Имам Табарани (260–360/873–971)

2 Август 2017

Полное имя богослова Абуль-Ка́сим Сулейма́н ибн Ахмад ибн Айю́б ибн Мутаййир аль-Ляхми́ аш-Ша́ми Ат-Табара́ни, однако всемирную известность он получил по названию своего родового города Тверии, по-арабски – Табаран (палестинский город, ныне относящийся к Израилю).

Табарани родился в 873 году (260 г. х.). Первые шаги в освоении исламских наук, в частности, науки хадиса Табарани сделал в 13 лет, а в 15 предпринял первое путешествие в поисках знаний. Всего богослов провёл в странствиях целых 16 лет своей жизни, в течение которых обретал исламские знания, в частности, записывал хадисы Пророка Мухаммада .

Мнения учёных о Табарани

Ибн ‘Асакир сказал о нём: «Он из числа хафизов, передавших множество хадисов и много путешествовавших». («Тарих ад-Димашк» 4/366).

Ахмад ибн Мансур Аш-Ширази сказал: «Я записал от Ат-Табарани триста тысяч хадисов, и он был надёжным передатчиком». («Табакат аль-хуффаз», 373)

Имам аз-Захаби сказал о нём: «Он имам, надёжный, много путешествовал (для изучения хадисов), он – мухаддис Ислама». («Ас-Сияр» 16/119)

Он также сказал: «Он хафиз, выдающийся учёный, довод, муснид этого мира! Он был рыцарем этой науки (хадисоведения)». («Тазкират аль-хуффаз» 3/912)

Он также сказал: «На Табарани останавливается многочисленные хадисы и высокий иснад. Ведь он прожил сто лет! Он начал слушать хадисы в тринадцать лет и прожил до трёхсот шестидесятого года (по хиджре)». («Аль-Мизан», 2/195)

По пути Пророка Мухаммада

В жизни Имам Табарани был олицетворением праведности и благочестия. Веления Всевышнего и пророческая Сунна были для него маяками, освещающими жизненный путь, за что он и был сполна вознаграждён, ему не раз являлся во сне пророк Мухаммад и обрадовал его вестью о «хуснуль хатимате» – смерти с иманом в сердце, что является для человека величайшим из земных благ.

Именно от Табарани передаётся хадис о тавассуле, который служит доказательством дозволенности Шариатом этого действия. Имам передаёт в обоих своих сборниках «Муджам Кабир» и «Муджаму Сагир» следующий хадис:

«Однажды к Пророку пришёл слепой мужчина и сказал: “Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня”. Пророк сказал: “Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя”. Слепой сказал: “У меня нет поводыря, и это сложно для меня”. И тогда Пророк повелел ему тщательно совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду”, после чего необходимо высказать свою нужду».

 

Усман ибн Хунайф (да будет доволен им Аллах), сподвижник Пророка , который находился вместе с Пророком в мечети, сказал: «Разговор наш недолго длился, и, клянусь Аллахом, не успели мы разойтись, как зашёл тот слепец, но будто и не был слепым». Аллах вернул ему зрение из-за благодати тавассуля посредством Пророка .

Примечательно, что, приведя этот хадис, имам Табарани подчёркивает, что он достоверен, хотя для других приводимых им хадисов этого не делает.

Случай из жизни имама Табарани

Ибн аль-Джавзий аль-Ханбали в своей книге «Аль-Вафа би-ахвал аль-Мустафа» передаёт от Абубакра аль-Минкари следующий рассказ: «Я, Табарани и Абу Аш-Шайх находились в заповедной мечети Пророка (в Медине). Мы испытывали сильный голод и в тот день прибегли к тавассулю.

С наступлением ночи я пришёл к могиле Пророка и сказал: "Нас мучает голод, нас мучает голод", и ушёл. Абу Аш-Шайх сказал мне: "Садись, или мы получим еду, или умрём"».

