Меч сунны – Абу Бакр аль-Бакиляни

Кадий Абу Бакр Мухаммад ибн Тайиб ибн Мухаммад ибн Джа’фар ибн Касим аль-Бакиляни аль-Басри аль-Малики аль-Аш’ари, имам мусульман, получивший прозвище «сайф ас-сунна ва лисан аль-умма» – «Меч Сунны и язык Уммы», один из великих учёных на пути ахль ас-Сунна валь-джамаа.

Родился в 338 году хиджры (949 г.) в городе Басра. Жил в Багдаде. Получал знания у известных учёных своего времени, среди которых: Абу Абдуллах ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри и Абуль-Хасан аль-Бахили аль-Басри – ученики имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, известный хадисовед хафиз ад-Даракутни, Абу Бакр ибн Малик аль-Кати’и и другие.

Среди тех, кто получал у него знания, были такие крупные учёные, как: Хафиз Абу Зарр аль-Харави аль-Малики, Кадий Абу Мухаммад Абдул-Ваххаб ибн Наср аль-Багдади аль-Малики, Абу Абдуллах аль-Азди, Абу Тахир ибн аль-Анбар и другие.

Кади Ийяд аль-Малики (476-544 гг. по хиджре) писал в «Тартиб аль-Мадарик», что Абу Зарр сказал: «Я ходил к нему и получал у него знания. От него знания взяла группа людей, которых не сосчитать. У него учились основам фикха (усуль аль-фикх) и основам религии (усуль ад-дин). Из тех, кто обучался у него, вышли такие имамы, как Абу Мухаммад Абдул-Ваххаб ибн Наср аль-Малики, Али ибн Мухаммад аль-Хараби, Абу Джа’фар ас-Симнани, Абу Абдуллах аль-Урди, Абу Тахир аль-Ваиз, да смилуется над ними Аллах. Из Магриба поехали к нему получать знания Абу Умар ибн Са’д, Абу Имран аль-Фаси. Абу Имран сказал: «Я поехал в Багдад, а до этого учился в Магрибе, в Андалусии возле шейха Абуль-Хасана аль-Кабиси и Абу Мухаммада аль-Усили. Они оба знали науку усуль. А когда же я пришел на собрание кадия Абу Бакра и увидел его речь в науках усуль и фикх, то посчитал себя низким человеком и сказал себе: “Я ничего не знаю из знаний”. Затем я стал учиться у него как начинающий». Также у него учились кади Абу Мухаммад ибн Наср, и он рассказал в своих книгах о его жизни и о том, что ему посчастливилось увидеть из его дискуссий по фикху».

Кадий Абу Бакр написал много книг, получивших известность и опровергающих идеологии различных сект: рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов, каррамитов, мушаббиха и других сект. Среди его книг: «аль-Милал ва ан-нихал», «ат-Такриб валь-иршад», «Хидаят аль-мустаршидин» и другие.

 

Случаи из жизни Абу Бакра аль-Бакиляни

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 гг. по хиджре) передает в «Тарих аль-Багдад» следующий случай. Как-то шейх рафидитов ибн Му’аллим пришёл вместе со своими последователями на дискуссионное собрание. Когда туда пришёл кадий Абу Бакр аль-Аш’ари, ибн Му’аллим обратился к своим последователям и сказал: «Поистине, пришёл к вам шайтан». Эту речь услышал кадий, так как он находился недалеко от них. И когда он сел, то обратился к ибн Му’аллиму и его последователям со словами: «Всевышний Аллах сказал: «Мы послали к неверующим шайтанов, чтобы те подстрекали их». То есть, если я шайтан, то вы – неверующие, и я послан к вам».

