Первый кадий Аваристана

19 Август 2015
2237

Посещая Хунзахское плато, мы в первую очередь спешим  на зиярат к шейху Абу Мус-лиму, стараниями которого в Нагорный Дагестан пришёл Ислам. После этого наши взоры устремляются к другим многочисленным зияратам. Одним из таких почитаемых зияратов является могила Шабана-кади из Обода. Во время очередной поездки на Хунзахское плато Муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи посетил зиярат этого великого мудреца, богослова, основателя исламского образования в Дагестане Шабана-кади из Обода. Пример жизнедея-тельности Шабана-кади и его согласованной с правителями работы даёт нам очень хороший пример положительной динамики развития общества.

В годы, когда в Дагестане распространился, но еще не полностью укрепился Ислам, огромную работу провели алимы-дагестанцы. Это было время, когда еще не ослабло давление адатов и обычаев, а проповедование Ислама ограничивалось лишь совершением его ритуалов. То, что в те годы возле аварских правителей оказались алимы, способные тонко и грамотно вести религиозную политику и быть советчиками в государственных делах, есть большая милость от Аллаха. Думаю, такие примеры будут полезны и для нынешних государственных деятелей. Первым из таких религиозных деятелей мы видим Шабана из Обода.

Будущий кадий, алим и признанный богослов Шабан родился в селении Обода (ныне Хунзахский район) в 1608 году. Селение Обода считалось одним из самых крупных и влиятельных на Хунзахском плато. Начальное образование Шабан получил от отца Исамила. После этого он отправился в лакские и лезгинские села, где к тому времени Ислам был укреплен. Там уже существовали медресе, которые содержались на средства джамаата и другие пожертвования. Отучившись в этих медресе, Шабан решил углубить свои знания и отправился на мусульманский восток. К тому времени Шабан имел такие обширные знания, что мог вступать в полемику и дискутировать на арабском языке.

Некоторое время Шабан проучился в иранском Ширване. Сохранились некоторые решения, написанные рукой Шабана на персидском языке. Это говорит о том, что он овладел и персидским языком. По возвращении домой имя Шабана обрело огромную популярность. Его приглашали в качестве миротворца сельские и вольные общества. В первой половине семнадцатого века Шабан работал кадием села Батлух. Там он положил начало развитому и сильному медресе. К нему стали приходить мутааллимы из других сел. По сохранившимся данным мы видим, насколько огромна роль Шабана-кади в установлении шариатских норм по вопросам межевания и в других межколлективных вопросах.

Шабан с рождения отличался умом и умением применять на практике свои знания. С годами он стал тонким политиком, внедрившим Ислам во все сферы общественной жизни. Его называли в горах человеком, знающим шариат и адаты.

Правитель Хунзаха Амирхамза пригласил Шабана на ра¬боту кадием аварского войска (бо). Тогда джума-мечеть находилась недалеко от крепости. Шабан часто вел там пятничную молитву. Около четырех лет проработал он в этой мечети. В то же время он являлся советником нуцала, заведовал его канцелярией. В этой мечети убили Амирхамзу, пришедшего на намаз. Это та печально известная мечеть, в которой через полтора века убьют имама Гамзат-бека. Шабан был сильно огорчен тем, что в мечети произошло кровопролитие, он оставил запись об этом на полях книги, которую в то время читал.

Нуцалом стал Дугри, который оказался еще более богобоязненным правителем. Он приблизил к себе Шабана и поручил ему все прежние работы. После этого Шабан получил прозвище «кадий века».

В те годы все больше чувствовалось увеличивающееся присутствие персов в Дагестане. Суннитов, приходящих в мечеть, становилось все меньше и меньше. Шииты для установления своей власти даже определили жалованье некоторым правителям. Хотя в Исламе не приветствуется посещение правителя, Шабан-кади посчитал это единственно верным путём для преодоления натиска шиизма. Это были согласованные с правителем действия, проводимые на государственном уровне. Такими стараниями наших алимов прошлых веков и сохранился в Дагестане суннизм и шафиитский мазхаб.

Шабан-кади очень скоро стал известным на всем мусульманском Кавказе человеком. Его называли окунувшимся в море науки, владеющим науками тафсира, фикхи и хадиса верховным кадием Дагестана и его муфтием. Он укрепил отношения с кадиями других ханств. Он советовался с ними в вопросах права и помогал им.

За десять лет работы кадием Шабану не было никакой помехи для внедрения шариата. Мечеть, в которой он читал пятничную проповедь, была той, в которую приходят все начальники, общественные деятели и военачальники на местах, прибывшие в столицу аварского ханства по делам. Для укрепления и распространения стали создавать медресе. Для этого Шабан-кади сам составил учебную программу.

В 60-е годы 17 века в Обода открыли медресе, работающее по программе Шабана-кади. Там уже существовало медресе, и на его основе было легче открыть более сильное. Руководителем медресе назначили сына Шабана-кади Малламухаммада. Он тоже был признанным алимом к тому времени. Основной задачей медресе было обучить пришедших со всех мест, для того чтобы те в свою очередь открывали в своих селах учебные заведения. Это первое в истории медресе, которое стало работать по утвержденной программе и просуществовало очень долго. Его закрыли только в годы гонений на Ислам в 30-е годы 20 века. Там отучились ставшие впоследствии выдающимися учеными Мусалав из Кудутля, Салман из Тлоха и другие дагестанцы.

У Шабана-кади было четыре сына, которые также оставили огромный след в распространении Ислама в Дагестане. Дочь свою он выдал замуж за своего ученика Салмана из Тлоха. Кроме всего этого, Шабан-кади оставил богатейшее духовное наследие. Умер Шабан-кади в 1668 году.

Магомедрасул Омаров

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.