Хайреддин Барбаросса – османский адмирал. Часть 2

Назначение Хайреддина главнокомандующим османского флота

За большие заслуги перед османским государством и служение Исламу султан Сулейман Великолепный пожелал вознаградить Хайреддина. В знак благодарности за свои старания Хайреддин Барборосса был назначен главнокомандующим османского флота. На освободившееся место правителя Алжира был назначен его сын Хасанпаша, который, как и его отец, продолжил борьбу с испанцами на западе Средиземноморья.

Во главе османского флота Хайреддин Барбаросса совершил многочисленные победоносные военные походы, самым известным из которых стала его великая победа в заливе Превеза. Это было крупнейшее морское сражение, которое инициировали европейцы, ответив на воззвания Папы Римского. Для этой цели коалиция христианских государств собрала флот, состоящий из шестисот кораблей и 60 тысяч воинов. Во главе этой огромной армады стоял один из крупнейших морских военнокомандующих Европы Андреа Дориа. Османские силы насчитывали только 122 корабля и 22 тысяч воинов.

 

Морское сражение в заливе Превеза

28 сентября 1538 года (4 джумада аль-авваль 945 года по хиджре) в заливе Превеза встретились два самых могущественных на тот день флота. Хайруддин Барбаросса, внезапно маневрируя, сразу атаковал беспомощные корабли неприятеля, которые не успели подготовиться к военному порядку. В последовавшей морской битве огромный европейский флот обратился в бегство. С поля сражения в числе первых убежал сам командующий европейского флота Андреа. Морской бой продолжался пять часов, в течение которых Хайреддину удалось взять инициативу в свои руки и обратить противника в бегство. Передают, как Барбаросса хохотал, рассказывая, что Андреа пришлось «погасить свой фонарь, чтобы не видели, куда он убегал». Османский адмирал немедленно сообщил о своём успехе в Стамбул и стал ещё большим героем в глазах султана. Когда султан Сулейман получил весть о победе османского флота, то, обрадовавшись, дал указание провести торжества в честь победы во всех уголках османского государства. Победа Барбароссы навела страх на всю Европу и вернула османскому флоту господство в Средиземном море.

Лишь через три года император Карл Пятый решился на реванш. На этот раз его флот был ещё больше и насчитывал более пятисот кораблей, а командовал им снова Дориа. В походе участвовал и сам император.

18 октября 1541 года флот вышел из Майорки и через два дня занял позиции на подступах к Алжиру. 23 октября, выбрав удобное место восточнее города, испанцы начали высадку десанта. Всего высадилось двадцать пять тысяч человек, которых, по мнению испанских командиров, должно было хватить для штурма города. Тем более что произведённая разведка показала: укрепления Алжира не представляют большой трудности для осадной артиллерии. Предполагалось быстро разрушить их крупнокалиберными ядрами, после чего начать штурм.

Вероятно, всё так и произошло бы, но воля Аллаха было другой: вечером 23 октября поднялся сильный северо-восточный ветер, сопровождаемый ливнем. Ночью он перешел в ураган, который разметал солдатские палатки, сорвал с якоря несколько десятков кораблей и бросил их на прибрежные скалы. В довершение всего на рассвете алжирцы совершили вылазку и, пользуясь паникой, царившей в лагере противника, устроили настоящую резню.

Буря между тем продолжалась, и с якорей срывались всё новые корабли. Видя всё это, Карл пятый приказал отступать. Но и отступление было сопряжено с колоссальными трудностями. Алжирцы, которые преследовали отступавших по пятам, постоянно атаковали их и наносили большой урон.

Лишь 30 октября испанская армия оторвалась от преследования и на одном из мысов к востоку от Алжира расположилась на отдых. Сюда же прибыли уцелевшие корабли, которые спешно загружались солдатами и отправлялись обратно в Европу.

Так закончилась крупнейшая попытка европейских государств расправиться с адмиралом Хайреддином Барбароссой. После этого поражения Карл Пятый и его преемники в течение тридцати лет не могли собрать силы для новой борьбы.

В 1538-1540 годы Барбаросса продолжал успешные военные действия у берегов Ионического и Адриатического морей, за что, как сообщают некоторые источники, и получил от султана почётное прозвище «Хайр-ад-Дин».

 

Последний поход адмирала Барбаросса

Во время правления Сулеймана Великолепного между Османским халифатом и Францией был заключён договор о взаимопомощи. Поэтому султан Сулейман не стал откладывать оказание военной помощи Франции, когда об этом его попросил король Франциск Первый, который воевал с императором Карлом Пятым. Согласно договоренностям, султан Сулейман послал Хайреддина Барбароссу с флотом на помощь французскому королю Франциску Первому. Это была последняя военная экспедиция знаменитого адмирала. 28 мая 1543 года (23 сафар 950 года по хиджре) Хайреддин покинул столицу османского халифата и появился у Марселя во главе мощных, хорошо организованных сил, включавших 110 военных галер. Следуя приказу султана помочь его новому союзнику Франциску Первому прорвать испанскую блокаду Марселя, Барбаросса отправился в главный военный порт Франции на Средиземноморье – Тулон. Встречавший их французский военный корабль поднял флаг османского государства и произвёл залп из всех орудий, приветствуя Барбароссу и османский флот. Стоящий в Тулоне французский флот из сорока четырёх кораблей поступил под командование Хайреддина Барбароссы. Далее объединённый флот союзников двинулся в направлении Ниццы. 22 августа 1543 года (21 джумада аль-авваль 950 года по хиджре) общими усилиями Ницца была освобождена.

Сулейман Великолепный помог Франциску быстро овладеть Ниццей и в благодарность за это, согласно договору о добрососедстве и взаимопомощи, который был заключён 16 сентября 1543 года, французы добровольно предоставили Барбароссе порт в Тулоне.

Французский военный порт превратился в исламский османский военный порт, в котором так нуждался османский халифат. Когда испанский флот угрожал мусульманам в Магрибе (западной части северной Африки) или мусульманским торговым судам в Средиземном море, османский флот зачастую не успевал на помощь. С получением этого порта от Франции эта проблема была решена.

За время передачи Тулона османскому государству этот город по указу французских властей был освобождён от жителей. Он превратился в исламский османский город, над которым был поднят османский флаг и на улицах которого был слышен азан.

За восемь месяцев пребывания в Тулоне османскому флоту под руководством Хайреддина Барбароссы удалось успешно завершить самые отчаянные военно-морские предприятия на берегах Испании и Италии.

Эта экспедиция во Францию была последним походом в жизни знаменитого адмирала Барбаросса. После возвращения в Стамбул, недолго пожив в спокойствии, он умер 4 июля 1546 года (5 джумада аль-авваль 953 года по хиджре) в своём замке на Босфоре на 65 году своей жизни и был похоронен вблизи мечети, которую он сам и построил. На протяжении многих лет корабли турецкого флота отдавали салют в память об одном из величайших адмиралов в истории человечества и выдающемся флотоводце, каким Хайреддин Барбаросса считается и по сей день.

Именем Хайреддина Барбароссы не раз называли османские и турецкие корабли. В известной степени он создал тот флот, который при его жизни и в последующие десятилетия успешно боролся за господство на Средиземном море.

 

Хайреддин Барбаросса – османский адмирал. Часть I