суфьяна, тот в безопасности!», таким образом выделив  Абу Суфьяна.

Поэтому Аббас играл большую роль в завоевании Мекки без пролития крови.

Из истории Ислама мы знаем о сражении Хунайн, в котором участвовали выдающие сподвижники, настоящие герои, среди которых выделялся Аббас бин бин Абдул Муталиб.

В том бою враги своими кознями внесли раскол в ряды мусульман, сподвижники разошлись по  разные стороны, а   вокруг Посланника Аллаха (мир ему и благословение) остались всего несколько человек.

В это время Аббас бин Абдулмуталиб, отважный, искусный воин, сильного  телосложения встал и закричал: «О, те, которые дали клятву бай’атуль-акаба»! О, те, которые дали клятву «бай’атуль -ризван»! О, те, которые участвовали в ухуде, в бадре, в хандаке! объединяйтесь!»

Вот так он призывал всех мусульман со всех сторон, и снова сомкнулись все мусульмане вокруг Пророка (мир ему и благословение)  сообща бились против общего врага.

Неизменное проявление преданности Пророку (мир ему и благословение) и в служении исламу заставило сподвижников  изменить свое мнение об Аббасе. Им стало очевидно, что он великий человек, истинный мусульманин.

Умар и Усман (да будет доволен ими Аллах) оба спешивались с лошадей (т.е. не сидели верхом) при нем, проявляя уважение к Аббасу бин Абдулмуталибу.

Умар (да будет доволен им Аллах) молил Аллаха о дожде   посредством Аббаса  во время засухи, потому что он был известным в религии и знатным из родных Пророка (мир ему и благословение).

Скончался Аббас в Медине 14 числа в месяце Раджаба 32 году по хиджре, в конце правления халифа Усмана.

В его похоронах на  кладбище «Баки‘» участвовало  очень  много народу.

Кладбище «Баки’»,  как нам известно, это очень важное место для всех  мусульман,  особенно сподвижников.

Говорят, там  похоронены 10 000 сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Среди них одним из самых великих является и Аббас бин Абдулмуталиб, дядя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Когда приедешь в Медину, обязательно посещай его и приветствуй его.

У Аббаса бин Абдулмуталиба были много детей, самый выдающий из которых  Фадль, а самый известный Абдула, по кличке Хабруль умма т.е. знаток общины. Незадолго до кончины он переселился в город Таиф.  Личность этого великого сподвижника  является образцовым примером для учёных-богословов, которые отдаляются от смуты.

В 67 году по хиджре    между Абуллой бин Зубайром из Мекки и Абулмаликом бин Марваном из Дамаска произошёл  большой конфликт на религиозной почве, из-за чего Аббас бин Абдулмуталиб предпочёл отдалиться от них и уединиться  в городе Таиф, где и жил до конца своей жизни т.е. до 68 года по хиджре, и тогда ему был  81 год.

За ним в Таиф переселились несколько уважаемых мюридов, его  последователей, в беседах с которыми  рассказывал им то, что слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и от великих сподвижников, а также растолковал им  суры священного   Корана.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.