Как писал признанный специалист по изучению арабоязычного письменного наследия Дагестана Х. А. Омаров, «‘Усман-дибир, сын Мухаммада из Ириба, упоминается в основном в местных документальных источниках на арабском языке на должностях кади, наиба, муфтия общества Тленсерух с 30-х годов ХIХ в. до окончания войны (1859 года).
После пленения Шамиля он почти до конца ХIХ века работал в своём селении в качестве кади, затем председателем окружного суда Гунибского округа (диван-беком), главой шариатского суда. В его доме в селении Ириб (ныне в Чародинском районе РД) сохранилась богатейшая библиотека, содержащая переписку со многими должностными лицами имамата, а после падения имамата – с военно-административным руководством царской России в Дагестане.
Зимой 1858 г. ‘Усман-дибир упоминается в качестве наиба Ириба при сражениях в Новом Дарго». (Образцы арабоязычных писем Дагестана ХIХ в. / изд. Х.А. Омаров. Махачкала, 2002. С. 228.)
‘Усман-дибир являлся представителем самого многочисленного в Ирибе тухума ЦIикъилал, название которого образовано от имени некоего ирибца по имени ЦIикъ. Согласно генеалогии (Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала, 2005. С. 63.), указанной алимом Абдаллах-дибиром из селения Ириб в 1869 г. в переписанной им книге (Абдаллах-дибир, сын Мухаммада, сына ‘Усмана (в русском переводе генеалогии имя «Усман» упущено, однако оно значится в арабском наборном тексте. См. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Указ. раб. С. 63.)), сына Хаджиява, сына Ахмата (АхIматI), сына Цика (Ц1икъ), сына Мухамата (МухIаматIа), сына ‘Али, ирибец, давший своё имя самому многочисленному тухуму ЦIикъилал (авар. – «рысиные»), жил во второй половине ХIХ в.
Мы исходим из того, что переписчик родился в 1820-х гг., а средний период сменяемости поколений в данной семье в ХIХ – первой половине ХХ. вв. составляет 34 года (члены данной патронимии на протяжении ряда поколений являлись алимами и, видимо, из-за многолетнего периода обучения поздно вступали в брак).
Переписчик ‘Абдаллах-дибир был пятым по счёту в генеалогической цепочке после Цика, соответственно, можно предположить, что Цик родился в 1650-х гг. (1820 – 34 х 5 = 1650).
В библиотеке М. Дибирова, хранящейся в с. Мачада Шамильского района, один из авторов (М. Г. Шехмагомедов) обнаружил письмо некоего Абуча, сына покойного Хаджи-Мухаммада, сына Цикил Ахмада ал-‘Ири. Адресовано оно известному учёному ХVIII в. Хадису ал-Мачади (1689–1770) и содержит просьбу принять его на учёбу.
Если учесть различие между устной и письменной формами передачи антропонимов в данном регионе, то не вызывает сомнений тождественность генеалогий ‘Абдаллах-дибира и Абуча, который приходился братом его деду ‘Усману.
В посемейных списках жителей с. Ириб, составленных в 1886 году, указано, что ‘Усман-дибиру на тот момент исполнилось 75 лет. Согласно памятной записи, обнаруженной исследователем арабоязычных исторических источников Дагестана Абубакаром Шайхилави из с. Саситли в одной из книг библиотеки ‘Усман-дибира, он родился в 1813 г. (1228 г. х.).
В посемейных списках возраст записывался со слов респондента, и ‘Усман-дибир указал количество лет по мусульманскому календарю – 75 лет. То есть ‘Усман-дибир родился в 1813 году, и в 1886 году ему, учитывая разницу между календарем хиджры и юлианским календарем (примерно один год каждые 33 года), было 73 года.
Научное наследие ‘Усман-дибира ещё не было предметом исследования специалистов, предстоит поисковая и исследовательская работа. На данном этапе мы можем отметить, что он является автором многочисленных письменных заключений по различным правовым вопросам. Они содержатся в принадлежавшем ему четырёхтомном сочинении «Тухфат ал-мухтадж». Также есть некоторые сведения о письменном наследии ‘Усман-дибира, предоставленные нам научным сотрудником Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадаса Дагестанского научного центра Российской академии наук М.О. Омаровым.