Также аль-Хатыб аль-Багдади передаёт другой случай. Правитель по прозвищу ‘Адуд ад-Дауля отправил Абу Бакра аль-Бакиляни с письмом к правителю римлян. Когда тот прибыл в город, правитель узнал о нём, о его знаниях и его высоком положении. Правитель поразмыслил о нём и узнал, что тот не станет проявлять почтение при входе к нему, как это было принято у его подданных – целовать землю, находящуюся перед правителями. Он решил поставить кресло, на котором он сидит, позади маленькой двери, через которую невозможно зайти, не совершив поясной поклон,  чтобы и Кадий Абу Бакр зашёл через дверь таким образом, чтобы его поклон заменил приветствие (которым обычно приветствовали правителя его подчинённые). Когда же он поставил своё кресло в том месте, то повелел впустить Кадия Абу Бакра с этой двери. Когда Кадий дошёл до этой двери и увидел её, он задумался и догадался, по какой причине она такая маленькая. Он повернулся назад и, склонив голову, зашел через эту дверь спиной вперед. Потом он поднял голову, выпрямил спину и повернулся к правителю лицом. Правитель удивился его проницательности, и в его сердце появилось почтение к Кадию Абу Бакру.

Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) передаёт в книге «Табйин казиб аль-муфтари», что Абу Бакр аль-Бакиляни пришёл как-то к римскому правителю и увидел вместе с ними его архиепископов и монахов. Тогда он, издеваясь над ними, спросил: «Как вы? Как ваши семьи и дети?» Римский правитель удивился и сказал ему: «Тот, кто тебя ко мне отправил, говорил, что ты “язык уммы” и первый из ученых общины. Разве ты не знаешь, что мы очищаем их (монахов) от наличия семьи и детей?» И сказал кадий Абу Бакр: «Вы не очищаете Аллаха, свят Он и велик, от семьи и детей и в то же время очищаете этих монахов. И выходит, что они для вас более святые и величественнее, чем Аллах, свят Он и велик». И в этот момент сердце римлянина  поняло величие Абу Бакра.

Римский правитель сказал аль-Бакиляни, намереваясь очернить его: «Расскажи мне историю Аиши, жены вашего Пророка и то, что было сказано о ней». Кадий Абу Бакр ответил: «Их было двое, и о них сказали то, что было сказано о них. Это жена нашего Пророка Аиша и Марьям бинт Имран. Что касается жены нашего Пророка, то она не родила дитя, а Марьям пришла с младенцем, и каждую из них очистил Аллах от того, в чем их обвиняли». Правитель замолчал, так и не сумев найти ответ.

 

Благие сны учёных

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади приводит историю кадия Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Абдуллаха аль-Байдави: «Я увидел во сне, будто я зашёл в мечеть, в которой преподаю. И увидел сидящего в михрабе человека, и другого, который читал ему что-то, красивее чего не было ничего. Я спросил: “Кто этот чтец? И кому он это читает?” И мне ответили: “Что касается сидящего в михрабе, то – это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а читающий – это Абу Бакр аль-Аш’ари, который учится у него шариату”».

Хафиз Ибн Асакир приводит историю кадия Абуль-Ма’али Абдуль-Малика: «Я слышал, как Кадий Абуль-Фаррадж сказал, что слышал, как ат-Таи сказал: «У меня было желание увидеть во сне Кадия, имама Абу Бакра, но я никак не мог увидеть его. Однажды я встал ночью и благословил Пророка, мир ему и благословение, и попросил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он помог мне осуществить то, чего я желал, затем уснул. Ближе к рассвету во сне я увидел группу людей с сияющими лицами в красивых одеяниях, от которых исходил хороший запах, со сверкающими зубами. Я спросил у них: “Откуда вы пришли?”. Они ответили: “Мы прибыли из Рая”. Я спросил их: “Что вы там делали?”. Они ответили: “Мы навещали Кадия, имама Абу Бакра аль-Аш’ари”. Я спросил: “Как поступил с ним Аллах?” Они сказали: ”Он смилостивился над ним и возвысил его степень”». Далее он сказал: “На этом мы разошлись, и я пошел дальше. Затем я как будто увидел Абу Бакра. На нём была белая одежда, и он сидел в зелёном саду. Я хотел спросить у него о его положении, но услышал, как он громко читает вот это: «Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: “Вот! Прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счёт”. Для него будет отрадная жизнь в вышнем саду» (сура аль-Хакка, аяты 19-22), после чего я обрадовался сильно и проснулся».

