Завоеватель Индии Махмуд Газневи

8 Июль 2017

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии. Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка и фикха. Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия» и «Аль-Кадава аль-абтал»

Подготовили Алиюбек Абдурахманов и Насир Сулейманов