Мазин ибн Газуб

27 Май 2013 508

История пророков не знает таких сподвижников, как сподвижники Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение).

История каждого из них, мухаджира или ансара – единственная и неповторимая.

Происхождения они были самого чистого и лучшего.

Их воспитывал великий Пророк (мир ему и благословение).

Находившемуся среди них Пророку ниспосылались откровения (от Господа),  согласно которым он действовал.

Они выучили и сохранили для нас до Судного дня тот Коран, который мы читаем.

И довели до нас Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и распространили среди народа его послание.

Ради религии Аллаха они жертвовали самым дорогим, что есть у человека – своей жизнью, став тем самым светильниками на путь истины, образцами и примерами для подражания.

Все они прекрасны, и каждый из них прекрасен по-своему.

Они получали нур из окна пророчества и пили из родника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Мы, как смогли, постарались описать и показать вам истории из жизни этих великих людей, дополняя рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение),

и дополнить эти истории свидетельствами, дабы они навсегда запечатлелись в наших сердцах.

Эти мужи оказались верны завету, заключённому ими с Аллахом.

Они добились довольства Всевышнего, и сами остались довольными своим Господом.

Поистине, они лучшие сподвижники лучшего Пророка (мир ему и благословение).

В Омане проживает множество арабских племен, происходящих из  ‘Адляна и Йемена.

Они начали совершать сюда хиджру после того, как в середине 5 века была разрушена стена в Йемене.

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Оман возглавляли два правителя: Джайфар и ‘Абд, сыновья Джуланда ибн Каркара.

Оба они получили от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) письма с призывом к Исламу, и оба добровольно приняли его. А  вместе с ними религию единобожия начали исповедовать и их подданные. Это случилось в 8 году по хиджре.

Но исследователи истории Омана утверждают, что убедить этих правителей принять Ислам и распространить его в Омане помог некий человек из жителей этой страны, который в джахилийе был служителем языческого храма, а затем стал мусульманином.

Этим человеком является сподвижник по имени Мазин ибн Газуб Таиййи.

Всевышний Аллах возвеличил Мазина ибн Газуба: когда призыв Пророка (мир ему и благословение) начал распространяться среди людей и народов, Он сделал его первым исламским проповедником Омана.

Мазин ибн Газуб является великим сподвижником, он многое сделал для жителей Омана, ибо явился причиной появления и распространения Ислама в этой стране. 

Он провёл большую подготовительную работу  перед тем, как Пророк (мир ему и благословение) отправил к правителям страны, ‘Абду и Джайфару – сыновьям Джуланда, своего посланца ‘Амра ибн ‘Аса.

Жители Омана помнят о его заслугах в деле распространения Ислама на их земле и передают рассказы о его жизни из поколения в поколение. Но в книгах о сподвижниках эти истории обычно излагаются в сокращённом виде.

Перед нами один из известных исторических центров Омана.

А это вход в город, с давних времен известный как «Самаиль».

Этот вход в свое время был разделён на две части, одна из которых получила название ‘Иилаят сама, а другая – Сифалат сама.

Вот ‘Илаят Самаиль – первый проход из крепости Шахбаа.

К Самаилю относится достаточно большое количество крепостных построек.

Мазин ибн Газуб ат-Таиййи, как его называют историки, конечно, считается мусульманином.

Но, по мнению ряда авторов, неизвестно точно, являлся ли он сподвижником Пророка (мир ему и благословение). 

Они приводят его биографию в сокращённом виде, и многого о нём не пишут.

Мазин ведёт свой род из племени Таиййи, когда-то кочевавшего из одной страны в другую и, в конце концов, обосновавшегося в Омане.

Мазин ибн Газуб вырос на территории Самаиля.

Мазин ибн Газуб ат-Таиййи (дабудет доволен им Аллах) является сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Родом он был из известного племени  Таи, часть которого называют Хатама, поэтому иногда говорят: Мазин ибн Газуб ат-Хатами ат-Таиййи.

На территории Самаиля  существовала местность, известная как «место детей Са‘да», жители которой утверждают, что они внуки Мазина.

Это именно то место, которое называют «местом детей Са‘да».

А всем известно,  что дети Са‘да происходят из рода Мазины ибн Газуба (да будет доволен им Аллах).

Общеизвестно, что это племя из рода Таиййи, а не то, которое принадлежит семейству Са‘да ‘Убудина, испокон веков селившегося на территории Омана.

На это указал и шейх ‘Абдула Халили в одном из своих стихотворений об Омане.

Мазин ибн Газуб жил в Самаиле, в районе под названием Дакдакайни, который с давних времён известен своими посевами.

До прихода Ислама здесь было распространено идолопоклонничество, и Мазин был одним из служителей языческого культа.

Что же известно из истории о приходе Мазина к единобожию?

 Как он принял Ислам?

Как известно, Мазин ибн Газуба (да будет доволен им Аллах), как и большинство арабов, во времена джахилийи поклонялся идолам.

Народ Мазина ибн Газуба делился на два племени: Бану Саммит и Бану Хутама,  которые поклонялись идолу по имени Баджир или, по другим источникам, Наджир.

