Аль-Бируни – «магистр наук»

15 Март 2017 37

При изучении исламской истории невозможно не поразиться научным и интеллектуальным достижениям мусульманских учёных прошлого. В период исламского возрождения (исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века) мусульмане были на переднем крае почти всех наук. Медицина, математика, философия, физика, алхимия, история, география – список этот можно дополнить ещё множеством самых различных научных дисциплин.

Имён же мусульманских ученых, которые отличились в этих областях наук, ещё больше, и известны они не только среди мусульман, но и во всём мире. Чего стоят корифеи наук Ибн аль-Хайсам, Ибн Халдун, Аль-Фараби, аль-Хорезми и другие.

Одним из величайших деятелей науки, который по праву находился среди этой элиты учёных всех времён, был и средневековый персидский учёный-энциклопедист, и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни.

Ранние годы

Аль-Бируни родился в 973 году в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в Узбекистане). Город Кят к тому времени был большим культурным и торговым центром. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшахов – Абу Насром Мансуром ибн Ираком, который был автором фундаментального труда по астрономии и математике. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию. Наряду с изучением наук шло и изучение языков, которых молодой учёный выучил, помимо хорезмийского, аж девять: арабский (на нём и написаны его работы); персидский; тюркский; иврит; сирийские диалекты, а также латинский; хинди; греческий и санскрит.

Молодость

Получив всестороннее образование, Аль-Бируни увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 21 год он сделал первый в Средней Азии глобус, который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, и сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений. Тогда же он занялся и конструированием различных астрономических инструментов и с лёгкостью определял координаты различных мест в Хорезме.

После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж Аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, покинул город и предпринял ряд поездок с целью пополнения знаний в такие научные центры того периода, как Бухара, Багдад, другие города Афганистана и Хорасана. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абульхариса Мансура ибн Нуха, он вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждал вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Ма’али Кабуса, который славился как покровитель науки и учёных. Здесь он прожил около шести лет и написал свой монументальный труд «Хронология».

В 1004 по приглашению нового Хорезмшаха Али ибн Мамуна учёный вернулся в Хорезм и поселился в его новой столице Ургенче. Сюда же были приглашены и многие учёные из разных стран, благодаря чему образовалось научное общество под названием «Академия Мамуна». Бируни был организатором научной работы этой академии и сам принимал в ней активное участие. При дворе хорезмшаха Бируни прожил до 1017 г. В 1017 году, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни также участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Научное наследие

1. В самом первом сочинении «Хронология» или, как его ещё называли, «Памятники минувших поколений», составленном Аль-Бируни около 1000 года, учёный собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

2. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» Аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

3. Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

4. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам».

В книге «Канон Мас‘уда» Бируни изложил свои соображения по тригонометрии. Прежде всего он даёт определение шести основным тригонометрическим функциям и впервые однотипно объясняет их на примере круга. Учёный подробно рассматривает особенности каждой функции и дает алгебраическую зависимость между ними в виде отдельных формул, очень близких к современным. Здесь же он составляет таблицы зависимости тригонометрических величин, которыми позднее пользовался математик Насреддин Туси и учёные Самаркандской школы. В Европе тригонометрия достигла такого уровня лишь в XV в.

5. Большое внимание Аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

6. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.

Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельные части и продукты выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. К тому времени, когда он умер, он был автором более сотни книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и знание различных областей наук, а также его способность связать их вместе, чтобы получить лучшее понимание каждой ставит его в ряд величайших мусульманских учёных всех времён. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских учёных прошлого раздвинуть границы знаний и установления новых рубежей в области естественных наук; показать способность учёных подняться выше политических проблем, войн и изменить мир посредством своих замечательных открытий.

Аль-Бируни занимался наукой до самого последнего вздоха своей жизни. Говорят, умирая 13 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вёл беседы на научные темы. Когда он прощался с друзьями, последним, что он сказал, было: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.