Как 'Умара رضي الله عنه прозвали Амир аль-Муъминин

Известно, что после пророка (мир ему и благословение) сподвижники (да будет доволен ими Аллах) по его указанию избрали своим правителем Абубакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). После того как он стал правителем, его все называли халифом-преемником Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Во всех письмах, отправляемых от его имени, писали также: «От Халиф,а посланника Аллаха (мир ему и благословение)...». А когда после Абубакра 'Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими обоими Аллах) стал правителем мусульман, его тоже в начале правления называли халифом халифа – преемником преемника Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Такое длинное имя вызывало некоторые затруднения при произнесении и письме. Исходя из этого, 'Умара (да будет доволен им Аллах) стали называть титулом «Амир аль-Муъминин», что означает «Правитель правоверных».

В дальнейшем и другие правители называли себя этим титулом. Но первым, кто носил этот титул, бесспорно, является выдающийся государственный деятель, второй праведный халиф Амир аль-Муъминин Абу Хафс ’Умар ибн аль-Хаттаб аль-’Адавий аль-Курайши (да будет доволен им Аллах).

О причинах, по которым 'Умару (да будет доволен им Аллах) дали такой титул, пишет в своей книге «Ас-Сава'ик аль-мухрика» Ахмад Ибн Хаджар аль-Хайтами:

«Аль-'Аскари в своей книге «Ад-Далаиль», Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» и Аль-Хаким от Ибн Шихаба передали, что Умар Ибн Абдуль'азиз спросил Абубакра Сулаймана Ибн Абу Хайсама:

«Почему во времена правления Абубакра (да будет доволен им Аллах) писали «От Халифа Посланника Аллаха…», а когда халифом стал 'Умар (да будет доволен им Аллах) сначала также писали – от халифа... Кто же первым написал от Амир аль-Муъминин (да будет доволен им Аллах)?»

На это он ответил:

Мне рассказала Аш-Шифа (да будет доволен ею Аллах) – она была из числа мухаджиров (людей, переселившихся в Медину до открытия Мекки): Абубакр (да будет доволен им Аллах) всегда писал: «От Халифа Посланника Аллаха (мир ему и благословение)...». Так же и 'Умар (да будет доволен им Аллах) в начале своего правления писал: «От Халифа Халифа Посланника Аллаха (мир ему и благословение)...». И это продолжалось до тех пор, пока 'Умар (да будет доволен им Аллах) не написал наместнику Ирака с просьбой отправить двух стойких людей, которых он может подробно расспросить об Ираке и его жителях. Наместник Ирака послал к нему Лабида Ибн Раби'а и 'Адди Ибн Хатама. Они оба прибыли в лучезарную Медину и вошли в мечеть пророка (мир ему и благословение). Они нашли там 'Амра Ибн Аль-'Аса (да будет доволен им Аллах) и сказали ему, чтобы он попросил Амира аль-Муъминина (Правителя правоверных) принять их. Тогда 'Амр Ибн Аль-'Асс воскликнул: «Поистине, вы попали в цель, назвав его таким именем (Амир аль-Муъминин)». Потом 'Амр Ибн Аль-'Асс вошел к 'Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Ассаламу 'алайкум, Йа Амир аль-Муъминин - мир вам, о Правитель правоверных. И он спросил: «Как вы додумались до этого имени?» 'Амр сказал: «Вы сами сделайте выводы из того, что я скажу» и рассказал 'Умару (да будет доволен им Аллах) о своем диалоге с этими людьми. После этого он сказал: «Поистине, вы Амир – Правитель, а мы муъмины – правоверные мусульмане. И с этого дня начали писать таким образом – от Амира аль-Муъминин – Правителя правоверных».

В книге «Тахзиб аль-асмаъ» Имам Ан-Навави пишет:

«Вышеупомянутые 'Адди и Лабид назвали 'Умара (да будет доволен им Аллах) этим именем. То есть 'Амр Ибн Аль-'Асс сказал это прозвище 'Умару (да будет доволен им Аллах), последовав примеру этих двоих. Есть мнение, что первым, кто назвал его Амир аль-Муъминин, был Мугыра Ибн Шу'ба».

