Курбанали из Ашильта (1825-1908)

9 Ноябрь 2016
3266

Из истории Дагестана мы знаем о многих сёлах, которые были уничтожены, отстаивая свою веру и свободу. Первое место в списке этих сёл по праву можно отдать селению Ашильта. В годы Кавказской войны это село было несколько раз сожжено царскими войсками. Передают, что зимой 1839 года (после битвы на Ахульго[1]) в Ашильта только из пяти домов был виден дым очага. О героических подвигах ашильтинцев много написано и рассказано, но есть и такие, чей подвиг не менее славен тех, кто пал на поле битвы.

Это выдающиеся алимы, которые, не щадя себя и своих сил, беспрестанно развивали науку, обучая молодое поколение Исламу. Одним из ярчайших представителей науки времён имама Шамиля и второй половины XlX века является учёный Курбанали из Ашильта.

Первое упоминание о Курбанали мы находим в рассказах об Ахульго. Когда имам Шамиль вместе с горсткой мюридов покидал холм, то им пришлось уходить по его самой опасной стороне. И когда в темноте они дошли до обрыва, с которого нужно было прыгать на берег реки, то они не знали, что там внизу, камни или песок. Тогда имам предложил прыгнуть кому-то одному. Первым из сопровождавших имама вышел четырнадцатилетний Курбанали и попросил разрешения прыгнуть. Тогда имам ответил: «Ты Дагестану ещё нужен будешь». После этого прыгнул другой мюрид и они благополучно выбрались из осаждённого холма[2].

Курбанали, видимо, воспринял те слова имама так, как будто он был нужен для газавата, и через пару лет вооружился, приобрёл коня и прибыл к имаму, готовый воевать на пути газавата. Тогда имам посадил его возле себя, сказал, что должен делать то, что делали его предки[3], дал первый урок по Исламу, повелел продать коня и оружие и отправил учиться к своему другу и великому ученному Загалаву из Хварши[4]. Так началась его жизнь мутаалима.

Дед Курбанали[5] был родом из селения Ахалчи (ныне Хунзахский район). Характеризуя его, Шуайб-афанди из Багинуб (к.с.), пишет о Курбанали как об ученом, знающим науки логику и астрономию[6]. Мы, к сожалению, не располагаем информацией о переезде учёного Курбанали из своего села в Ашильту, но, возможно, это было вызвано тем, что он был приглашён на работу, завёл там семью и остался жить. Отец Курбанали Абдуллах был одним из видных участников газавата (в первые годы). Абдуллах Ашильтинский поминается в «Хронике …» Иманмухаммада Гигатлинского как один из трёх кандидатов на правление имаматом до того, как был утверждён Шамиль[7].

Годы учёбы Курбанали из Ашильта приходятся на самые трудные годы Кавказской войны. Тем не менее, имам Шамиль уделял огромное внимание образованию в Имамате, всячески опекал мутаалимов, обучавшихся у множества ученых того времени. О дальнейшей учёбе Курбанали известно очень мало, но смеем предположить, что он учился ещё и у Муртазаали из Урада[8] – признанного алима и факиха того времени.

По окончании учёбы (после завершения Кавказской войны) Курбанали стал преподавать исламские знания. Слава о нём как о превосходном алиме быстро распространилась, и, как говорят, у него одновременно учились около четырёхсот учеников. Уроки, как правило, проводились в летние месяцы, поэтому особых трудностей с расположением и содержанием мутааллимов ашильтинцы не испытывали. Селение Ашильта имеет большие и плодородные абрикосовые сады и благоприятный климат. В конце XIX века из горного Дагестана мало кто не учился у Курбанали. Из видных ученых конца XIX – начала XX веков у него учились Абдулатип из Гоцо, Тажудин (Чанка) из Батлаича, Тагир-хаджи из Чиркея, Хамзат-хаджи из Чиркея и многие другие. Особенно много у него учился Тагир-хаджи из Чиркея.