 

Смерть имама

Абу Бакр аль-Бакиляни умер в 403 году хиджры (1013 г.) и похоронен в Багдаде.

Хафиз Ибн Асакир пишет, что шейх Абу Абдуллах сказал: «Шейх Абуль-Фадль ат-Тамими аль-Ханбали присутствовал в день его смерти на соболезновании вместе со своими братьями и учениками и был очень опечален. Он повелел, чтобы они, стоя перед его телом, сказали следующее: «Это помощник сунны и религии, это имам мусульман, это тот, кто защищал шариат от языков противников, это тот, кто составил 70 000 листков в опровержении безбожников». Он сидел для соболезнования со своими учениками три дня, не покидая места, и посещал его могилу каждую пятницу».

Абуль-Фадль Убайдуллах ибн Ахмад ибн Али аль-Мукри сказал: «Я, Абу Али ибн Шазан и Абуль-Касим Убайдуллах ибн Ахмад ибн Усман ас-Сайрафи, пошли к могиле кади Абу Бакра аль-Аш’ари молиться о ниспослании на него милости. Это было через месяц после его смерти. Я взял Коран, который лежал на его могиле, и произнёс: “О Аллах, поведай мне посредством этого Корана о состоянии Кади Абу Бакра и чем обернулись его дела для него”. Затем я открыл Коран, и мой взгляд упал на слова: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что тогда мы стали бы принуждать вас к ней (к этой милости), несмотря на то, что вам она ненавистна?» (сура «Худ», аят 28).

Кади Абуль-Маали сказал: «Он был похоронен вблизи могилы имама Абу Абдуллаха Ах-мада ибн Ханбаля, да будет доволен им Аллах, и на его могиле высечено следующее: “Эта могила кади, имама, благополучного, гордости уммы, языка нации, меча сунны, опоры религии, защитника Ислама, Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба аль-Басри, да освятит Аллах его душу и присоединит к нашему господину Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует”. Его могилу посещают и ищут посредством него благодать (табаррук)».

 

Высказывания учёных о нем

Известный мухаддис, хафизаль-Хатыб аль-Багдади, писал в биографии аль-Бакиляни: «Мутакаллим на мазхабе аль-Аш’ари из Басры. Жил в Багдаде и слушал там хадисы от Абу Бакра ибн Малика аль-Кати’и, Абу Мухаммада ибн Маси, Абу Ахмада Хусейна ибн Али ан-Найсабури. У него учился Мухаммад ибн Абуль-Фаварис. От него передавал кади Абу Джа’фар Мухаммад ибн Ахмад ас-Симнани. Он был надежным человеком. Что касается науки «калям», то он был самым знающим её среди людей. Также был лучшим среди них в умственных способностях, щедрым языком, самой достоверной речью. Ему принадлежит много распространённых книг, написанных в опровержение рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов и других сект.

Я слышал, как Абуль-Фарадж Мухаммад ибн Имран аль-Халял говорил: «Обычаем Кади Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба было совершение 20 ракаатов таравих намаза, и не оставлял он их ни в пути, ни дома». Он также говорил: «Каждую ночь после совершения ночного намаза и исполнения своего вирда, он ставил перед собой чернила и писал тридцать пять листов книги по памяти. Он также упоминал, что писать чернилами ему легче, чем писать красками. После совершения утреннего намаза он отдавал то, что написал ночью, своим ученикам и повелевал прочитать их ему, и добавлял к этому то, что упустил». Абуль-Фарадж также сказал: «Я слышал, как Абу Бакр аль-Хаваризми говорил: “Всякий автор книг из Багдада только и делает, что копирует из книг других в свои книги, кроме кади Абу Бакра. Его грудь полна своими знаниями и знаниями людей”.

Али ибн Мухаммад ибн Хасан аль-Харби аль-Малики рассказал: «Кади Абу Бакр аль-Аш’ари хотел сократить то, что сам написал, но не смог это сделать, так как знания у него были обширными, и запоминал он много». Он также сказал: «Никто не привёл разногласие (хиляф) по какому-нибудь вопросу, не нуждаясь в просмотре книг тех, кто упоминает это разногласие, кроме кади Абу Бакра. Поистине, все разногласия, которые он приводил, он приводил по своей памяти».

