Хабибуллах аль-Карахи – выдающийся учёный дореволюционного Дагестана

9 Август 2018
4391

Хабибуллах аль-Карахи – выдающийся учёный, факих дореволюционного Дагестана, сын известного учёного, секретаря и муфтия имамата Мухаммад-Тахира аль-Карахи. Родился он в 1840 (1256) году, в год, когда в Дагестане вследствие сильной засухи и неурожаев повсеместно свирепствовал голод.

К сожалению, мы располагаем весьма скудными сведениями об этом учёном. Но из имеющихся данных можно сделать вывод, что он являлся выдающимся учёным Ислама.

Учителями Хабибуллаха были многие учёные Дагестана того времени: первым и основным, конечно же, был его отец, авторитетнейший и известный учёный; а также такие личности, как Мухаммад бин Хаджи, Дибир аль-Гонохи, Муаз и Гитин Мухаммад из Гидатля, Гитин Мухаммад из Гоноха, Ибрахим из Согратля, Хаджияв-хаджи из Гоноха. С их помощью Хабибуллах изучил множество книг по различным исламским наукам.

В общем, Хабибуллах аль-Карахи был очень эрудированным и образованным учёным. Чтобы понять, насколько высоко было его положение, достаточно привести в пример следующее. В библиотеке села Цулда Чародинского района хранятся книги Мухаммад-Тахира и его сына Хабибуллаха. В ней представлены книги практически по всем отраслям исламской науки. В нескольких многотомных изданиях, которые в наше время не принято читать полностью из-за их объёмности, проставлены его заметки, примечания и дополнения. Это говорит о том, что он прочитал их полностью.

Хабибуллах написал несколько небольших посланий и субкомментариев. Нам известны следующие его книги:

1. «Танбихат-талиб иля и‘фаи аль-лихьяти ва ихфаиаш-шариб» / «Назидание студенту отпускать бороду и укорачивать усы». В книге собраны хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и цитаты учёных шафиитского мазхаба касательно отпускания бороды и укорачивания усов. В конце XIX века, когда в Дагестан хлынул поток немусульманской культуры, это было большой проблемой. Не только простые люди, но даже люди, получившие исламское образование, в погоне за модой и веяниями времени стали сбривать бороды и отпускать усы. Данное явление в мусульманском обществе побудило Хабибуллаха написать небольшую книгу по этой проблеме;

2. «ХашияталяШарх аль-мафруз». Книга «Шарх аль-мафруз» – одноиз самых известных дагестанских произведений по шафиитскому фикху. Автор книги – выдающийся учёный, отец Хабибуллаха Мухаммад-Тахир. Хабибуллах дополнил книгу некоторыми необходимыми комментариями. Книга стала очень популярной среди учёных и студентов Кавказа. Она приобрела популярность и в арабских странах. Среди книг устаза из Ботлиха Бадруддина-афанди, да освятит Аллах его душу, была обнаружена следующая запись:

«Мне передал человек, заслуживающий доверия, от шейха, специалиста по рецитации Корана, Муртаза-хаджи из селения Гагатли: "К книгам, установленным для преподавания в почётном университете аль-Азхар, относится книга "Шарх аль-Мафруз". Прежде чем приступить к чтению книги, преподаватель сказал: "Мы начинаем читать книгу одного из великих учёных Дагестана, превосходного специалиста, шейха Мухаммад-Тахира из Караха...". И этого достаточно для того, чтобы почтить его книгу "Шарх аль-мафруз". Да смилуется над ним Аллах и над нами из-за него и даст нам благо, чтобы усердствовать в изучении его книги. Амин»;

3. «Тарджамату ан-насиха фи иджтинаби аль-хашиша» / «Перевод наставлений для воздержания от употребления гашиша». Эта книга представляет собой перевод на аварский язык одного раздела из книги «Аз-Заваджир» Ибн Хаджара аль-Хайтами. В ней разъясняется запретность и вред употребления гашиша и табака. Причиной для составления этой тоненькой книжки послужило то, что Хабибуллах увидел, как употребление курева и гашиша стало повсеместным и распространённым явлением в обществе – как среди старшего, так и среди младшего поколения;

