Правитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был яркой личностью в истории Ислама. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, прозванный Аль-Фаруком (различающий добро и зло), прославился как храбрец на поле боя и мудрец в управлении государством.
‘Умар родился по прошествии 13 лет с Года слона, в котором состоялось неудачное нашествие Абрахи на Мекку. Он был человеком высокого роста, с широкими плечами и с недюжинной силой. Он принял Ислам после того как Посланник Аллаха ﷺ сделал за него дуа.
От ‘Аиши (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اللَّهُمَّ أَعِزَّ الْإِسْلَامَ بِعُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ خَاصَّةً
«О Аллах, укрепи Ислам именно Умаром ибн аль-Хаттабом». (Ибн Маджах, 105; Ибн Хиббан, 6882; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 1428)
‘Умар также является человеком, который первым открыто начал проповедовать в Мекке Ислам. Его приход в Ислам прибавил мусульманам могущества, чести и достоинства. После того как ‘Умар принял Ислам, мусульмане только набирали силу.
Чтобы подчеркнуть достоинства ‘Умара (да будет доволен им Аллах), достаточно сказать, что он был при жизни обрадован вестью об уготованном ему Рае, и тех слов, которые о нем сказал Посланник Аллаха ﷺ. Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ كَانَ نَبِيٌّ بَعْدِي لَكَانَ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ
«Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар ибн Аль-Хаттаб». (Тирмизи, 3686; Табарани, «Аль-Му’джам аль-Кабир», 822)
‘Умар ибн Аль-Хаттаб был самым учёным среди сподвижников и лучше всех был сведущ в вопросах мусульманского права, ведь несколько раз с его мнением совпал смысл аятов Священного Корана. Поэтому сахабы считали, что с его уходом пропали 9/10 религиозных знаний.
Стоит также отметить, что он пришёл к власти в 13 году по хиджре, после того как Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) покинул этот мир, и за время его правления мусульмане завоевали множество территорий. При нём пали Византийская и Персидская империи.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был примером праведности, благочестия и богобоязненности. Он всегда защищал права своих подданных и постоянно заботился о делах мусульман наилучшим образом. Больше всего он боялся Всевышнего во взаимоотношениях со своим народом и очень опасался потерять хоть малое из того, что доверил ему Аллах.
От ‘Абдуллаха ибн Аль-Мубарака (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
إِنِّي وَاللَّهِ لَأَكُونُ كَالسِّرَاجِ يَحْرِقُ نَفْسَهُ وَيُضِيءُ لِلنَّاسِ
«Поистине, я предпочитаю быть лампой (свечой), которая сжигает себя, давая людям свет». (Ибн Шабба, «Тарих Аль-Мадина»)
Обязанности правителя правоверных ‘Умар исполнял наилучшим образом. Он всегда старался быть в курсе всего, что происходит в народе, и самостоятельно узнавал, в каком положении находится каждый его подданный.
‘Умар часто встречался с простыми людьми. Он не чурался никого, любой мог с ним встретиться и рассказать о своих проблемах.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
كان عمر بن الخطاب كلما صلى صلاة جلس للناس، فمن كانت له حاجة نظر فيها
«Каждый раз, завершив намаз, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сидел перед людьми и рассматривал их вопросы». (Ат-Табари, «Ат-Тарирх»)
И этот человек, который был удостоен чести узнать при жизни об уготованном ему Рае, крайне серьёзно рассматривал свой пост руководителя мусульман. Зная, что в Судный День ему придётся отвечать не только за себя, но за весь свой народ, он старался максимально полно знать о жизни простых людей и оказывать им поддержку.
Для этого он обычно ходил по улицам, как простой человек, и расспрашивал людей об их проблемах и о том, какого они мнения о правителе. Таким образом, он мог быть в курсе народных настроений и проблем.
Мухибб ад-дин Ат-Табри в своей книге «Ар-Рияз ан-азра фи манакиб аль-‘ашра» пишет:
«После возвращения из Шама ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) начал лично заботиться о людях и узнавать о положении своего народа. Однажды он проходил мимо шатра пожилой женщины и решил зайти к ней.
Женщина спросила его:
- Как дела у ‘Умара?
- Он вернулся из Шама живым и здоровым, – ответил он.
- Да не воздаст ему Всевышний благом за меня! – воскликнула тогда женщина.
- Горе тебе! За что?
- С тех пор, как ‘Умар стал правителем мусульман, и до сегодняшнего дня, клянусь Аллахом, я от него ни разу не получила в помощь ни динара, ни дирхема.
- Горе тебе! Как может ‘Умар знать о вашем положении, когда вы находитесь в таком месте?!
- Субхана Ллах (пречист Аллах)! Я не думала, что человек, который правит людьми, не знает о положении своих подданных на всей территории своего государства.
Услышав это, ‘Умар заплакал, говоря: "О горе тебе ‘Умар! Любой человек лучше тебя понимает в вопросах мусульманского права!". Потом он сказал той женщине:
- За сколько вы продадите свою обиду на притеснение халифа? Ибо мне жалко, что его накажут огнём Ада.
- Что вы такое говорите? Вы издеваетесь? Да смилуется над вами Аллах!
- Нет, я не издеваюсь, – ответил ‘Умар.
Он продолжал уговаривать женщину, пока не купил у неё обиду на притеснение за двадцать пять динаров. В это время мимо проходили ‘Али бин Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах). Узнав Умара, они поздоровались: "Ас-саляму ‘аляйка, о правитель правоверных!".
Женщина, поняв, что перед ней стоит халиф, растерялась. Приложив руку к голове, она воскликнула: "Какой позор! Я прямо в лицо отругала правителя правоверных!" и стала просить прощения.
- Не беспокойтесь, да воздаст вам Всевышний Аллах благом! - сказал ей ‘Умар и начал искать кусок кожи, чтобы написать на нём, но когда не нашёл, то отрезал кусок кожи от тулупа, который был на нём, и написал:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ هذا ما اشترى عمر من فلانة ظلامتها منذ ولي إلى يومنا بخمسة وعشرين دينارًا، فما تدعي عند وقوفي في المحشر بين يدي الله -عز وجل- فعمر منه بريء، شهد على ذلك علي بن أبي طالب وعبد الله بن مسعود
"Именем Аллаха Милостивого и Милосердного. ‘Умар выкупил у такой-то женщины её обиду на его притеснения с того момента, как он стал правителем, до сегодняшнего дня, за двадцать пять динаров. Она не будет иметь ко мне претензий, когда я буду стоять на Махшаре перед Всевышним Аллахом. ‘Умар непричастен ко всему этому. Свидетелями являются ‘Али бин Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн Мас’уд".
Он отдал письмо ‘Али и сказал: "Если я умру раньше вас, то положите это ко мне в саван, чтобы в Судный День у меня был аргумент, что я не обижал, и нет на меня обиженных"».
Такими были сахабы Пророка Мухаммада ﷺ. Получив при жизни радостную весть о Рае, они продолжали оставаться глубоко благодарными Аллаху, искренне соблюдающими Его Законы и жили с полным ощущением, будто Судный день уже завтра.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Мухаммад Султанов