По окончании Кавказской войны была создана Дагестанская область с центром в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Также там была открыта канцелярия по фетвам во главе с дагестанским кадием. Там в своё время работали учёные Муртазали из Урада, Мухаммад-Тахир из Караха, Мухаммад Али из Чоха, затем Курбанали из Ашильта. Практически по обязанностям и полномочиям это была должность муфтия Дагестана. И только признанный и непревзойдённый ученый мог занимать такой пост. Курбанали, будучи на этой должности, не прекращал преподавательскую деятельность.

Одними из лучших учеников Курбанали были Абдулатип из Гоцо и Тагир-хаджи из Чиркея.

Ученик Курбанали, классик аварской поэзии Тажудин (Чанка) из Батлаича оставил огромное наследие в виде духовных назм, лирических стихов и других произведений. Он писал назмы и на арабском языке. Сохранилось его письмо – соболезнование (марсият) на смерть учителя. Это письмо Чанка прислал из Турции по дороге в хадж, услышав о смерти Курбанали[9].

Уровень знаний учителя, богобоязненность, любовь к науке и желание распространить Ислам и другие качества нам раскрывает Чанка в этом послании. Говоря об учениках Курбанали, Чанка отдаёт предпочтение в первую очередь Хамзату-хаджи и Тагиру-хаджи из Чиркея:

Духъ х1ажат бергьарас х1ал гьараниги,

Х1амзат-х1ажи вугев халкъалъул муфти

Тадрис т1ун анилан т1алиб угьдани,

Т1агьир-х1ажи вуго Ч1ик1ав халифлъун[10].

 

И если просят помощи нуждающиеся в тебе,

Хамзат-хаджи – муфтий народа.

Если опечалится ученик, что прервались уроки,

Тагир-хаджи в Чиркее – преемник (халиф).

 

Сын Курбанали Абдулла тоже был грамотным арабистом. Он попал под репрессии атеизма и был расстрелян НКВД в 1930-ые годы.

 

[1] Ахульго — гора в Дагестане, название из аварского языка (АхІулгохI) дословно переводится как «Гора зова» или гора, с которой призывают (к чему-либо). На этой горе, служившей укреплённой резиденцией Шамиля во время Кавказской войны 1817—1864 гг., горцы во главе с Шамилем с 13 июня по 22 августа 1839 стойко выдерживали осаду русских войск под командованием генерала П. Х. Граббе. Только 22 августа русские войска в результате кровопролитного штурма овладели Ахульго, но отдельные бои в ауле шли еще неделю. Шамиль с мюридами прорвался в Чечню.

[2] Батулил Магомед.Предания ашильтинцев. Махачкала 1998г.с.

[3] Рассказывают, что предки Курбанали по отцовской линии были алимами в седьмом поколении.

[4] В Исламе издавна принято, чтобы перед началом изучения очередной книги первый урок давал наиболее авторитетный, богобоязливый и баракатный человек. Каждую книгу изучают с его благословения. И тот ученик вправе считать его своим учителем (муаллим). Такая практика имела место и в шамилевское время.

[5] Абдурахмана из Газикумуха в «Книге воспоминаний» Курбанали из Ахалчи перечислил в числе ведущих дагестанских ученых и правоведов.Стр. 83.

[6] Г1акълиятал ц1акъ лъалев Къубранг1али Г1ахьалч1и. Просьба у Аллаха посредством дагестанских ученых. Из книги «Калаидулжавахир...»Шуайб ал-Багинуб.

[7] Айтберов Т. М.,Дадаев Ю. У.Хроника ИманмухаммадаГигатлинского – текст XIX в.Об истории имамата. \ Махачкала -2010. С. 52-53

[8] Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых. Издательский дом Марджани. Москва 2012г. с.115 Выдающийся алим, богослов. Автор «Ал-Мугрим» (Преодолевающий)– трактат о легитимности имамата Шамиля.

[9] Из того хаджа не вернулся и сам Чанка.

[10]  ТагирхаджиАхмедзиявдинов.Чиркей – главное село Салатавии. ИД «Эпоха» Махачкала 2009 с.211

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.