Абубакр далее сказал: «Я и Абу Аш-Шайх уснули, а Табарани остался бодрствовать, разглядывая что-то. В этот момент пришёл человек из потомков Али ибн Абу Талиба и постучал в дверь. С ним были двое слуг с корзинами, набитыми разными яствами. Мы сели и стали есть. Нам казалось, остальную еду они заберут, но они этого не сделали.

Когда мы закончили трапезу, тот человек обратился к нам и сказал: "Люди, вы жаловались Пророку на свой голод, я же увидел Посланника Аллаха во сне, который сказал мне принести вам что-нибудь из еды"».

Труды имама Табарани

Табарани был очень плодовитым автором. Количество его известных трудов переваливает за сотню. Его книги посвящены различным областям исламской науки, но основные заслуги богослова, конечно же, лежат в области хадиса. Ему посвящены самые известные труды богослова – «Аль-Му’джамы»: «Аль-Кабир» (большой), «Аль-Авсат» (средний) и «Ас-Сагир» (маленький).

«Аль-Му’джам» – это сборник хадисов, в котором автор в основном собрал хадисы по именам своих шейхов в алфавитном порядке. Иногда это делается и по именам сподвижников или городов, в которых были записаны различные хадисы. («Ар-Рисаля аль-мустатрафа» 101, «Мусталях аль-хадис», 273)

Что касается сборника «Аль-Му’джам аль-Кабир» имама Табарани, то он состоит из двухсот частей и составлен по именам сподвижников в алфавитном порядке, подобно сборникам «Аль-Муснад». Только сначала он упоминает десятерых обрадованных Раем, а потом начинает по именам остальных сподвижников передавать их хадисы. По мнению учёных, «Аль-Му’джам аль-Кабир» является самым большим сборником из всех «Му’джамов» в мире. И когда имамы говорят «Аль-Му’джам», то подразумевают именно сборник Табарани. («Ар-Рисаля аль-мустатрафа», 101)

Мнения богословов о книгах Табарани

Имам аз-Захаби сказал: «Не переставали хадисы Табарани распространяться и ныне продолжают быть полезными и востребованными!» («Ас-Сияр» 16/128)

Также на важность этих сборников указывает то, сколько внимания уделял этим трудам имам Нуруддин аль-Хайсами – учитель Хафиза Ибн Хаджара. Так, он написал книгу «Маджма’ аль-байхрайн фи заваиди аль-му’джамайн». В этом труде имам аль-Хайсами собрал хадисы из двух сборников Табарани «Ас-Сагир» и «Аль-Авсат», которых нет в шести известных сборниках, разбив эти хадисы по главам. Эта книга, кстати, издана в девяти томах с тахкиком.

Имам аль-Хайсами сказал в предисловии к этой книге: «Я обратил внимание на «Аль-Му’джам аль-Авсат» и «Аль-Му’джам ас-Сагир» Абулькасима ат-Табарани и заметил, что в них есть огромные знания. Они вобрали в себя столько знаний, сколько не постичь ищущему знания, иначе чем приложив большое усердие. И я пожелал собрать из них редкие моменты в вопросах фикха».

Также аль-Хайсами составил свой самый известный труд «Маджма’ аз-заваид ва манба’ аль-фаваид» из различных сборников, включая три сборника «Аль-Ма’аджим» Табарани, в котором он собрал хадисы, которых нет в шести известных сборниках. Этот труд и прославил имама аль-Хайсами в исламской умме.

Об этом сборнике аль-Катани сказал: «Он собрал в одной книге хадисы, которых нет в шести сборниках, убрав их иснады и говоря о степени их достоверности, используя правила джарха и та’диля в передачах. Он назвал этот труд «Маджма’ аз-заваид». Это одна из самых полезных книг по хадисам. Более того, нет второй такой книги и не было составлено ничего подобного в этой отрасли». («Ар-Рисаля аль-мустатрафа ли-баян машхур кутуб ас-Сунна аль-мушаррафа» 172)

Всё это указывает на то, что сборники хадисов имама Табарани всегда имели ценность и учёные подчёркивали их значимость, извлекая из них дополнительную пользу в хадисоведении.

Махач Гитиновасов