Они приносили ему дары и совершали перед ним жертвоприношения.

Тот факт, что Мазин ибн Газуба являлся служителем и смотрителем языческого храма, свидетельствует о его высоком положении в среде своего народа и возможности влиять на умы людей.

Получить должность храмового служителя было большой честью, которая доставалась лишь представителям знати.

При этом никого нельзя было просто назначить. Кандидат, известный своими надёжностью и добросовестностью, должен был быть избран.

Однако из исторических хроник о Мазине известно, что до принятия Ислама он был большим любителем музыки, выпивки и женщин.

Известно, что Мазин жил так же, как и другие арабы периода джахилийи – в роскоши и изобилии.

Местные предания гласят, что принятие Ислама Мазином ибн Газубом была связано с каким-то чудом...

…Он услышал обращённый к нему голос, который будто исходил из пространства позади идола: «О Мазин, на землю послан Пророк, и ты должен поспешить к нему».

Вера Мазина в Пророка (мир ему и благословение) ещё  более усилилась, когда он услышал о нём от человека, приехавшего из Хиджаза.

Как-то мимо проезжал человек, направлявшийся к Адабе, одному из арабских рынков того времени с множеством колодцев. Он рассказал Мазину о Пророке (мир ему и благословение) и о том, как его да‘ват распространяется в священной Медине и вокруг неё.

Мазин ибн Газуба принял Ислам и вместе с группой людей своего племени поехал в Медину. Это произошло в 6 году по хиджре.

Это удивительно, ведь он не знал в этом мире ничего, кроме наслаждений, вина, женщин и музыки.

И вот он почувствовал, что Мухаммад (мир ему и благословение) – единственный, кто может его от всего этого избавить.

Он отправился к нему и сказал: «О Посланник Аллаха, я не желаю ничего из этого мира. Хочу лишь, чтобы ко мне вернулся разум и чтобы мой сын заботился обо мне».

Вернувшись на родину, он начал призывать людей к религии Аллаха. Однако они не слушали его, напротив, бранили, да ещё приказали поэту сочинить стихотворения с оскорблениями в его адрес.

Тогда он оставил их и уединился.

А позже Аллах направил их на путь истины, и они приняли Ислам.

Он удалился от людей в одно местечко… Говорят, оно расположено недалеко от поселений его народа. Ещё говорят, что вблизи от моря… Возможно, это область Сиба, которая находиться в 68 км?..

Мазин поломал всех идолов, и его народ разгневался на него …

В дальнейшем жители Омана начали рассуждать более здраво, и с приездом Мазина ибн Газуба люди толпами спешили принять религию Аллаха.

Возможно, история с Мазином явилась подготовкой людей, которые позже, после принятия Ислама обоими правителями, уже легче и быстрее последовали за ними.

То, что произошло после приезда ‘Амра ибн ‘Аса, было результатом той предварительной подготовки, которую провёл с людьми Мазин. И подготовка эта оказалось очень успешной.

Ведь, будучи смотрителем храма, он знал, как обращаться с людьми, как воздействовать на их вероубеждения. К тому же, он был поэтом, имел большой опыт общения и убеждения. И потому его влияние оказалось достаточно сильным.

Велика заслуга Мазина и в строительстве первой мечети в Омане, начавшейся в 6 году по хиджре, после его возвращения из священной Медины.

Мы приближаемся к мечети, расположенной в местечке Мизмар. Это одно из самых древних и известных мест в Самаиле.

Именно здесь Мазин ибн Газуб построил свою мечеть, известную как «Мечеть Мизмар» или же «Мечеть Мазина ибн Газуба».

Он переселился сюда из той местности, где жил ранее вместе со своим народом, так как после принятия им Ислама почувствовал неприязнь соплеменников.

Испытав недоброжелательное отношение к себе, он перебрался сюда, и в 6 году по хиджре построил здесь мечеть, считающуюся одной из самых древних мечетей в Омане.

И эта мечеть была построена в том же году. Говорят, что в 8 году по хиджре в Назве была сооружена ещё одна мечеть, известная как мечеть Шавазина.

Со временем эту мечеть отреставрировали, максимально сохранив её прежний древний вид.

В некоторых книгах можно прочесть о том, что в мечети Мизмар или Мазина ибн Газуба, имеется родник. Вот он, этот родник, предназначенный лишь для молящихся.

И сегодня той воды, которая вытекает из этого родника, хватает для омовения и других нужд мечети.

Мазин скончался в том же районе Самаиль, в котором он вырос. И  здесь же расположена его могила, к которой жители Омана совершают зиярат.

И здесь важно упомянуть, что эта могила, по достоверным свидетельствам жителей Омана, принадлежит Мазину ибн Газубу.

Могила Мазина ибн Газуба (да будет доволен им Аллах) – это известный зиярат, который посещают жители Самаиля.

Большинство утверждает, что он похоронен в Самаиле, и его могила находится здесь.

Но есть люди, считающие, что он умер в Персии.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.