Мусаб ибн Умайр – первый посол в Исламе

3 Июнь 2013
13638

В битве при Ухуде знамя мухаджиров находилось в руках необыкновенного человека, того, кому впервые в истории Ислама пришлось исполнять функции посла этой религии за пределами Мекки. Это происходило в Медине, которой предстояло стать местом переселения мусульман и первой их столицей. А имя первого мусульманского дипломата – Мусаб ибн Умайр. До принятия Ислама это был изнеженный юноша из богатой семьи, а в битве при Ухуде он проявлял чудеса героизма на поле боя, где враги устраивали ему засады и подстерегали, как Хамзу ибн Абдульмутталиба. В тот день им обоим было суждено погибнуть, и мусульмане потеряли как своего первого посла, так и лучшего военачальника.

Мир вам, о, лежащие на земле Ухуда правоверные! Вы – предшественники, а мы иншааллах, последуем за  вами. Мы просим Всевышнего Аллаха не лишать нас вашей награды и не ввергать нас в смуту после вас. И простить и вам, и нам прегрешения.

С Ухудом связаны рассказы о многих сподвижниках: Хамзе, Абу Убайде, Амире ибн Джаррахе, Мусабе ибн Умайре, Джабире ибн Абдулле ибн Хараме, ставших шахидами, да будет доволен ими всеми Аллах.

Мусаб ибн Умайр принял Ислам и был больше всех похож на Посланника Аллаха (мир ему и благословение) внешне, своей речью и поведением. Гибель Мусаба наряду со смертью Хамзы (да будет доволен ими Аллах) удвоила печаль Пророка (мир ему и благословение) и всех мусульман после той битвы, особенно принимая во внимание их героизм на поле боя.

Мусаб ибн Умайр нес знамя в битве при Ухуде. Ибн Кушай отсек мечом его правую руку и он перехватил знамя левой; а когда отрубили и левую, то он удерживал стяг обрубками рук. Тогда Ибн Кушай пронзил его грудь, и он ушел из этого мира, приняв мученическую смерть шахида.

Мухаммад Имара, исламский мыслитель.

Его называли Мусаб добрый. О нем и его друзьях были ниспосланы слова Всевышнего: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету,  заключенному с Аллахом. Среди них есть те, кто уже выполнили свои обязательства, и те, которые еще ожидают этого, но ничем не изменяют своему завету».

Мусаб ибн Умайр похоронен здесь же, рядом с семьюдесятью другими сподвижниками, павшими в день Ухуда. Их всех похоронили прямо на поле боя. Со временем, когда некоторые могилы были разрушены селевым потоком, их перенесли сюда, чтобы обезопасить от подобных случаев. На этом кладбище покоятся все шахиды Ухуда, в том числе Хамза, Джабир ибн Абдулла, Абдулла ибн Харам и Мусаб ибн Умайр, да будет доволен ими Аллах.

До принятия Ислама Мусаб был избалованным юношей из богатой семьи. Он носил лучшие одежды и всегда источал аромат благовоний, так что жители Мекки узнавали его по запаху. Его родители очень заботились о нем и всячески баловали. Но все закончилось, как только домашние узнали о принятии им Ислама. Это произошло на заре пророческого призыва: наш сайид Мусайб ибн Умайр был одним из первых мусульман и первым курайшитским юношей, принявшим Ислам.

Его мать, Хунас бинт Малик, была сильной личностью,  Мусаб почитал ее. Он решил  до поры до времени скрывать от нее принятие Ислама, но вскоре их зять Усман ибн Тальха донес ей об этом.

Узнав о принятии сыном Ислама, мать лишила его наследства, заперла в доме и поставила стражу, чтобы он не мог выходить и общаться с Мухаммадом (мир ему и благословение). Но Мусаб (да будет доволен им Аллах) смог обмануть сторожей и сбежать из заточения.

После этого он жил очень скромно, даже аскетично, так как занимался лишь тем, что призывал людей к Аллаху.

Рассказывает шейх Халид Абдула:

«Мусаб ибн Умайр жил в довольстве и благополучии, потому что его родители были состоятельными людьми.  Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я не знал в Мекке другого юноши, которого бы так облагодетельствовали родители, как Мусаба. Но все это он оставил ради любви к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение)»».