Абу Мухаммад аль-Бафи говорил: «Если человек напишет в своем завещании, чтобы треть его имущества отдали самому красноречивому человеку, то его нужно будет отдать Абу Бакру аль-Аш’ари».

Маликитский ученый Кади Ийяд писал в его биографии: «Его прозвали “шейх сунны” и “язык уммы”. Он мутакаллим на мазхабе тех, кто утверждает Аллаху сифаты, “ахлю Хадис” и пути Абул-Хасана аль-Аш’ари. Ибн Абуль-Фаварис привёл хадисы с иснадом от него.

Абуль-Хасан ибн Джахдум аль-Хамдани упомянул его в своей книге и сказал: «Он был шейхом своего времени и учёным своего века. К нему обращались, когда возникали вопросы». Другой сказал: «Главенство над маликитами перешло к нему в его время. Он был хорошо понимающим, умеющим вести дебаты. В «Джамиатуль Мансур» в Багдаде у него был большой кружок (уроков), он останавливался (проживал иногда) на рынке Карах в Багдаде». Факих Абу Абдуллах ибн Са’дун упомянул, что все течения были довольны Абу Бакром в решении споров.

Ибн ‘Имар аль-Майюраки сказал: «Ибн Тайиб был маликитом, набожным и восхваляемым. Никто не помнит от него ошибок, и никто не приписывал ему недостатков. Ему дали прозвище “шейх сунны” и “язык уммы”. Он был героем этой науки и благословенным человеком этой уммы. Он также сказал: «Он был крепостью из крепостей мусульман, и не обрадовались приверженцы нововведений ничему, кроме как его смерти. Он возглавлял судейство в Сугре».

Абу Имран аль-Фаси сказал: «Он меч ахлю-Сунны своего времени и имам мутакаллимов, придерживающихся истины».

Абу Абдуллах ас-Сайрафи сказал: «Благого нрава кади Абу Бакра было больше, чем его знаний. Аллах сделал его книги полезными и распространил их среди этой уммы из-за его благого намерения и того, что он делал это ради Аллаха».

Шейх Абуль-Касам ибн Бурхан ан-Нахвий говорил: «Тот, кто слышал дискуссии кадия Абу Бакра, не насладится после этого речью ни одного мутакаллима, факиха, хатыба и даже певцов из-за его красноречия. Ему принадлежит много книг и опровержений тем, кто противоречит нам из рафидитов, мутазилитов, хариджитов, мурджиитов, мушаббиха и хашавитов».

Кади Абуль-Ма’али ибн Абдул-Малик сказал: «Шейх, имам Абу Хатим Махмуд ибн Ху-сейн аль-Кизвини упомянул что-то, что скрывал Абу Бакр аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, из набожности, веры, отчуждения, было намного больше того, что он выявлял. Его как-то спросили об этом, и он сказал: “Я выявляю то, что выявляю, вызывая гнев у иудеев, христиан, мутазилитов, рафидитов и других противоречащих групп, чтобы они не презирали истинных учёных, а скрываю то, что скрываю, потому что увидел Адама, мир ему, с его величием, прозванного испытанным, Давуда рассудительным, Юсуфа усердным, а Мухаммада серьезным, мир им всем и благословение”».

Абуль-Хасан ат-Тамими аль-Ханбали говорил своим ученикам: «Следуйте за этим человеком, потому что сунна не может не нуждаться в нём».

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг. х) писал о нём: «Имам, великий ученый, единственный среди мутакаллимов, первый из ученых усуля, Кади Абу Бакр, Ибн аль-Бакиляни, автор множества книг. Его ум и проницательность приводили в пример. Он был надёжным (сикат), преуспевшим имамом. Он составил книги в опровержении рафидитов, мутазилитов, хариджитов, джахмитов и карамитов».

