Образцовая правдивость Пророка Мух’аммада (мир ему и благословение Аллаhа)
Правдивость (сидк) является одним из самых важных качеств человека. Поэтому Всевышний Аллаh в Священном Коране обращает на правдивость особое внимание Своих рабов. Обращаясь ко всем уверовавшим, Аллаh в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اتَّقُوا اللهَّ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ
(смысл): «О те, кто уверовали! Бойтесь Аллаhа и будьте вместе с правдивыми». (сура Ат-Тавба: 119)
Всевышний Аллаh, обращаясь ко всем верующим в этом аяте, указывает на то, что каждый член мусульманского общества должен иметь это качество, ибо правдивость и честность являются ключом ко всему благому.
Правдивость в жизни Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего)
Честность и правдивость Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) были примером для подражания для всего человечества. Курайшиты ещё до ниспослания пророческой миссии дали Мух’аммаду (мир ему и благословение Аллаhа) прозвище Ас-Садик Аль-Амин (Правдивый и Верный) и оставляли именно у него свои вещи на хранение.
Когда Мух’аммад (мир ему и благословение Аллаhа) получил пророческую миссию и мекканцы, в том числе и его родственники, встали против него и объявили ему открытую войну, он сохранил свой благой нрав и отношение к ним. Несмотря на то, что эти люди стали ему явными врагами, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) вернул им всё то, что было оставлено у него на хранение, в целости и сохранности.
Когда Всевышний Аллаh повелел увещевать и предостерегать своё племя и родственников, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) поднялся на гору Сафа и сказал:
أَرَأَيْتَكُمْ لَوْ أَخْبَرْتُكُمْ أَنَّ خَيْلًا بِالوَادِي تُرِيدُ أَنْ تُغِيرَ عَلَيْكُمْ، أَكُنْتُمْ مُصَدِّقِيَّ قَالُوا: نَعَمْ، مَا جَرَّبْنَا عَلَيْكَ إِلَّا صِدْقًا، قَالَ: فَإِنِّي نَذِيرٌ لَكُمْ بَيْنَ يَدَيْ عَذَابٍ شَدِيدٍ
«“Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?” Они ответили: “Да, мы не видели от тебя ничего, кроме правды”. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: “Поистине, я предостерегаю вас перед наступлением тяжких мучений”». (Бухари, 4770; Муслим, 208)
О честности и правдивости Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) свидетельствовали даже те, кто сильно враждовал с ним. Ан-Назр ибн Аль-Харис, выступая перед курайшитской знатью, сказал:
«О собрание курайшитов, клянусь Аллаhом, у вас возникла проблема, которую вы не сможете решить. Когда Мух’аммад был юношей, вы были больше всех довольны им, он был самым честным, правдивым и верным среди вас.
А когда он повзрослел и у него появились седины, и он пришёл к вам, с чем пришёл, вы сказали, что он колдун. Нет! Клянусь Аллаhом, он не колдун. Мы ведь видели колдунов и знаем их проделки.
Также вы сказали, что он предсказатель. Нет. Он не предсказатель, мы ведь видели и знаем их движения и слышали их рифмы. Также вы сказали, что он поэт. Нет. Клянусь Аллаhом, он не поэт. Мы ведь видели, какие бывают стихи, и слышали все их разновидности – и хазадж, и раджаз. Также вы сказали, что он маджнун (одержимый джиннами). Нет. Клянусь Аллаhом, он не маджнун». (Ибн Хишам, «Ас-Сира ан-набавия»)
Побуждение Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) к правдивости
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) всё время побуждал мусульман к правдивости и честности своими словами и делами.
От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллаh) передаётся, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
اضْمَنُوا لي سِتّاً مِنْ أنْفُسِكُمْ أضْمَنْ لَكُمُ الجَنّة اصْدُقُوا إذا حَدَّثْتُمْ وأوْفُوا إذا وَعَدْتُم وأدُّوا إذا ائْتُمِنْتُمْ واحفَظُوا فُرُوجَكُمْ وَغُضُّوا أبْصارَكُمْ وَكُفُّوا أيْدِيَكُمْ
«Поручитесь мне за шесть вещей, и я поручусь, что вы войдёте в Рай: говорите правду, когда будете что-то рассказывать; сдерживайте данное вами обещание; возвращайте отданное вам на хранение; охраняйте свои половые органы от прелюбодеяния; опускайте свои взоры, когда видите запретное; удерживайте свои руки от совершения запретного». (Ибн Хиббан, 271; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 4464)
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) был правдивым во всех своих действиях и словах, даже когда он шутил. Некоторые ошибочно предполагают, что в шутку можно солгать, но это недопустимо, и Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) не разрешал лгать ни в коем случае.
От Анаса (да будет доволен им Аллаh) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، احْمِلْنِي، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّا حَامِلُوكَ عَلَى وَلَدِ نَاقَةٍ قَالَ: وَمَا أَصْنَعُ بِوَلَدِ النَّاقَةِ؟ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: وَهَلْ تَلِدُ الْإِبِلَ إِلَّا النُّوقُ
«Как-то раз один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) и попросил: "О Посланник Аллаhа, посади меня верхом". В ответ ему Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Я посажу тебя на того, кого родила верблюдица (на детёныша верблюдицы)". Человек решил, что речь идёт о маленьком верблюжонке, и воскликнул: "О Посланник Аллаhа, что же я буду делать с детёнышем верблюдицы?" Тогда Посланник Аллаh (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "А разве верблюдов рожает кто-нибудь, кроме верблюдиц?"». (Имам Ахмад, 13817; Абу Дауд, 4998; Тирмизи, 1991)
Такова была жизнь Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) – заполненная честностью во всём. Правдивость, несомненно, заполняет одну из важнейших ниш в Исламе, являясь одним из ярких показателей веры и моральных устоев мусульманина.
Ислам как религиозная система окрепла и выстояла благодаря в том числе и этому качеству. Правдивость не только выступает показателем степени искренности веры мусульманина, но и имеет судьбоносное влияние на исход его жизни.
Честность Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) вызывала уважение и доверие к нему всех людей: и мусульман, и немусульман. Многие племена, видя его честность, правдивость, верность данному слову и благой нрав, просили взять их под защиту.
Мухаммад Султанов