Сказание о том, как Давуд с Сулайманом (мир им) выносили решение

14 Ноябрь 2013

Предания о пророке Сулаймане (Соломоне) (мир ему).

У одного человека был участок земли. На нем он вырастил хороший урожай, который уже пора было собирать. Но на поле проникли чужие овцы и съели все посеянное, и хозяину овец пришлось возмещать ущерб. Чтобы разобраться в этом вопросе, они вместе отправились к Давуду (мир ему). Пророк сказал хозяину овец, чтобы тот возместил ущерб соответствующим количеством животных. Одиннадцатилетний Сулайман, сын Давуда от Сабиг, которая была сотой женой Давуда (мир ему), спросил их о том, какое решение вынес отец. Узнав о решении царя, Сулайман (мир ему) не согласился с ним. Давуд (мир ему) позвал Сулаймана (мир ему) и спросил, как бы он поступил в этом случае.

Одаренный Всевышним с младенчества, Сулайман (мир ему) ответил отцу, что нужно было обменяться хозяйствами на год. В течение этого срока хозяин поля должен пасти овец, после чего вернуть их хозяину, оставив себе шерсть, молоко и ягнят. А его поле пусть обрабатывает хозяин овец, с условием, что он вернет поле в конце года вместе с урожаем.

Давуд (мир ему) остался очень доволен и согласился с таким решением. Видя способности и знания сына, он назначил его царем вместо себя. Но среди потомков Израиля возникло недовольство тем, что власть над ними доверили ребенку. Узнав об этом, Давуд (мир ему) собрал всех почитаемых потомков Йа‘куба (мир ему) и посоветовался с ними. Пророк попросил их принести по посоху со своими именами, что и было сделано. Решили поставить посохи в отдельную комнату и закрыть двери на ночь на замок. Халифом должен был стать тот, чей посох зазеленеет. На утро следующего дня все трости остались какими были, только посох Сулаймана (мир ему) зазеленел и стал похож на молодое дерево. При виде этого ни у кого не осталось сомнений в том, что халифом должен быть Сулайман (мир ему).

Еще до этого случая Аллах ниспослал Давуду (мир ему) тринадцать вопросов и книгу, в которой были ответы на все вопросы. Книга была украшена золотой печатью. «Если Сулайман ответит на эти вопросы, то после тебя правителем будет он», – повелел Аллах.

Когда об этом сообщили Сулайману (мир ему), он согласился.

Эти вопросы были заданы в таком порядке:

• Что является самым близким, а что — самым далеким?

• Что является самым интересным, а что — скучным?

• Что является самым красивым, а что — самым безобразным?

• Что является самым редким, а что — самым частым?

• Назови две вещи, которые никогда не двигаются, и две вещи, которые никогда не прекращают движение.

• Назови две вещи, которые всегда согласны друг с другом, и две вещи, которые всегда противоречат друг другу.

• Какая черта может привести к самому хорошему концу, а какая — к самому плохому?

На все эти вопросы Сулайман (мир ему) дал точные, верные ответы:

• Ближе всего к нам Ахират, а дальше всего — мирская жизнь, с которой расстались.

• Самое интересное и приятное — живое тело, а скучное и унылое — тело без души.

• Красивее всего отхождение человека от куфра и принятие веры. А самым отвратительным является отхождение человека, бывшего в Исламе, в куфр.

• Самым редким является постижение истины, самым частым — сомнения.

• В относительном покое находятся небо и земля (земное небо), а в движении — Солнце и Луна.

• День и ночь сохраняют согласие между собой, а вечно противоборствуют жизнь и смерть.

• К самым плохим последствиям приводит поспешность в гневе, а к самым хорошим — благоразумие в нем.

Ответы Сулаймана (мир ему) были настолько верны, что полностью совпали с теми, которые были даны в книге, ниспосланной Давуду (мир ему). Тем не менее эти исчерпывающие ответы оказались недостаточными для знати народа Израилева. «У нас есть еще один вопрос для Сулаймана. Если он ответит и на него, он будет халифом», — сказали они. Сулайман (мир ему) сказал: «Задавайте любой вопрос». Те спросили его: «В человеке есть нечто: если оно хорошее, то хорошим становится и все остальное в человеке, если же оно плохое, то все остальное тоже становится плохим. Что это?» Сулайман (мир ему) ответил, что это сердце.

После этого пророк Давуд (мир ему) поднялся на минбар (кафедра), воздал хвалу Всевышнему и сообщил людям, что Аллах велит ему назначить Сулаймана (мир ему) халифом. Но люди и на сей раз не согласились, говоря, что он слишком молод. (Случай, когда посох зазеленел, произошел позже).

После того, как Сулайман (мир ему) был назначен халифом, Двуд (мир ему) дал ему наставления. Он наказал сыну шутить в меру и добавил, что от этого нет пользы, излишние шутки порождают вражду среди братьев по вере. Также он наказал сыну остерегаться гнева, объяснив это тем, что гнев унижает человека. «Бойся Всевышнего, постоянствуй в богослужении, все остальное устроится. Не ревнуй жену слишком сильно, это порождает плохое мнение о других. Не уповай на людей — это и есть богатство.

Остерегайся слов и дел, за которые затем придется оправдываться. Всегда говори только правду, старайся быть искренним в деяниях. Постарайся проводить каждый день лучше предыдущего. Не теряй время с невежественными людьми. Не спорь с ‘алимом о религии. Если разгневаешься — прикоснись телом к земле».

Дав Сулайману (мир ему) эти и другие наставления, Давуд (мир ему) удалился в михраб. В это время, невесть откуда взявшись, рядом с ним оказался незнакомец. Давуд (мир ему) растерялся. «Кто тебе разрешил войти сюда?» — спросил он гостя, на что тот твердо ответил: «Я не нуждаюсь в разрешении, чтобы ходить к царям».

По ответу пророк узнал Азраила (мир ему) и спросил: «Пришел навестить меня или забрать мою душу?» «Забрать твою душу», — был ответ. Давуд (мир ему) понял, что настал конец его жизни, и упрекнул Азраила (мир ему): «Почему заранее не сообщил мне о приближении смерти, чтобы я мог подготовиться к ней?» «Но я тебе несколько раз давал об этом знать», — был ответ Азраила (мир ему). «Кого же ты отправлял ко мне с этой вестью?» — не унимался пророк. «О Давуд, где твой отец Айша и где твоя мать? — с упреком ответил Азраил (мир ему). — Соседи, братья, сестры — куда они все делись?» Давуд (мир ему) ответил, что все они умерли. «Разве тебе этого недостаточно?» — спросил ангел смерти.

Сорок лет Давуд (мир ему) был халифом, он покинул этот мир в возрасте ста лет. Похоронили его недалеко от Байт аль-Мукаддаса, могила его стала известным местом зийарата. В «Бада’и‘» сказано, что на похоронах его сопровождали сорок тысяч иудейских ученых (рухбани).

Хоть бы поскорее пришел Абу-ль-Касим Мухаммад (Махди), чтобы посетить зийарат в Байт аль-Мукаддасе. (Ныне он находится на оккупированных территориях. – Прим. пер.).

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков. Том 1».

Рисунок Юнуса Гитихмаева