Сайфуддин Кутуз, победитель монголов

3 Февраль 2018
15932

Однажды амир Кутуз глянул с балкона своей крепости во двор цитадели «Джабаль аль-фасиха» и увидел маленького султана, который играл со своими сверстниками, прыгая на осла. Амир сильно разозлился, тяжело вздохнул и сказал: «Разве это истинный правитель Египта? Поистине, беда, когда городами руководит подобный беспечный юноша».

Затем он успокоился немного и сказал: «Нет опасности для судьбы государства, пока им управляю я. Я наместник султана, руководящий делами государства, и не отвлечёт меня с этого момента то, что султан занят играми и забавами. Сколько я утомлялся, делая ему назидания и наставления, но он не слушает назидающего и не слышит ничьего мнения». Затем он закрыл балкон, отправился в свой зал и сел в ожидании почты.

Пришёл гонец и подал ему пришедшие письма. Амир начал их читать. Не успел он прочитать первое письмо, как его лицо изменилось, по его щекам потекли слёзы, и он начал повторять: «Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха». Его погружённость в чтение прервал стражник, просивший для визиря разрешения войти.

- Что вас постигло, о правитель? – спросил визирь.

- Багдад, украшение этого мира, Кааба знаний, пал перед Хулагу, правителем монголов.

Визирь спросил:

- Когда это случилось?

Правитель ответил:

- 4 числа месяца Сафар 656 года.

Правитель Кутуз продолжал рассказывать визирю об этом кровавом горе и говорил ему: «Монголы убили правителя аббасидов и его семью. Мусульмане в первый раз остались без правителя после кончины Пророка . И они на этом не остановились. Они убивали всех, кого встречали. Число убитых дошло до миллиона. Они завладели тем, что было у них в домах. Они выбросили в реку книги, которыми были переполнены библиотеки Багдада, и сделали из них переправу для себя».

Кутуз умолк на миг, и воцарилась печальная тишина. Затем визирь попросил разрешения покинуть его и заняться своими делами.

Кутуз погрузился в воспоминания и вспомнил, сколько у него в прошлом было величия и славы. Его дядя Джамалуддин Аль-Хаваризми был султаном, воевавшим против монголов и одержавшим множество побед. Но разделение предводителей мусульман и их занятость своими заботами помешали ему одержать окончательную победу.

Начав проигрывать, он испугался, что его семья попадёт в руки к монголам, и повелел потопить корабль с родственниками. Кутуз часто вспоминал их крики, и это не давало ему покоя. Затем он странствовал с дядей, воюя с монголами, пока тот не пал от рук одного из коптов вдали от своей родины.

Кутуз вспоминал, как после этого его продали на рынке Дамаска, и как он стал мамлюком Ибну Заима. Он обучился у него, выучил немного из Корана, изучил фикх и арабский язык. После этого он переселился в Каир и стал работать с Иззуддином Айбаком, одним из амиров султана Египта Малика Салахуддина аль-Аюби. Рядом с ним он возвысился и стал самым великим из его мамлюков и его доверенным человеком. Когда Айбак возглавил Египет, он взял в помощники именно Кутуза, чтобы тот руководил делами государства и обеспечил порядок и безопасность в стране.

Султан Айбак встречал большое сопротивление со стороны амира мамлюков-бахритов Фарисуддина Актая – обманутого и гордого человека. Египтяне вкусили много зла и смуты от него. Не спаслись и улицы Каира от его смуты и смуты его последователей. Наконец, люди не выдержали и обратились к султану.

Султан пытался воспрепятствовать ему силой, но не смог. Фарисуддин дошёл до пределов в унижении султана, настолько, что даже обращался к нему просто по имени – не добавляя «султан». Не нашёл Айбак лучшего пути избавления от этой беды, кроме как убить Фарисуддина. Он подготовил для этого группу мамлюков, которые впоследствии убили Фарисуддина Актая. А сторонники Фарисуддина, среди которых был и Бейбарс, узнав об этом, обратились в бегство.

Тем временем у султана Айбака возникли разногласия с женой – Шаджар ад-Дурр, и каждый из них искал момента, дабы убить другого. Жена опередила его в этом, однако спустя некоторое время и сама была убита. После смерти Айбака власть перешла к его сыну – Нуруддину Али, которому не было и пятнадцати лет.

Прошли эти воспоминания перед глазами Кутуза и возбудили в нём сильную печаль, которую он тщательно скрывал от окружающих.

До Каира доходили очень печальные вести о действиях монголов, а люди даже не верили, что города Шама пали перед монголами. Монголы устроили резню мусульман в этих городах, разрушили дома и крепости и завладели их имуществом.

Когда люди в Египте слышали про это, их сердца разрывались от страха перед «непобедимыми» монголами. Спасшиеся от той резни очевидцы так преувеличивали события в своих рассказах, что люди просто ждали их прихода, чтобы сдаться им без сопротивления, как будто они и есть сама судьба, которой не избежать.

