Почему Абу Ханифа выбрал изучение мусульманского права

5 Февраль 2014 771

Один из видных учеников имама Абу Юсуф рассказывал, что однажды ученики спросили у Абу Ханифы, почему он стал изучать мусульманское законоведение (фикх). Имам ответил: «До изучения фикха я изучал и другие науки, размышляя об их пользе. Изучая науку калам, я обнаружил, что она лишь вредит мне. Редкий человек, который углубился в науку калам, может избежать ее влияния. Потому что эта наука затрагивает вопросы, связанные с качествами (сыфатами) Всевышнего Аллаха, Его знанием и предопределением.

Изучая морфологию и синтаксис арабского языка, и литературу, я нашел это занятие для детей. Тогда я обратился к поэзии. Но здесь я нашел лишь стремление писать стихи, которые восхваляют правителей и насмехаются над людьми. Я понял, что это может непоправимо навредить религии.

В совершенстве овладев методами чтения Корана, я не нашел этому другого практического применения, кроме как давать молодежи уроки по чтению Корана. Между тем Коран является Речью Всевышнего, смысл которой очень тяжело передать.

Занявшись изучением хадисов, мне потребовалось несколько лет, чтобы собрать их. Кроме того, существовала опасность, что некоторые люди, ссылаясь на меня, будут распространять ложные хадисы. И в Судный день мне пришлось бы отвечать за это.

Когда же я изучал исламскую юриспруденцию, то всякий раз, когда узнавал что-то новое, я отмечал лишь ее достоинства. Я долгое время оставался среди ученых, законоведов и шейхов, подражая их деяниям, и обнаружил, что выполнения религиозных предписаний (фарз), следования велениям религии и чистосердечного совершения поклонения можно достичь, только изучив фикх. Также я осознал, что успех в дольнем и вечном мирах также можно достичь посредством изучения фикха. И человек, который обретает и религиозные знания, и мирское имущество, достигает высокого положения (ибо он посредством этих знаний остерегается от запретного). Того, кто занимается богослужением согласно полученным религиозным знаниям, называют факихом».

Абу Ханифа рассказывал: «Когда я занимался изучением науки калам, то достиг определенных успехов и прославился среди людей. Однажды в куфийской мечети, когда я вел свои занятия, ко мне подошла некая женщина и спросила, как согласно Сунне Пророка (мир ему и благословение) муж должен развестись с женой. Я посоветовал ей с этим вопросом обратиться к видному ученому-факиху, муфтию Куфы Хаммаду ибн Абусулейману. При этом я попросил ее по возвращении поведать мне о том, что скажет Хаммад.

Хаммад так ответил на ее вопрос: «Развестись следует тогда, когда женщина находится в состоянии чистоты от менструальных выделений. Когда она еще дважды очистится от менструаций, то может выйти замуж за другого».

Когда эта женщина передала Абу Ханифе простой и ясный ответ Хаммада, будущий имам воскликнул: «Я не нуждаюсь больше в каламе», встал и подошел к факиху. С тех пор Нуман стал посещать научные собрания Хаммада и изучать фикх.

Однако Нуману, которому на тот момент было всего 22 года, еще не раз приходилось вести дискуссии по науке калам.

Ссылки по теме:

Имам Абу Ханифа

Учителя и ученики Абу Ханифы. Иджтихад имама

Удивительные истории из жизни имама Абу Ханифы

Абу Ханифа и маленький мальчик

Ну‘ман – сын Сабита

Таджикистан отмечает Год Абу Ханифы: взгляд философа

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.