Он сообщил, что в 2004 г. вместе с покойным текстологом Х. А. Омаровым исследовал четыре коллекции рукописных книг, хранящихся в Ирибе. В его записях зафиксировано, что ‘Усман-дибир являлся автором сочинения «Сравнительная грамматика арабского и аварского языков». Сообщение об этом Х. А. Омаров нашел на полях одной из книг, принадлежавших ‘Усман-дибиру.
Также по данным М.О. Омарова в 1839 г. ‘Усман-дибир написал работу по теории проведения научных дискуссий. Данные сведения нуждаются в уточнении, работу над этим наш исследовательский коллектив планирует провести в последующем.
Что касается жизненного пути ‘Усман-дибира, то на него наложили отпечаток масштабные исторические события бурного ХӀХ века. Он занимал различные должности в системе органов государственной власти Имамата. ‘Усман-дибир проработал кадием в родном селении, муфтием и заместителем наиба и, наконец, наибом (в 1858-59 гг. под общим управлением мудира Даниял-бека).
Конечно же, ‘Усман-дибир участвовал в различных сражениях и военных действиях, однако он не упоминается в числе выдающихся военачальников. Будучи учёным-богословом, он в основном подвизался на административно-правовом поприще.
Ириб в этот период был центром мудирства, в которое входила территория юго-восточной части горной Аварии: современные Чародинский, Тляратинский, Цунтинский, Шамильский и Гунибский районы республики Дагестан. Одновременно Ириб являлся крепостью – главным укреплённым пунктом, прикрывавшим южные рубежи Имамата, и центром организации походов в этом направлении, наглядным примером чего может служить Ахтынский поход 1848 года.
После падения Имамата ‘Усман-дибир жил в родовом селении и, как свидетельствуют нижеприведённые источники, пользовался уважением и авторитетом у местного населения. Наиб Тленсеруха ‘Абдаллах ан-Нукуши давал ему различные поручения, неизменно называл его в своих письмах братом и демонстрировал почтительное отношение.
В конце 1877 года ‘Усман-дибира ненадолго, до конца июня 1878 года, назначили наибом Тленсеруха. В том же 1878 г. ‘Усман-дибир стал депутатом Гунибского окружного суда (Кавказский календарь на 1879 г. Тифлис, 1878. С. 115.). Работал он там и в начале 1880-х годов. Об этом свидетельствует фотография этого периода, на которой он запечатлён вместе чиновниками военно-народного управления.
В дальнейшем «Кавказский календарь», в котором публиковалась номенклатура должностей с именами чиновников военно-административного аппарата, нерегулярно указывает состав суда, что не позволяет нам установить, до какого года он проработал в должности депутата суда.
Дату смерти ‘Усман-дибира, похороненного в родовом селении, установить не представляется возможным. Надпись на его надмогильной плите оказалась повреждённой влагой и не поддаётся чтению. Мы лишь знаем, что он дожил до 1890-х годов.
Согласно преданиям, у ‘Усман-дибира был сын или брат по имени Хаджияв-дибир. Вместе с тем, рядом с могилой ‘Усман-дибира имеется могильная плита со следующей надписью: «Мир не опустеет из-за смерти подлых людей, однако опустеет из-за смерти благородных. Могила учёного, благочестивого и смиренного Хаджиява, сына совершенного воителя за веру (гази), да простит Аллах [их грехи]. 1327». (1909 г.)
В данном случае есть вероятность, что под совершенным воителем за веру, чьим сыном указан Хаджияв, подразумевается ‘Усман-дибир.
Возможно, во многом благодаря ‘Усман-дибиру Ириб во второй половине ХӀХ в. стал одним из важных образовательных центров юго-восточной Аварии.
До сегодняшних дней дошла лишь небольшая часть библиотеки ‘Усман-дибира. Интересно отметить, что среди популярных сочинений по праву в библиотеке встречаются довольно редкие на Кавказе труды по праву авторов шафиитского мазхаба. Сохранившаяся часть ‘библиотеки Усман-дибира содержит 23 рукописи.
1. Четвёртая часть сочинения «Нихайат ал-мухтадж ила шарх ал-Минхадж». Автор – Мухаммад бин Ахмад ар-Рамали (ум. в 1004 г. х./1595-96 г.) известный шафиитский правовед, родился и умер в Египте. Данное сочинение написано им в 973 г. х./1565 г. как комментарий к популярному сочинению «Минхадж ат-талибин» выдающегося правоведа, хадисоведа и биографа Абу Закарийи Яхьйи ан-Навави (ум. в 676 г. х./ 1278 г.). Это одна из двух печатных книг в библиотеке. Издана она в Египте в 1298 г. х. (1881 г.) в издательстве «Аль-Маймунийа». Имеется владельческая запись «Хозяин этой книги ‘Усман-дибир».