Эти вести зарождали печаль в сердце Кутуза в то время, как маленький султан находился в беспечности и неведении относительно всего происходящего и был неспособен уладить эту ситуацию, а правители даже не беспокоились о том, что их ожидает. А люди всё повторяли и повторяли рассказы, от которых их сердца переполнялись страхом. Усилилась печаль Кутуза с приходом тысяч беженцев, которые рассказывали людям о том, что постигло их в Шаме.

«Что делать сейчас», – повторял Кутуз, и голова его разрывалась от дум. Затем ему на ум пришла мысль о необходимости сместить маленького султана и взяться за это самому. В этот миг внутренний голос сказал ему: «Не из нравов благородных людей снимать сына своего учителя с власти и самому садиться на его престол».

Но ему ответил голос разума и мудрости: «При безвыходных ситуациях решения бывают другими, и города должны быть в доверенных руках, которые в состоянии решать вопросы и нести бремя правления, а не в руках беспечного юноши, которым управляет его мать».

В его душе утвердилась эта мысль, и он вспомнил вещий сон, в котором Пророк обрадовал его победой над монголами.

Взошло субботнее солнце 24 Зуль-Каиды 657 года, амиры собрались на охоту в восточную пустыню, когда Кутуз решил свергнуть маленького султана. Но он выжидал подходящего момента, и когда почти все амиры вышли на охоту за пределы Каира, Кутуз сместил султана, его брата и его мать.

Он заключил их в одну из башен крепости и провозгласил себя султаном. Ему присягнули присутствующие амиры, и он прозвал себя «победоносным правителем». Затем, когда остальные амиры вернулись с охоты, они воспротивились тому, что Кутуз сделал с маленьким султаном. Кутузу было нужно их одобрение, и он сказал: «Я сделал это не ради власти, а для того, чтобы сражаться с монголами, а это невозможно иначе чем под руководством сильного правителя. Если мы выйдем и победим монголов, то дело будет за вами, и вы назначите себе султаном кого пожелаете».

Это успокоило души разгневанных правителей, и они признали его султаном.

В это время монголы наступали в Шаме, переходили из одного города в другой, разрушая их и убивая всех на своём пути, пока не вошли в Дамаск. Затем направились в Ба‘лабакка, а часть их направилось в Газу. Никто не мог противостоять им. Всеми овладел страх, и не осталось перед ними преград для овладения всеми мусульманскими землями, кроме Египта.

В то время, когда Кутуз следил за новостями о монголах и готовился к встрече с ними, к нему пришло письмо от Хулагу с угрозами в его адрес и в адрес остальных правителей, в котором было сказано: «Мы являемся войском Господа на земле. Он создал нас из своего гнева и наслал на тех, на кого пал его гнев. Извлеките пример из участи других и подчинитесь нам. Мы не сжалимся над тем, кто плачет или жалуется. Вы уже слышали, что мы завоевали все города и очистили землю от смуты, что мы убили большинство людей. Бегите!..».

Султан сел, размышляя об этом письме, он провёл ночь, не сомкнув глаз. Сон не одолел его. С наступлением рассвета он встал, совершил намаз, взмолился Господу с просьбой оказать ему содействие в принятии правильного решения и подготовился, чтобы отправиться в зал собраний.

Султан прибыл на совет, и вокруг него собрались почётные люди и судьи его государства, он прочитал им письмо Хулагу и спросил, что они думают по этому поводу. Присутствующие замолчали и, опустив голову, погрузились в размышления о судьбе их государства.

Один из присутствующих заговорил, призывая к подчинению и компромиссу с монголами, чтобы не ввергнуть Каир в кровопролитие и разруху, подобно Багдаду, Дамаску и Алеппо. Другие поддержали его решение, говоря, что это голос мудрости и разума.

Султан побоялся, что этот настрой распространится на всех присутствующих, и сказал решительным голосом: «Поистине, это мнение слабости и подчинения… Как мы можем бояться встречи с врагами Ислама, в то время, как мы владеем имуществом и оружием… Поистине, Аллах обещал нам или победу, или смерть шахида. Пусть мы получим одно из благ… Мы не будем сидеть в ожидании врага. Нет! Мы пойдём ему навстречу!»

Слова султана, словно по волшебству, вселили спокойствие в сердца присутствующих. Все решили не подчиняться и противостоять им. И, чтобы пресечь возможность передумать, он велел казнить монгольских послов. Их было четверо. Головы их были повешены в разных местах в Каире, чтобы люди почувствовали уверенность в себе и в способность победить.

Во время подготовки к Кутузу прибыл бежавший в Шам Бейбарс со своими сторонниками и выказал готовность служить Кутузу и воевать против монголов. Султан принял его, чем усилил своё войско.

Кутуз не стал ждать прибытия врага и сам вышел со своими силами в Каир, чтобы оттуда отправиться в поход. Когда он заметил, что некоторые амиры сомневаются, выйти ли против монголов, он воззвал к ним: «О правители мусульман, было время, когда вы питались из общей казны, а теперь не желаете воевать? Я направляюсь навстречу к монголам, тот, кто желает сражаться на пути Аллаха, пусть идёт со мной, а кто нет, пусть остаётся дома. Ведь Аллах всё видит».

