Добрая весть Масламы ибн Абдулмалика

15 Ноябрь 2017 65

Абдурахман Ад-Дахиль – ястреб Курейшитов. Часть 2

Практически все книги по истории сошлись на том что Маслама ибн Абдульмалик– великий завоеватель и герой омейядов, который был предводителем в завоевании северных территорий и Кавказа – предсказал закат омейядской власти на Востоке и побег юноши из числа омейядов, чтобы воскресить их власть на западе.

А некоторое источники вдобавок к этому конкретизируют, что Маслама ожидал, что юношей, который восстановит омейядское государство на Западе после его падения на Востоке, будет именно Абдурахман ибн Муавия. Этой доброй вестью от Масламы ибн Абдулмалика многие историки объясняли события, которые происходили в то время.

Историки называют это причиной особого преследования аббасидами именно Абдурахмана ибн Муавии. Также они считают, что по этой же причине и сам Абдурахман направился в сторону Магриба. Этим же объясняется и безграничная любовь Хишама ибн Абдульмалика и его забота о внуке Абдурахмане в отличие от других своих сыновей и внуков.

Именно поэтому Абдурахман ибн Хабиб и пытался убить Абдурахмана ибн Муавию в Кайраване. Стоит также отметить, что в этой вести говорилось, что правителем Андалусии будет человек, отпустивший волосы на голове и имеющий две косы. Что примечательно, под это описание как раз подходили и Абдурахман ибн Муавия, и Абдурахман ибн Хабиб Аль-Фихри. («Аль-Истикса», 1/175»; «Нафхат-таййиб», 1/238)

Что на самом деле представляла собой эта добрая весть от Масламы?

Дело в том, что немало исторических событий связано с такими рассказами, но, насколько нам известно, нет достоверного подтверждения, что эти события были предсказаны Масламой до того, как все они произошли.

Исходя из того, что приведено выше, мы можем ясно понять, что Абдурахман ибн Хабиб надеялся стать правителем Андалусии, ведь он тоже был потомком правителей и обладателем двух кос. Поэтому появления конкурента с таким же описанием внешности, как у него, да ещё и из династии омейядов, стало для него проблемой, которую надо было срочно решить.

О предсказаниях Масламы ибн Абдульмалика Абдурахман ибн Хабиб узнал от своего слуги иудея, который до этого был слугой Масламы. Этот слуга передал ему слова Масламы о том, что курайшит-омейяд станет правителем на Западе после падения омейядской династии на Востоке. («Аль-Баян аль-мугарраб фи ахбари Аль-Андалусва Аль-Магриб», 1/156)

Когда же в Магрибе появилось множество сбежавших из Шама омейядов, Абдурахман ибн Хабиб стал бояться, что они создадут в его стране ячейку. Именно поэтому он выгнал многих из них. Также он убил двух людей из рода Валида ибн Язида и женился на сестре Исмаиля ибн Абана ибн Абдульазиза против её воли. А когда в Магрибе появился Абдурахман ибн Муавия, он стал искать и его. («Аль-Истикса», 1/175»; «Нафхат-таййиб», 3/29)

Дорога в Андалусию

До Абдурахмана Ад-Дахиля, конечно же, дошла весть, что против него замышляет Абдурахман ибн Хабиб Аль-Фихри. Когда Аль-Фихри позвал к себе Абдурахмана, тот уже покидал Кайраван в направлении Тадла (город в Марокко). Оттуда он отправился к месторасположению племени Нафза в западном Марокко, где его ждали братья матери. Мать Абдурахмана была из племени Нафза.

Однако положение в этом регионе было нестабильным. Тот факт, что в этой области находились хавариджи, которые сильно ненавидели омейядов, делало пребывание Абдурахмана там похожим на стояние на краю скалы. («Сайр а’лям ан-нубалаъ», 2/41)

На самом деле перед Абдурахманом ибн Муавия не осталось иного выбора, кроме как отправиться в Андалусию. Если мыещё раз обратимся к доброй вести, которую передал Маслама ибн Абдульмалик, то можем сказать, что Андалусия была для него не только единственным оставшимся местом для побега –она была его главной целью с тех пор, как он в детские годы впервые услышал рассказ дяди отца Масламы. Во всех остальных исламских странах Абдурахман ибн Муавия был в розыске. В Персии, Шаме, Египте и в других странах давно укрепилась власть аббасидов, и пребывание в этих странах для Абдурахмана было невозможным. А в Северной Африке и в Марокко его искали Абдурахман Ибн Хабиб и хавариджи.

Такие опасности могли ожидать любого обычного человека, которого ищут власти или враги. Каковы же могли быть проблемы у представителя династии омейядов, оказавшегося в таком положении? Ведь ни один правитель не будет чувствовать спокойствия за свой трон, пока где-то в подвластном ему регионе живёт один из потомков правящего рода, ибо такой человек может жить, только будучи амиром или правителем, иначе для него жизнь не будет жизнью. Такая же судьба была и у Абдурахмана ибн Муавии. А Андалусия для него была самой подходящей страной пребывания.

Во-первых, Андалусия была самой отдалённой от аббасидов мусульманской территорией. Также она находилась достаточно далеко от хавариджей.

Во-вторых, положение в Андалусии было очень неспокойным. И, воспользовавшись этой благоприятной для себя обстановкой, Абдурахман ибн Муавия смог бы спокойно войти в эту страну. В-третьих, в Андалусии всё ещё правили наместники омейядов, и в принципе эти правители должны были оказать подобающий почёт представителю династии омейядов и выразить готовность исполнить любые его указания.

Исходя из всего этого, Абдурахман Ад-Дахиль выбрал Андалусию и решил восстановить там былую славу омейядов, но не тут-то было. Перед тем, как перебраться в Андалусию Абдурахман, отправил своих людей на разведку и вёл долгую переписку с теми жителями Андалусии, которые всё ещё были преданы омейядам, которых там оказалось достаточно много. За недолгое время он заручился поддержкой берберов, а затем и йеменских арабов.

Таким образом, у Абдурахмана Ад-Дахиля была реальная возможность организовать военный переворот в Андалусии. Однако он не желал кровопролития и старался решить вопрос мирным путём, но наместник Андалусии, который, кстати, правил от имени омейядов, на мирный процесс не согласился, за что и поплатился поражением в войне и потерей власти.

Итак, Абдурахману удалось взять власть в Андалусии в свои руки и стабилизировать непростую политическую обстановку в стране. Далее он создал на этих землях независимое сильное омейядское государство. Андалусия входила в сферу интересов многих политических сил того времени, которые множество раз пытались свергнуть власть в этом регионе.

Только во времена правления Абдурахмана попыток организации контрреволюции было не менее 25. Но Абдурахман удачно справился со всеми попытками захвата власти, в том числе с отправленной аббасидами армией.

Абдурахман Ад-Дахиль прожил 59 лет. Из них 19 лет – в Шаме и Ираке, 6 лет в скитаниях и в бегстве от преследований аббасидови хариджитов. А остальные 34 года он прожил на земле Андалусии. Абдурахману удалось не только возродить былую мощь омейядов этой испанской провинции, но и укрепить и сохранить Ислам в Андалусии. Похоронен Абдурахман в Кордове.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

Абдурахман Ад-Дахиль – ястреб Курейшитов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.