2. «Тасриф ал-’иззи». Автор ‘Изз ад-Дин Абу-л-Фада’ил Ибрахим ал-Хазраджи аз-Занджани написал данное сочинение по морфологии арабского языка в Багдаде (655 г. х./1257 г.). Дефектный экземпляр. Бумага местная. Переписчик Мухаммад, сына ‘Умара из селения Ириб. Конец ХӀХ века.
3. «Ал-Варакат [ал-кабира] ал-махалли». Автор – ‘Абд ал-Малик ал-Джувайни (1028-1085 г.), известный шафиитский правовед, имам Мекки и Медины (Имам аль-Харамайн). Сочинение по исламскому праву. В колофоне имеется следующая запись: «Завершил переписку этой книги "Варакат", будучи кадием в с. Ругельда, после возвращения войск Дагестана из вилайата Чачан в благословенном месяце джумад ал-ахир 1267 года (начался 2 апреля 1851 г.). Переписчик –‘Усман ал-‘Ири».
4. «Тухфат ал-мухтадж». 1-й том. Автор – Шихабуддин Абу ал-Аббас Ахмад бин Мухаммад бин ‘Али Ибн Хаджар ал-Хайтами. Сочинение – комментарий к книге «Минхадж-ат-Талибин» имама ан-Навави (1233-1277 г.). Данное четырёхтомное сочинение считается одним из наиболее часто используемых трудов по шафитскому фикху. В книге имеется множество глосс и вложенных писем ХӀХ в., написанных ‘Усман-дибиром или адресованных ему.
5. «Тухфат ал-мухтадж». 2-й том. В рукописи имеется несколько листов с биографией автора сочинения с припиской: «Переписано в начале месяца Раби уль-Авваль 1291 г. (начался 18 апреля 1874 г.) в местечке Урдиб (ГӀурдиб – Ирибский хутор, расположенный в двух километрах к западу от села, в долине речки Унух-тляр (авар.: ГӀунухъ-лъар – замёрзшая речка))».
6. «Тухфат ал-мухтадж». 3-й том. В колофоне имеется следующая запись: «Переписал Газияв, сын ‘Умара из сел. Гоаб (ал-ГӀугьи) возле учёного, благочестивого шейха Ахмада, сына Ибрахима из с. Хурух. Завершена переписка в понедельник благословенного месяца ша‘бан 1172 г.» (начался 29 марта 1759 г.). На полях рукописи имеется завещание, составленное в 1186 г. х. (начался 4 апреля 1772 г.).
7. «Тухфат ал-мухтадж». 4-й том. В рукописи имеется один лист с комментариями к сочинению, на котором записано: «Переписано Мухаммадом, сыном Муртаза-Али в с. Ритляб, в медресе кади Цихилава (ЦӀихӀилав) в 1224 г. (начался 16 февраля 1809 г.)». В конце этой же книги имеются сведения о рождении у указанного Мухаммада двух сыновей: ‘Усмана – в 1228 г. (начался 3 января 1813 г.) и ‘Умара – в 1231 г. (начался 2 декабря 1815 г.), он же умер в 1235 г. (начался 20 октября 1819 г.). Это говорит о том, что вышеуказанный Мухаммад, сын Муртаза-Али – отец ‘Усман-дибира.
В данной рукописи имеются завещания Цихилава и других лиц – жителей с. Ритляб, что говорит о том, что, возможно, данная книга попала к отцу ‘Усман-дибира из рук его учителя Цихилава.
8. Сборная рукопись, состоящая из различных сочинений по праву. В рукопись вложен лист с изложением некоторых тезисов ‘Али ал-Кили (ум. в 1690 г.) по логике.
9. «Джавахир ал-Кур’ан». Автор - Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад ал-Газали ат-Туси (1058-1111 г. х.) – исламский богослов, правовед и философ, родился и умер в иранской области Хорасан. Местная бумага, предположительно середины ХVIII в. Дагестанский насх. В колофоне имеется следующая запись: «Переписал Хаджи-Мухаммад, сын Мухаммад-‘Али из сел. Гагаб (Гьагьаб) возле учителя и господина, бесподобного учёного во всех науках, но особенно сведущего в сочинениях ал-Газали – Лабазана, сына Мухаммада, сына Абу-Бакра». Дата переписки не указана.