Эта речь оказала на них воздействие, и те, кто боялся встретиться с врагом, примкнули к его войскам, желая сражаться на пути Аллаха. Войско, окружённое заботой Аллаха, отправилось на взятие Шама.

Передовым войском командовал Бейбарс, с которым он отправился в Газу, где находилась часть войска монголов. По прибытии Бейбарс, не останавливаясь, сразу пошёл в наступление и разгромил монголов. Эта маленькая победа сыграла важную роль: она вернула уверенность в души воинов, убеждённость в своей способности противостоять им и в своей стойкости.

Хулагу не было в Шаме при нападении войска Египта, в управлении войском его подменял Китбуга, а Хулагу покинул Шам, чтобы отправиться в Каракум – столицу монголов, чтобы посовещаться о выборе нового кагана для своего государства.

Когда Китбуга узнал о прибытии Кутуза во главе египетского войска, он решил пойти к нему на встречу. Он обманывал себя, представляя, что пройдётся со своим войском, и что египтяне встретят свою смерть из-за своего неоправданного риска… Что они встретят монголов, которые не отступают. И он улыбнулся, насмехаясь, повторяя про себя: «Они встретят монголов, которые не отступают». Китбуга отправился со своим войском к местности Айн Аль-Джалут вблизи города Бефсан в Палестине.

Кутуз пошёл по берегу Шама, а затем направился на восток до Палестины, пока не дошёл до Айн Аль-Джалута, где находилось войско монголов.

Утром на пятницу 25 Рамазана 658 года снизошла на мусульман благодать священного месяца. Они вспомнили победу первых мусульман при Бадре, и обрадовались их души, и вселилось в них спокойствие. Кутуз уже выстроил свои войска и был спокоен за готовность своего войска к битве.

Монголы не смогли ждать и поспешили в сокрушительное наступление, заколебались ряды мусульман, и казалось, что монголы победили, если бы не громкий зов султана, который переполнил просторы поля битвы, говоря: «О Ислам! О Ислам!».

Это помогло войску, наделив его устрашающей силой и упорством в сражении. Мусульмане устояли в битве и пошли на монголов мощной атакой, после чего заколебались ряды противника. Их предводитель Китбуга был убит в битве, из-за чего дух войска упал, и они обратились в бегство, а мусульмане следовали за ними, пока поле битвы не было усеяно убитыми монголами.

После победы султан спустился с лошади, опустил лицо на землю, поцеловал её и совершил суджуд в знак благодарности Всевышнему. Все амиры направились к нему, поздравляя с победой, и глаза его переполнились слезами радости. Он видел мусульман с руками, полными трофеев.

Когда монголы в Шаме услышали весть об этом большом поражении, они также обратились в бегство. Кутуз обошёл города Шама и вошёл в Дамаск на второй праздничный день. Он остался там ненадолго, чтобы навести порядок в государстве.

После того, как Кутуз убедился в установлении порядка, он решил вернуться в Каир, который, украшенный, ждал храбреца, победившего монголов и вернувшего уверенность в сердца людей. Но судьба пожелала, чтобы он не увидел радость победы в глазах тех, кто ждал его. Перед тем, как войти в Каир, для него рядом городом установили шатёр для отдыха. В это время отношения между ним и Бейбарсом, лучшим из его полководцев, ухудшились из-за одного доносчика. Бейбарс решил избавиться от султана. Он нашёл несколько единомышленников из амиров для совершения этого преступления. Они решили убить его без причины на то или проступка с его стороны. Шайтан поигрался с их разумом, и они выжидали момента для осуществления задуманного.

Момент выпал, когда султан Кутуз вышел на охоту и отдалился от своего войска. Он был в присутствии амиров, и к нему подошёл амир Бейбарс и попросил дать ему женщину из пленниц-монголок. Султан согласился и дал ему то, чего он желал. В этот момент Бейбарс направился к султану, чтоб поблагодарить его, и когда султан протянул ему руку, он схватил её, чтобы обездвижить. Это было знаком для его единомышленников: остальные амиры набросились на него с мечами, и султан пал убитым. Это случилось в субботу 15 числа месяца Зуль-Каиды.

Его правление продлилось 11 месяцев и 17 дней. Но имя его осталось навечно в книгах истории, и его победа осталась свидетельством храбрости и самоотверженности.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

По материалам книг «Дурус фи тарих Аль-Ислам» и «Кадат ва аль-абталь - Сайфуддин Кутуз»

Подготовили: студент 5 курса ДТИ им. Саида Афанди А. Сайпудинов и преподаватель ДТИ им. Саида Афанди Насир Сулейманов

 

 

Смотрите также:

Первая победа над монголами

Проблема с Акко и её дипломатическое решение

Перенос театра военных действий на территорию Палестины. Часть 1

Как Кутуз принял окончательное решение выйти на джихад против монголов

Чрезвычайно жёсткая фетва шейха Ибн Абдуссаляма

Кутуз созвал срочное собрание

Чем пригрозили монголы Египту и правителю Кутузу

Кутуз и его противостояние монголам

Кутуз и его противостояние монголам. Часть 2

Как Кутуз укрепил армию Египта к встрече с монголами. Часть 1

Возвращение мамлюков-бахритов на Родину

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.