Также Ибн 'Асакир передает от Му'авия Ибн Курра:

«Во времени Абубакра (да будет доволен им Аллах) писали: «От Абубакра, Халифа Посланника Аллаха (мир ему и благословение)...». А когда 'Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стал правителем, люди хотели называть его Халифом Халифа Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Тогда 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это имя становится слишком длинным». Люди ему ответили: «Нет, ведь мы назначили тебя правителем над нами, и ты наш Амир». Он ответил: «Да, это так, вы являетесь правоверными мусульманами, и я ваш правитель». И далее все стали писать «Амир аль-Муъминин»».

Этому, конечно же, не противоречит то, что было установлено о таком же назывании именем «Амир аль-Муъминин» Абдуллаха Ибн Джахша. Это было во время похода, о котором говориться в 218 аяте суры аль-Бакара.

إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَالَّذِينَ هَاجَرُواْ وَجَـاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُوْلـئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَةَ اللَّهِ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».

Ибн Касир толкует этот аят:

«Ибн Абу Хатим передаёт от Джундуба ибн Абдуллы, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил отряд во главе с Абу Убайдой ибн Джаррахом или Убайдой ибн Харисом (да будет доволен ими Аллах), когда они тронулись, Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) начал плакать при мысли о разлуке с посланником Аллаха (мир ему и благословение). Тогда посланник Аллаха отправил вместо него Абдуллаха ибн Джахша (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) дал Абдуллаху письмо, повелев не прочитать его, пока он не достигнет определённого места, и сказал ему:

«لَا تُكْرِهَنَّ أَحَدًا عَلَى السَّيْرِ مَعَكَ مِنْ أَصْحَابِك».

«Не принуждай никого из твоих людей идти с тобой».

 Абдуллах отправился в путь, а когда он причитал письмо, произнес слова:

إِنَّا لِلهِ وَ إِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ فَالْحُكْمُ لِلهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ

«Все мы от Аллаха и к Нему возвращаемся» и сказал: «Слушаю и повинуюсь». После этого он рассказал обо всём своим товарищам, сказав, что ни к чему не будет их принуждать. Два человека вернулись, а остальные отправились в путь, встретили аль-Хадрами и убили его. Они не знали, что это уже был день месяца Раджаб или Джамада (запретные для войны месяцы). Язычники обвинили мусульман в том, что они убили в запретный месяц. И тогда Всевышний Аллах ниспослал:

يَسْـَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление…».

От Ибн Аббаса передается: этот аят был ниспослан о походе Абдуллаха Ибн Джахша и убийстве Амра ибн аль-Хадрами».

Это не противоречит тому, что сказано выше, потому что это было особое наименование, касающееся именно этого случая. В нашем случае речь идет о назывании этим именем Халифа. Следовательно, 'Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) является первым халифом, которого назвали титулом Амир аль-Муъминин.

Также Имам Ас-Суйути в своей книге «Аль-Мисбах аль-ваххадж» рассказал об этом следующее:

«Когда Абубакр (да будет доволен им Аллах) послал Усама Ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) во главе войска Шама, сподвижники (да будет доволен ими Аллах) обращались к нему «О Амир аль-Муъминин!». Также к 'Умару (да будет доволен им Аллах) обращались по этому имени – Амир аль-Муъминин, и после него другие халифы тоже унаследовали этот лакъаб – почетный титул».

Этот титул также носили халифы из династии Оммеяддов, и позже Аббасидские халифы. Он и до сих пор используется в отношении некоторых мусульманских лидеров и современных арабских монархов. В соответствии с марокканской конституцией, король Марокко является Амиром аль-Муминином. Помимо Омейядов и Аббассидов титул Амир аль-Муминин носился ещё Фатимидами, Омейядами в Андалусии и Альмохадами. Альморавиды и Мериниды приняли другой титул – Амир аль-Муслимин – «Повелитель мусульман».

Мухаммад Султанов