Имеется приписка: «Эта книга является залогом, [выданным] ‘Усманом ал-‘Ири за книгу "Курды" (Мухаммад бин Мухаммад ал-Курди – автор двух известных в Дагестане сочинений: "Хади ал-муддаккик" и "Аль-Фатава ал-баззазийа"), которая находится в его руках. [Надпись] составлена в [месяце] рамазан 1273 г.» (начался 25 апреля 1857 г.).
10. «Шарх ал-Хави». Автор Имамуддин Абуль-Касим ‘Абдул-Карим бин Мухаммад бин ‘Абдул-Карим аш-Шафии ар-Рафии ал-Казвини (родился и умер в иранском городе Казвин; 1160–1226 гг.). Сочинение является субкомментарием к сочинению по шафиитскому фикху «Нихаят ал-Матлаб» ‘Абд-ал-Малика бин ‘Абдаллаха ал-Джувейни (1028–1085 г., Нишапур).
Его ученик Абу Хамид ал-Газали выпустил три сокращённых переложения этой книги, третья из которых называлась «Аль-Ваджиз». Комментарием к ней и является «Шарк ал-Хави». Восточная бумага, ХVII в. Насх. Книга отреставрирована ‘Усман-дибиром, он же дописал утерянные листы, сверив с другим списком сочинения.
11. «Хашийа ал-Калйуби ва шайх ал-‘Умайра ‘ала Шарх ал-Махалли ‘ала-л-Минхадж» – супракомментарий египетского учёного Шихабуддина Ахмада бин Мухаммад ас-Салам ал-Мисри ал-Кальюби (ум. в 1659 г.) и шейха ал-‘Умайра в четырёх частях к комментарию ал-Махалли (ум. в 1459 г.) «Канз ар-рагибин» к сочинению по мусульманскому праву «Минхадж ат-талибин» Мухйиддина Абу Закария Йахйи бин Шараф ан-Навави (ум. в 1277 г.).
Книга издана в Каире, в типографии «Ал-Матба‘а ал-маймунийя» в 1306 г. х./1888-89 г. Одна из двух печатных книг в библиотеке. Приписка к колофону: «Завершил чтение ‘Абдулмажид, сын учёного Мухаммада ал-‘Ири (ал-Гьирий). Отметки сделаны 17 числа января 1911 г., когда он был кадием села Ценеб».
12. Сборник выписок по различным вопросам исламского права. Рукопись дефектна, не имеет начала и конца. Внутри рукописи очень много писем, датируемых второй половиной ХӀХ в. Имеется запись, сделанная ‘Усман-дибиром в месяце ша‘бан 1297 г. (начался 8 июля 1880 г.).
Также есть интересная запись о том, что паломник двух святынь Хасан из с. Нукуш (один из руководителей восстания 1877 г. в Тленсерухе) умер в тюрьме города Темир-Хан-Шура, а его жена Бахарчу и две её дочери высланы в город Опочка (Упушка) Псковской губернии.
13. «Канз ар-Рагибин». Автор – Джалал ад-Дин Мухаммад бин Ахмад ал-Махалли (ум. в 1459 г.). Данное сочинение по шафиитскому фикху является комментарием к сочинению «Минхадж ат-талибин» Имама ан-Навави (ум. в 1277 г.). Местная бумага. ХVIII в. Дагестанский насх.
14. «Вафийа фи шарх аш-Шафия». Комментарий Ахмада бин Мухаммад бин Абу Бакр бин Мухаммад (ум. в 813 1411 г.) к сочинению по морфологии арабского языка «Аш-Шафия фи-т-тасриф» Ибн ал-Хаджиба (ум. в 1248 г.). Колофон отсутствует. Фабричная российская бумага. Конец ХӀХ века.
15. Дефектная рукопись по наследственному праву. Отсутствует начало, что не позволяет установить название сочинения. В колофоне имеется следующая запись: «Переписана рукой Ибрахима, сына господина (мавлана) Мухаммада в медресе Хатунийа, расположенного в Эрзуруме (Арзурум), в 1083 г. х. (начала 28 апреля 1672 г.). Затем эта рукопись перешла во владение Бакра, сына Халила, сына Ибрахима». Есть приписки на османском языке.