4. «Тарджамату Сильк аль-айн». Однажды к Хабибуллаху пришёл один из праведных людей, который имел слабое зрение, и попросил его прочитать ему книгу «Сильк аль-айн», чтобы он смог изучить и выучить её. Хабибуллах согласился и стал читать её ему, переводя и тексты из комментариев (шарх) на эту книгу. В тот момент ему пришло на ум сделать перевод этой книги на аварский язык. Он решил, что в ходе перевода будет отчуждаться от комментариев на аварском языке, которые имелись на полях книги, ввиду того, что некоторые из них противоречили тому, что было написано в книгах-комментариях (шурух) к этой книге. Кроме того, он отказался от дословного перевода книги, как перевёл её учёный Абдулла из с. Тукита, да смилуется над ним Аллах. Таким образом, он написал смысловой перевод этого научного труда на аварском языке. Это издание стало довольно популярным среди горцев;

5. «Рисаля фи адаб аль-Куран аль-мультакату мин аль-Иткан ва ат-Тибьян» / «Послание об этических нормах к Корану, выбранных из книг “аль-Иткан” и “ат-Тибьян”». В данном сочинении Хабибуллах собрал все этические нормы, которые требуется совершать при чтении Корана. Он собрал их из различных авторитетных книг мусульманских учёных, таких как «Аль-Иткан» имама ас-Суюти и «Ат-Тибьян» имама ан-Навави. Также он оставил к книге полезные комментарии.

Известно, что Хабибуллах проявлял большую симпатию к суфиям. Так, в предисловии к своей книге «Тарджама Сильк аль-айн» он пишет следующее: «Я с детства очень любил высказывания суфиев, много читал их книги, хоть и был далёк от праведных деяний, к которым они призывают…».

В своей книге «Аль-Бурудж аль-мушайяда» Хасан-афанди повествует о следующем: «Наш шейх аль-Асали (Абдурахман-афанди из с. Асаб. – Прим. пер.), да освятит Аллах его душу, повелел мне написать письмо учёному, исследователю Хабибуллаху, сыну Мухаммад-Тахира аль-Карахиац-Цулди, чтобы он направился к шейху Шуайбу-афанди аль-Багини ввиду того, что его село находится близко к селу Хабибуллаха».

Это даёт нам основание полагать, что Хабибулла вступил в тасаввуф под наставничество шейха Шуайба-афанди.

По милости Аллаха Хабибуллах успел совершить и хадж. В Мекке он встретился с учёным Ахмадом аль-Хазрави, который за несколько лет до этого совершил хадж за отца Хабибуллаха – Мухаммад-Тахира. Мухаммад-Тахиру в своё время не удалось совершить хадж, а Ахмад аль-Хазрави, услышав про дагестанского учёного, у которого не было возможности совершить обязательное паломничество, совершил за него хадж.

Хабибуллах прожил достойную жизнь учёного, проводя всё своё время в изучении и исследовании исламских наук. У него был сын Абу Бакр, который, как и отец, был достойным учёным. Он умер в год смерти отца.

Назир из Доргели в книге «Нузхат аль-азхан» в конце биографии Мухаммад-Тахира аль-Карахи оставил небольшую заметку о его сыне и внуке:

«У Мухаммад-Тахира был сын по имени Хабибуллах-хаджи, он был выдающимся учёным, сведущим в науках. Скончался он в 1339 году (1921 г.), в конце месяца джумадуль-ула во время земного поклона (суджуд) последнего ракаата послеполуденной молитвы, да смилуется над ним Аллах. У Хабибуллаха был сын Абу Бакр, который, как и отец, был достойным учёным. Скончался он, как и отец, в 1339 году, да будет доволен ими Всевышний Аллах».

Приводимые Назиром ад-Доргели дата и обстоятельства смерти Хабибуллаха не совсем точны. На могильной плите Хабибуллаха в с. Цулда написано следующее:

«Паломник к Дому Аллаха, посетитель могилы Посланника Аллаха, учёный Хабибуллах, сын Мухаммад-Тахира – да смилуется над ним Аллах – скончался в 1339 (1921 г.) году в возрасте 82 лет в последнем поясном поклоне (руку‘) послеполуденного намаза в четверг месяца Раджаб».

Скорее всего, информация на могильной плите является более точной.

Да смилуется над ним Всевышний Аллах и даст нам пользу от его трудов!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Ибн Хадж Аль-Гидатли

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.