Также хафиз аз-Захаби писал в биографии Абу Зарра аль-Харави: «Абуль-Валид аль-Баджи писал в своей книге «Ихтисар фурук аль-Фукаха» при упоминании Кади ибн аль-Бакиляни: «Мне рассказал шейх Абу Зарр – он был склонен к мазхабу аль-Бакилляни – когда я спросил его о причине того, что он выбрал его мазхаб, Абу Зарр ответил: “Мы вместе с хафизом ад-Даракутни шли пешком в Багдад и встретили Абу Бакра ибн Таййиба аль-Бакиляни. Абуль-Хасан ад-Даракутни подошёл к нему и поцеловал его в лоб и в глаза. Когда же мы расстались с аль-Бакиляни, я сказал ад-Даракутни: “Кто же это такой, которому ты оказал такие почести? Я и не думал, что ты так сделаешь, ведь ты имам своего времени!” Он сказал: “Это имам мусульман, защитник религии – это Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Тайиб”». Абу Зарр сказал: “С этого времени я часто начал ходить к нему с моим отцом, и в каждом городе Хорасана, в который бы я ни вошел, мне указывали на ученого из числа ахлю-Сунна, который держался мазхаба аль-Бакиляни (т.е. ашаритской акыды)”».

Я (аз-Захаби) скажу: «Он (аль-Бакиляни) тот, кто вёл диспуты в Багдаде в поддержку сунны и пути хадиса посредством доводов с лидерами мутазилитов, рафидитов, кадаритов и других приверженцев нововведений. У них была власть, и распространялись они посредством династии Бувейхия. Он также опровергал карамитов и помог ханбалитам против них. Между ним и учёными хадиса (ахлю хадис) были превосходные отношения, хоть они и разногласили в некоторых тонких вопросах. Из-за этого к нему очень уважительно и почтительно относился ад-Даракутни».

Хасан ибн Букай аль-Малики сказал: «Рассказал мне мой шейх, что спросили Абу Зарра: “Ты из племени аль-Харавиййя и как же ты стал следовать мазхабу Малика и придерживаться мнения Абуль-Хасана аль-Ашари?” И в ответ он рассказал ту историю про Багдад, где он узнал про аль-Бакиляни и сказал, что после этого начал следовать его мазхабу»».

Ханбалитский факих, историк Ибн аль-Имад (1032-1089 гг. х) писал, что Ибн Ахдал ска-зал о нем: «Меч сунны, кади Абу Бакр Мухаммад ибн Таййиб, известный как Ибн аль-Бакиляни аль-Усулий аль-Аш’ари аль-Малики, обновитель религии четвертого века по достоверному мнению. Другие сказали, что обновителем был Абу Сахль ас-Са’люки. Ибн аль-Бакиляни составил множество книг в опровержение заблудших течений. Он был набожным человеком, от которого не передалась ни одна ошибка и ни один недостаток.  Его сущностью были поклонение, вера и цельность».

Ибн Таймийя сказал: «Кади Абу Бакр Мухаммад бин Таййиб аль-Бакиляни, мутакаллим. Он был лучшим мутакаллимом из тех, которых относят к аль-Аш’ари. Среди них не было подобного ему ни до, ни после»» (Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 21/5).

Ханафитский учёный, историк Ибн Тагриберди (813-874 гг. х) писал: «Кади Абу Бакр аль-Бакиляни аль-Басри – автор множества книг по науке “калям”. Жил в Багдаде. В своё время был единственным в своём роде. Написал книги с опровержением рафидитов, мутазилитов, хавариджей и джахмитов».

Шафиитский учёный, кади Ибн Халликан аль-Ирбили (608-681 гг. х.), который по праву считается одним из авторитетных исламских историков, писал о нём: «Известный мутакаллим, был на мазхабе шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари, подкрепил его убеждения и защитил его путь. Жил в Багдаде, составил много известных книг по науке калям и другим наукам. По степени знаний был единственным в своем времени. На нём завершилось главенство в его мазхабе».

Исламский историк Ибн аль-Варди (691-749 гг. х) писал: «Он защитил путь аль-Аш’ари и подкрепил его мазхаб. Жил в Багдаде и составил много книг о науке калям».