16. «Шарх Силк ал-айн». Автор сирийский учёный и шейх ‘Алаван ‘Али бин ‘Атийа ал-Хамави (ум. 936/1530). Комментарий к суфийской касыде ‘Абдалкадира ас-Сафади. В конце имеется приписка, сообщающая, что ‘Усман-дибир закончил переписку этой рукописи, «находясь у себя дома во время наиба Мухаммада ал-Сугратли (Сугъралъи), когда в Ирибе была засуха и среди скота свирепствовала чума. Джумад ал-ахир 1289 г. х.» (начался 7 июня 1872 г.).
Интересно, что в данной работе по суфийской этике очень много комментариев, глосс и приписок ‘Усман-дибира, что говорит о его компетентности в данной сфере.
17. «Наджм ал-вахадж би шарх ал-Минхадж». Автор – Камал ад-Дин Мухаммад бин Муса ад-Дамири (ум. в 1405 г.). Комментарий к «Минхадж ат-Талибин» Абу Закарийи Яхйи ан-Навави (ум. в 676 г. х./ 1278 г.). Бумага местная. ХVIII в. Дагестанский насх.
18. Сборник повседневных молитв, талисманов и адатов. Имеется три листа, на которых записаны местные дагестанские адаты. Владельческая запись гласит: «Хозяин этой книги Ахмад, сын Ибрахима».
В рукописи имеется интересная памятная запись: «Произошло сильное землетрясение в конце месяца раджаб 1078 г. х. (начался 16 декабря 1667 г.). Сёла и города затряслись, умерло огромное количество людей. Часть людей из городов убежала за пределы поселений ("на просторы"). Записал Ахмад, сын Ибрахима в селении Магар».
Судя по всему, указанный Ахмад, сын Ибрахима, является составителем данного сборника, в котором он собрал интересные для себя сведения из различных источников.
19. Коран. Конец ХӀХ в. Без колофона. Дагестанский насх.
20. Дефектная рукопись по правовым вопросам. Без колофона. Восточная бумага. Рубеж ХVII-ХVIII веков. Закавказский насх. Судя по всему, переписчик – дагестанец, обучавшийся в ираноязычных районах Восточного Кавказа.
21. «‘Уджала ал-мухтадж ила тавджих ал-Минхадж». Автор – Сираджаддин Абу-Хафс ‘Умар бин ‘Али бин Ахмад ал-Мисри аш-Шафии (ум в 804 г. х./ 1401 г.). Известный египетский правовед, более известный как Ибн ал-Мулаккан. Переписчик ‘Усман-дибир. Даты не имеется.
22. «Китаб Ширази фи баян ‘илм ал-фараиз». Автор – Мухаммад ал-‘Умари ал-Муршиди. Наследственное право. Рукопись дефектная. Бумага местная, предположительно конца ХVIII в. Переписчик и не указан. Почерк – дагестанский насх.
23. «Хади ал-мудаккик ли ‘ибарат ал-мухаккик». Автор – Абу ал-Хасан ал-Бакри ал-Мисри (ум. 1583 г.). Субкомментарий к «Канз ар-рагибин» (Махалли) Джалал ад-Дин ал-Махалли. Колофон отсутствует. Бумага лощёная, голландская. ХVIII – начала ХӀХ вв.
В конце рукописи имеется следующая приписка: «Я подправил эту книгу от начала и до конца, всю полностью, сверив с книгой Чухалава ал-Магари в селении Хинуб, когда я там был назначен кадием в благословенном месяце мухаррам 1265 г. х. (начался 27 октября 1848 г.) Я не знаю, к кому попадет эта книга, однако пусть тот человек скажет: "О Аллах, прости [грехи] тому, кто исправил и подправил эту книгу, ради уважения к пророкам. Аминь"».
Из этой описи видно, что основная часть библиотеки представлена сочинениями по фикху, что свидетельствует о научных интересах владельца. А множество вопросов по проблемам наследственного права к ‘Усман-дибиру и его ответы на них свидетельствуют о том, что он был признанным авторитетом в этой области.
Из книги «ТЛЕНСЕРУХ В КОНЦЕ ХVIII – НАЧАЛА ХӀХ ВВ.»
Шехмагомедов М.Г.
Хапизов Ш.М.
Маламагомедов Д.М.