Примером для многих мекканских юношей послужило принятие Ислама Мусабом ибн Умайром. Тем самым Мусабом, который был наделен всем, избалован и возвеличен, которого считали самым благополучным из числа молодых курайшитов.

Выход из сложившейся ситуации Мусаб увидел в переселении в Эфиопию во время первой хиджры. Позже, когда он с первой же группой мусульман вернулся в Мекку, родители не стали его мучить и оставили в покое. Пророк (мир ему и благословение) готовил его для высокой цели быть первым послом мусульман в лучезарной Медине. После заключения союза в Акабе делегация ансаров попросила отправить с ними того, кто сможет обучить их делам религии. Пророк (мир ему и благословение) избрал для этого Мусаба. Переехав в Медину, тот поселился у Асада ибн Зурара  и они  оба начали распространять Ислам среди жителей города.

Он знал наизусть Коран, т.е. аяты, ниспосланные к тому времени, и был хорошим чтецом, а Пророк (мир ему и благословение) возвеличивал знающих Коран и чтецов. К тому же он был молод и имел приятную внешность, т.е. в нем соединились важные качества, необходимые для выполнения миссии посла».

Рассказывает исламский проповедник Хазим Абу Исмаил:

«Пророк (мир ему и благословение) избрал его из-за его одаренности. Благодаря своим личным качествам и крепкой вере он смог донести свет Ислама до каждого дома в Медине. И когда в Медину прибыл Пророк (мир ему и благословение), Ислам уже вошел в каждый из домов этого города.

В ходе его жизни, проведенной рядом с Пророком (мир ему и благословение),  выяснилось, что он был  рожден именно для выполнения этой задачи. Можно сказать, что Мусаб ибн Умайр - первый посол в Исламе, по соизволению Всевышнего Аллаха удостоился чести раскрыть сердца мединцев.

Когда Мусаб прибыл в Ясриб, там было всего 12 мусульман.

Благодаря ему Ислам приняли вожди племен Авс и Хазрадж, которые заключили в Акабе союз, явившийся основой создания исламского государства. Своим искусством он смог прекратить существовавшую между ними многолетнюю племенную вражду.

Этими вождями были Усайд ибн Хузайр и Саад ибн Муаз. Они приняли Ислам от Мусаба ибн Умайра.

Во время следующего хаджа под руководством Мусаба ибн Умайра к Пророку (мир ему и благословение) прибыла делегация Медины уже в составе семидесяти правоверных.

Рассказывает исламский проповедник, доктор Ахмад Навфан:

«Мусаб ибн Умайр обладал высоким нравом, мудростью и способностью своей проповедью проникать в сердца людей. Он сумел рассеять лучи своего озарения по всей Медине.

Свою деятельность Мусаб продолжил и после переселения в Медину Пророка (мир ему и благословение) и других мусульман. В битве при Бадре он проявил беспримерный героизм и выдающиеся воинские способности. В битве при Ухуде был знаменосцем мухаджиров. Именно во время этого боя ему суждено было пасть шахидом в возрасте 40 лет. Когда Пророк (мир ему и благословение) и мусульмане увидели убитого  Мусаба, с их глаз полились обильные слезы.

После гибели для этого юноши, когда-то изнеженного и избалованного, благоухавшего благовониями, пользовавшегося известностью и богатством, у мусульман не оказалось даже савана и его завернули в его же одежду. При этом  когда прикрывали голову, обнажались ноги, а при попытке закрыть ноги открывалась голова. Увидев это, Пророк (мир ему и благословение) заплакал, увидев, как Ислам превратил бывшего неженку в человека, пожертвовавшего собой на пути Аллаха.

Мусаб – завоеватель Медины, он завоевал ее Кораном. Его называли чтецом,  так во времена Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников говорили об ученых, ведь в то время не было других наук. Все знания были заключены в Коране и чтецы Корана были учеными, так их и называли.

После гибели Мусаба ибн Умайра в Мекке многое изменилось, хотя и не сразу. С течением лет сердца многих, ранее противившихся Исламу, потихоньку озарялись его светом. Среди таких людей оказались и сын  сестры Мусаба  Шейба, и его отец – Усман ибн Тальха. Шейба получил свое имя в честь дяди, от которого и пошел этот род, чьи представители в течение многих веков являются служителями Каабы. Пророк (мир ему и благословение)  в день взятия Мекки подтвердил их право на это и вручил им ключи.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.